Кандидат искусствоведения и почетный член Российской академии художеств на протяжении всей своей творческой биографии занимается вопросами русской культуры и искусства. Предваряя международную конференцию «Искусство глазами молодых», вместе размышляем о силе искусства.
Вы родились в творческой семье, а ваш отец – известный художник. С чем вы связываете ваше становление?
До пяти лет я жила с бабушкой в красивом селе на берегу Июса, это Хакасия. Каждое лето мое детство и юность проходили там. В памяти остались теплые уютные вечера и сказки, которые нам с сестрой читала бабушка. Это чувство необычайного слияния с тишиной и природой, абсолютной гармонии мироздания и твоего собственного восторга перед миром и стало началом пути в искусство. Творчество моего папы связано с пейзажем Хакасии, он открыл мне живописную красоту степей. Я с детства росла в атмосфере запахов полыни и солнца. Папа в те годы писал холсты дома – мастерские появились позже. Так Хакасия и живопись стали для меня единым целым. Перед окончанием школы он спросил меняо том, кем я хочу быть. «Хочу работать в архиве, изучать историю» – был мой ответ, который его несколько рассмешил. Папа сказал: «При твоём темпераменте...надо думать!» Профессию искусствоведа папа мне и выбрал. Я приходила к нему в мастерскую, и он учил меня анализировать и понимать язык искусства. Благодаря этим беседам начала формироваться моя осознанная позиция в искусстве.
Вы теоретик искусства. Считаете ли, что знание канонов и правил в искусстве помогает восприятию?
Теория ничему не научит, первична личность человека. Сейчас не принято цитировать Маркса, но мне очень запомнилась одна его фраза: «Если вы хотите воспринимать искусство, вы должны быть художественно образованным человеком». Несколько лет после окончания института я работала в одном из интереснейших музеев страны в Средней Азии, в городе Нукусе, который прославился уникальной коллекцией искусства двадцатых–тридцатых годов. Этот музей был создан усилиями талантливейшего человека, художника Игоря Витальевича Савицкого. Когда зритель подходит к искусству не с позиции «бывает или не бывает», он глубже его чувствует и понимает, поэтому полуобразованность всегда хуже, чем открытость и естественность. Самая нерприятная форма невежества – это полуобразованность. Если говорить в исторических категориях, то я бы обозначила современное процессы в культуре периодом глубокого мировоззренческого кризиса. Это достаточно характерно, потому что мы ушли из одного, а к другому еще не пришли, мы цепляемся за прошлое, а это прошлое уже не может повториться. Происходит смена картин мира. И это очень болезненный период. Не стало масштаба личности, а раз нет масштаба личности, то все сыплется, нет авторитетов, нет способности к суждениям, человек стал очень пассивен.
Наблюдая процессы в современном искусстве, можно проводить параллели с современной действительностью?
Искусство – очень точный барометр современности. По тому, что происходит в искусстве, можно совершенно точно предсказать, что происходит сейчас или будет происходить в будущем. Русская революция в искусстве авангарда произошла намного раньше, чем в историческом календарном времени. Завершение исторического периода в обществе, государствах, культуре предчувствуются в искусстве через стиль и язык формы меняется представление о времени и пространстве. Чем больше барочности и маньеризма, тем ближе крах. Агония выражается не обнищании, а в роскоши. Маньеризм – замыкающая точка развития общества – все уходит во внешнее. Это нагляднее всего можно проследить в архитектуре – когда мы идем по городу, мы не замечаем этого, мы оказываемся в ситуации, в которую нас поместили.
Меняется время, с ним должны меняться и культурные коды в пространстве. А за ними меняется и само общество, согласитесь?
Да, и они нас кодируют. Почему в старых городах в архитектуре очень мало прямых линий: это всегда колоннада, промежутки, разные высоты. Действует закон психологии – прямые линии приводят к депрессии. Человек вышел из природы, поэтому архитектура со времен античности и Древнего Египта является воплощением гармонии и равновесия природы, а в природе нет прямых линий. Когда нет простора, все зажато в рамки, то человек чувствует себя некомфортно и становится агрессивным. Город формирует общество, и общество также формирует город – все взаимосвязано. Я помню, как нас учил Савицкий, когда мы спрашивали, как понять, где шедевр. Он говорил: «Повесьте рядом картину Левитана и Моне, и вы увидите разницу». Повесьте картину у себя дома, сколько вы ее выдержите? Если через год вы не можете с ней жить, она нарушает ваше пространство, значит, это картинка, а не живопись. И это проверено. Когда вы держите у себя дома настоящее искусство, вы понимаете, что это часть вашего внутреннего мира. Вы смотрите и успокаиваетесь, оно становится вашим духовником. Как только вы убираете – сразу пустота. Всех интересует известность «Черного квадрата». Но надо помнить, что это не станковая живопись, а визуализация философской идеи, и ее нельзя вот так рассматривать, но если вы ее повесите в соответствующее пространство, то она будет работать как эстетическая концепция. Когда дети рисуют, то они формируют для себя некий образ окружающего их мира. Заметьте, человек начинает рисовать раньше, чем он начинает писать и даже говорить. Искусство – это знак мира и знак нас самих. Какие мы, таким и будет искусство.
Комментарии (0)