Генеральный директор Красноярской краевой филармонии открыла новый, шестьдесят четвертый, сезон мировой премьерой — концертом «3 дирижера + 2 оркестра», в котором приняли участие Владимир Ланде, Валерий Шелепов и Саша Мякиля.
Дальше нас ждут премьеры такого же уровня?
Да, сезон необходимо начать с сильных и ярких проектов, чтобы привлечь зрителя и задать нужный настрой на весь концертный сезон. В сентябре реализуем проект, посвященный творчеству Сергея Рахманинова. Совершенно случайно в разговоре с ведущим телеканала «Культура» Юлианом Макаровым мы пришли к тому, что было бы здорово прочитать письма композитора. Сам Юлиан приедет читать, а народный артист России Николай Луганский и наш симфонический оркестр во главе с Владимиром Ланде сыграют второй концерт Рахманинова, Симфонические танцы и рапсодию на тему Паганини. Хочется не только дать возможность слышать гениальные сочинения, но и погрузить зрителя в эпоху композитора. А днем раньше Николай Луганский сыграет сольный концерт — классику: Шумана, Шопена.
Еще мы познакомим Красноярск с творчеством американского композитора-минималиста Филипа Гласса. Красноярский академический симфонический оркестр исполнит произведение «Икар» в сопровождении современных визуальных технологий и художественного слова (в прошлом концертном сезоне талантливый скрипач Сергей Крылов исполнил второй концерт Филипа Гласса — так что красноярцы уже успели полюбить творчество этого американского минималиста). На мировой премьере «Икара» текст читал Энтони Хопкинс, в Красноярске чтецом станет Никита Ефремов, представитель славной театральной династии. Проект реализуется совместно с Фондом Михаила Прохорова. В конце декабря на сцене филармонии выступит Пермский симфонический оркестр во главе с Теодором Курентзисом. Так что этот сезон будет не менее насыщенным, чем предыдущие.
За тот период, что вы руководите филармонией, ее восприятие у публики изменилось — теперь на концерты ходит и молодежь. Как удалось привлечь?
Во-первых, у нас молодая команда. Причем дело не только в возрасте, но и в энергетике. Во-вторых, в филармонии работает много профессионалов-музыкантов. Люди в возрасте приходят к классике, потому что понимают — она спасает мир. Юным надо объяснить, что такое классическая музыка,и найти для этого новые формы. Например, через спорт — как в проекте «Экстремальная классика», или через визуализацию. В конце концов классика — это образец. Ведь и в роке, и в поп-сегменте есть своя классика. Когда я вижу молодые лица слушателей в филармонии, то понимаю, что у нас есть будущее, что мы идем верной дорогой. Мы хотим, чтобы слушать классическую музыку было модно, чтобы концерты обсуждали на даче, во время прогулок — везде.
Классическая музыка подразумевает элитарность?
Абсолютно нет. Конечно, есть свои течения, композиторы, которых сложно слушать, но в целом классическая музыка не элитарна — она для всех.
А с вами она была на протяжении всей жизни?
В детстве меня родители заставляли ходить на концерты классической музыки, а я это не любила, как и большинство детей. С шести лет раз в месяц мы отправлялись слушать симфонический оркестр (абонементный концерт) либо в первую музыкальную школу, либо в ДК имени 1 Мая, либо в училище искусств. Для меня это было невыносимо, но через какое-то время я поняла, что не могу без этого.
Когда отдыхала в Праге, решила свозить подругу в Дрезденскую галерею. За день находились так, что стерли ноги и сели передохнуть в кафе. Слышу, начинает звучать первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром, тут же прекращается, снова играет и опять прерывается. Думаю: «Да что же такое? Неужели сыграть не могут?» Выхожу на улицу и вижу, что Ланг Ланг репетирует с оркестром прямо на площади. Я чуть с ума не сошла от счастья! Тут же пересели за столик на улице — это был фантастический день!
Понимать и любить классическую музыку можно, только слушая ее с детства?
Музыка вне возраста. Стать чище, лучше, светлее можно и в семьдесят лет. Майю Плисецкую как-то спросили, до какого возраста балерина может танцевать. Она ответила примерно так: «Танцевать она может до последнего дня своего, только смотреть на это невозможно». Так и петь можно научиться хоть когда, а тем более — начать слушать классику.
Вы верите в судьбу?
Когда наступает сложный период в жизни, я часто хожу в церковь. Считаю, это необходимо. Вот недавно была у старшей дочери в Грузии, посетила практически все энергетические места. Бог — это последняя доминанта, которая вытаскивает тебя из трудной жизненной ситуации. В судьбу тоже верю, летать, например, совершенно не боюсь. Когда начинает трясти, я спокойна и думаю: «Да вы что, я столько не нагрешила».
Юлия Кулакова с отличием окончила Красноярское училище искусств и Красноярский государственный институт искусств, получила квалификацию «Руководитель академического хора». Руководила детской школой искусств, пять лет работала в хореографическом колледже. Любимое произведение — «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева. Коллекционирует статуэтки балерин, часть коллекции хранится дома, часть — в рабочем кабинете.
Текст: Татьяна Зиза. Фото: Глеб Виноградов
Комментарии (0)