Архитектор, художник и иллюстратор создает цифровые картины в жанре диджитал-арт и восхитил культурную Европу: его работы опубликовали американский и берлинский журналы об искусстве Designboom, Kaltblut, а уже в январе у него состоится первая персональная выставка.
Как вы обратили на себя внимание столь известных зарубежных изданий?
Специализирующиеся на моде, искусстве, дизайне или музыке СМИ зачастую делают шаг навстречу молодым новым дарованиям и принимают их портфолио на рассмотрение. Это стандартная практика в Европе и Америке. Зарубежные художники вообще постоянно рассылают свои работы в разные издательства. Пожалуй, такой способ — единственно возможный, чтобы заявить о себе, если ты не имеешь средств, но занимаешься искусством и хочешь, чтобы о тебе узнали. Специалисты в профильных журналах разбираются в том, что актуально и интересно на данный момент, знают толк в трендах. В случае когда твои работы посчитают достойными, тебе напишут: «Да, нам нравится то, что ты делаешь, мы готовы это опубликовать». Я сейчас стараюсь выйти на новый, даже международный уровень и показать свое творчество большему количеству людей, а не только Красноярску. Мы изолированы от основного культурного мира, и если ты делаешь какой-то проект, его непросто придать огласке. Публикации Designboom и Kaltblut — это один из способов.
Почему вы работаете в таком пока еще непривычном направлении, как диджитал-арт?
Прогресс не стоит на месте, надо идти в ногу со временем. На самом деле классическая живопись и цифровое искусство — практически одно и то же. Я не разделяю эти понятия. Без базовых навыков не выйдет ничего хорошего ни в чем. Отличаются только инструменты. Направление диджитал-арта, конечно, еще молодое. Когда люди слышат слово «фотошоп», то реагируют неоднозначно, находятся в растерянности. Я сталкиваюсь даже со скептическим отношением, и не только в Красноярске. Мало информации о жанре, нет изданий, которые проводили бы ликбез. Никто не объясняет, что такое диджитал-арт и с чем его едят. Все привыкли к традиционной живописи, когда художник работает кистью и акварелью, а если ты сидишь за компьютером, значит, занимаешься каким-то бредом. Молодежь постепенно, помаленьку познает и принимает прелесть цифрового искусства, но есть и те, кто не может с ним смириться. Надо, чтобы по всему миру диджитал-арт стал мэйнстримовым направлением, тогда да, люди его примут.
А может быть, ваш выбор продиктован желанием выделиться на фоне других молодых художников?
Нет, я же не первооткрыватель направления. Во всех отраслях к цифровому искусству уже прибегают. Просто вопрос в том, как оно подается: как средство для реализации сторонних целей или как нечто самостоятельное. Я как раз стараюсь показать, что творчество вращается вокруг цифровых технологий, которые рождают реальные художественные картины. В этом я, может быть, и первый.
У вас уже есть свой художественный стиль? Ведь все работы выполнены в черно-белом цвете, в каждой присутствуют научные элементы.
Тут дело вкуса. Мне нравится все минималистичное и современное. На данный период мне это близко. Я не говорю, что буду рисовать так всю жизнь, пока скорее набиваю руку, только формирую свой стиль. У меня нет убеждения, что мои работы — это априори красиво, а все, что создают другие, — нет. Более того, совершенно не считаю себя состоявшимся художником. Публикации в крупных журналах — это еще и своеобразные фидбэки. Если мне говорят да, в голове ставлю галочку, что двигаюсь в верном направлении. В случае отказа тоже стараюсь грамотно переварить информацию и делать выводы, что надо что-то менять или подтянуть.
На ваш взгляд, есть ли критерии оценки искусства?
Сейчас в творчестве два пути: либо ты создаешь картину, наполненную глубочайшим смыслом, либо, как бы банально это ни звучало, просто что-то красивое. Человек со стороны не должен искать подтекст в твоей работе. Первая эмоция — она самая правильная. Все очень просто: нравится или не нравится. Если да, то я выполнил свою задачу как художник, если нет — надо еще поработать. Хотя тут палка о двух концах, ведь не стоит удовлетворять все потребности толпы, нужно прививать вкус. Я пытаюсь найти компромисс, пока, на мой взгляд, удачно.
Для творческого человека важно вдохновение?
Я не совсем понимаю значение этого слова. На мой взгляд, ключ ко всему — в работе мозга, который генерирует идеи. Нет такого, чтобы я шел, увидел или услышал что-то прекрасное и под воздействием этого сел рисовать. Бывает, конечно, что картинка возникает в голове. Тогда ты тут же начинаешь ее реализовывать. Может получиться круто, а может и нет.
Вас называют талантливым художником, согласны с этим утверждением?
Я убежден, что таланта в принципе нет. Есть предрасположенность. Можно научить человека делать абсолютно все, тут главный вопрос в приоритетах. Если тебе интересно, ты быстро схватываешь, посвящаешь себя делу полностью. Если нет, то работать будешь из-под палки, но все равно овладеешь навыками. Талант — это понятие для оправдания своих неудач. Например, мне в школе говорили, что раз я левша, то рисовать не смогу никогда. И что? Рисую, и вполне неплохо.
Евгений Спиридонов занимается диджитал-артом с 2010 года. Его работы совмещают поп-культуру и научные элементы. Также интересуется каллиграфией. Любимые художники — Петр Яблонский, Ким Янг Джи. Евгений активно продвигает свое творчество в социальных сетях, выкладывает видео с процессом создания своих работ под именем evgenyadd. Увлекается современной немецкой архитектурой.
Текст: Татьяна Зиза. Фото: Юлия Беляева
Комментарии (0)