18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Олег Рыбкин

Главный режиссер драматического театра имени Пушкина, художественный руководитель фестиваля современной драматургии «Драма. Новый Код» получил грант от Министерства культуры России на реализацию проекта «Мы повернули истории бег».

Чему будет посвящен проект?

В его основе — глобальное событие в масштабах всего мира и, естественно, страны: 100-летие Великой Октябрьской революции. Не знаю, нужно ли добавлять к названию слово «социалистическая», так как в одних учебниках его убрали, а в других — нет. Мы покажем, каким образом искусство и литература были отражены во время этого события. Состоит проект из нескольких частей. Сейчас мы получили грант на первую, связанную с дореволюционным периодом. Это Серебряный век, драматургия, литература, изобразительное искусство и театр того времени.

Сколько всего будет событий и что в них войдет?

В рамках первой части сделаем творческо-поэтический вечер, который проведет московский режиссер мастерской Петра Наумовича Фоменко Иван Поповский, также в нем примет участие коллектив Елены Камбуровой. Прозвучат стихи Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Александра Блока, Андрея Белого. Вторая часть — спектакль, поставит который ваш покорный слуга. Это драматическая композиция по творчеству Леонида Андреева, которая называется «Дни нашей жизни». У автора есть пьеса с таким названием, но в спектакль войдут и другие его произведения: рассказы, очерки, отрывки. Например, «Жизнь человека» и «Анфиса». Третья часть — гвоздь проекта — спектакль мастерской Петра Наумовича Фоменко в постановке Ивана Поповского «Отравленная туника». Как раз сейчас я вернулся из Москвы, где мы обо всем договорились. Еще одна важная составляющая — круглый стол «Столетие Великой Октябрьской революции. Осмысление во имя консолидации». Он соберет искусствоведов, культурологов, преподавателей, студентов, историков. Поговорим о предчувствии глобальных перемен в начале двадцатого века, сибирских поэтах того времени. В заключение устраиваем выставку «Писатели и поэты Сибири начала двадцатого века» при поддержке научной библиотеки и краеведческого музея.

Тему выбирали, зная, что она поможет выиграть?

Да, я был уверен в этом. Почему-то никто больше не догадался. Не хочу здесь скромничать, но я внутренне понимал, что такая тематика не позволит пройти мимо проекта. Так и получилось: привлекли внимание Министерства культуры России. Думаю, не мы последние обратимся к Октябрьской революции, но точно первые. Столетие необходимо осмыслить. Не думайте, что я подогнал все под удачную дату. В нашем случае все совпало, и в первую очередь мой интерес к тому времени. Он давний. Я много ставил и Михаила Булгакова, и Николая Гумилева. Для меня это очень близко.

А вообще политика в искусстве вам интересна?

Нет. Никогда не ставил и не хотел ставить политические спектакли. Не считаю, что этим можно изменить или не изменить. Человек меняется скорее благодаря нравственному или эстетическому воздействию.

Поддерживаете мнение о том, что Красноярск сильно отстает от столичных театров?

Я бы так не сказал. Но вот современного искусства у нас немного. Для того чтобы оно жило, необходимо больше независимых музеев, театров, коллективов. Они создают то самое современное искусство в силу своей открытости, существования вне каких-либо политических симпатий или эмпатий.

Есть образцы современного искусства, которые вам нравятся?

Мне очень интересно то, что происходит в московском электротеатре «Станиславский». Он никогда не заявлял себя как оппозиционный, но занимается проблемами искусства, режиссуры. Еще образовательный проект — Театральный центр Мейерхольда. Он занимается поддержкой независимых трупп, которые могут прийти туда и за небольшие деньги получить возможность высказаться.

Как можете оценить нашего зрителя?

В Красноярске аудитория сложно воспринимает современные формы театра. Она тяготеет к более традиционному воплощению. Режиссер должен это учитывать. Иногда эдакий консерватизм удается победить благодаря художественности работы. Может быть, театры недорабатывают, может, насмотренности зрителям не хватает. Мне кажется, что театры не очень хорошо работают с современной молодежью. Должна быть взаимная заинтересованность. Молодые лица, которые любят современное искусство, разбираются в нем, мы видим лишь на фестивале ДНК. У театра Пушкина разнообразный репертуар. Мы объединяем в себе и Центр Мейерхольда, и Малый театр. Может быть, нам нужно больше спектаклей, затрагивающих проблемы молодежи, но нет у нас возможности работать только на определенную публику.

Что помогает вам придумывать новые проекты, ставить спектакли?

Бывает, вдохновение приходит от прочтения книги, пьесы, фильма. Это процесс неконтролируемый. Другое дело, что плановость нашей жизни не позволяет сиюминутно воплощать идеи в жизнь. Есть же такая вещь, как репертуар, расписание. Зачастую что-то действительно достойное откладывается в стол. Однако через какое-то время ты открываешь его, а задумка уже никому не нужна.

Олег Рыбкин окончил Российскую академию театрального искусства, мастерскую Петра Наумовича Фоменко. Постановки Олега Рыбкина участвовали в международных фестивалях Европы: «Реальный театр», «Островский в доме Островского», «Сибирский транзит», «Международный Волковский фестиваль». В 2006 году занял пост главного режиссера театра Пушкина. Шесть спектаклей Олега Рыбкина были номинантами национальной театральной премии «Золотая маска».

Текст: Татьяна Зиза . Фото: Александр Нерозя

Материал из номера:
июнь-июль 2016

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: