Дирижер с мировым именем, музыкальный директор симфонического оркестра COSMIC и камерного оркестра «Солисты Вашингтона» назначен художественным руководителем Красноярского академического симфонического оркестра и уже летом организует трансляцию концертов через Интернет.
Как вы получили приглашение работать в Красноярске?
В России я работаю довольно давно. Много лет сотрудничаю с Санкт-Петербургским государственным симфоническим оркестром, а с 2008 года выступаю в качестве приглашенного главного дирижера. Также у меня есть немалый опыт взаимодействия с оркестрами в других российских городах. Седьмого февраля я дирижировал на концерте в Красноярске. На мой взгляд, все прошло очень удачно. Над созданием общей концепции мы вместе с музыкантами работали быстро и весьма позитивно. Я был рад узнать, что они тоже остались довольны нашими репетициями и свое мнение выразили губернатору края. Само предложение возглавить Красноярский симфонический оркестр мне поступило от Виктора Александровича Толоконского в день концерта. Я с удовольствием его принял, ведь к тому моменту уже сам был очарован этим коллективом.
Как бы вы охарактеризовали красноярских музыкантов?
Я много дирижирую по всему свету, работаю с разными коллективами: в России, Америке, Корее, Европе. В последнее время стал замечать, что по-настоящему смелые оркестры стали редкостью. Это когда музыканты не защищаются от сложностей, а вместе с дирижером целиком погружаются в музыку, принимают любые темпы, проявляют инициативу, импровизируют. Такая гибкость в наше время редка. Это уникальное качество я встретил здесь и очень высоко его оценил. Уверен, музыканты еще сами не догадываются, насколько их оркестр хорош. Моя цель, чтобы об этом узнали не только они, но и любители музыки на всем земном шаре.
В чем отличия наших исполнителей от зарубежных?
В последние пятнадцать-двадцать лет на Западе существует такая печальная тенденция, что в оркестры принимают музыкантов, которые могут сто раз сыграть абсолютно одинаково. Но
с точки зрения истинного искусства такое невозможно. Музыка рождается в руках мастера сиюминутно. Живое исполнение тем и интересно, что его нельзя повторить, потому что человек не
может всегда совершенно одинаково чувствовать. Но, увы, мир мировой музыки охватило клонирование, которое повлияло даже на ведущие западные коллективы, хотя некоторые из них еще находят в себе творческие силы удержаться от подобного.
Какие мировые тенденции вы привезете к нам?
Мы планируем организовать трансляцию концертов по Сети, как это модно сейчас во всем мире. Все, у кого есть компьютер, их услышат. Также будем договариваться с кинотеатрами, чтобы слушатели смогли наслаждаться исполнительским мастерством музыкантов в атмосфере максимально приближенной к зрительному залу филармонии. Качество звука и изображения будет превосходным. Первый такой проект состоится уже девятого июня, и его бриллиантом станет Мадлен Шу — гениальная девятилетняя пианистка из США. Она будет играть концерт для фортепиано с оркестром Йозефа Гайдна.
Как в целом относятся к классической музыке в западных странах и у нас?
Там деньги на проведение концертов дают меценаты, люди в основном пожилые, их вкусы и взгляды сформировались около шестидесяти лет назад. Соответственно, то, что было новаторством тогда,
сейчас уже не ново и далеко не так интересно. Но они дают деньги только под определенные проекты. И вот получается такое, не побоюсь этого слова, «потребительское» отношение, то есть музыка и искусство в целом должны удовлетворять их желания. В России наоборот, темперамент людей не дает замыкаться в прошлом. Они с радостью воспринимают все новое. Мне кажется, что россияне и жители Красноярского края в частности готовы услышать современные концепции.
Чем вы увлекаетесь помимо музыки?
Несколько лет назад, когда еще было свободное время, я записался в клуб и учился пилотировать одномоторные самолеты. Даже летал пару раз на работу сам. В Америке, для поддержания лицензии, нужно налетать несколько часов в год, но у меня сейчас на это нет времени. Из хобби осталось лишь то, что особенно нравится: собирать грибы и ловить рыбу. Хотя это у меня случается раз в двадцать пять лет. В прошлом году в окрестностях Петербурга я с большим удовольствием искал подосиновики и подберезовики. Удивительно, но все еще помню, как их отличить друг от друга. Рыбачить удается чаще — раз в пять лет. Но так или иначе все свое свободное время я люблю проводить со своей супругой Дарьей, с которой у нас много общего еще и в профессиональной сфере: она менеджер культурных связей.
Как ваша жена относится к такому плотному рабочему графику с постоянными гастролями по миру?
Когда мы поженились, ее родные были огорчены неизбежным переездом в Америку. Хотя переезд этот был относительный, потому что мы оба находимся в России много времени, порой даже больше, чем в Штатах. И когда у нее есть свободные дни, она ездит со мной. Наш дом находится там, где есть мы оба. Ощущение дома нам приходится всегда возить с собой
Владимир Ланде родился в Ленинграде. В 1986 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу гобоя и фортепиано. Более двадцати лет живет в США. Является Профессором St.Mary`sCollege (Мэриленд), преподает в Американском университете и Консерватории в Вашингтоне. Дает мастер-классы по всему миру. В дополнение к своей карьере дирижера продолжает с успехом выступать и как гобоист.
Текст: Жанна Прохоренко . Фото: Александр Нерозя
Комментарии (0)