Депутат ЗС и президент Фонда имени Виктора Петровича Астафьева ко дню памяти сибирского писателя совместно с ГТРК «Красноярск»готовит аудиокнигу, где автор сам читает главы из своей повести «Последний поклон».
Что послужило толчком для создания фонда двадцать лет назад? Идея принадлежала самому Виктору Петровичу. Он хотел, чтобы ежегодно вручались премии молодым талантам: прозаикам, поэтам, журналистам, актерам театров. Красноярские бизнесмены организовали этот фонд вскладчину под эгидой краевой и городской власти. Со временем в программе остались только литературные премии, от других решили отказаться.
Много ли авторов открыл фонд за эти годы?
Мы не ставим себе задачу искать новые имена в литературе. Важно другое — показать молодому талантливому человеку, что его творчество заметили и оценили. В разные годы лауреатами премии становились Даша Мосунова, которая теперь является исполнительным директором фонда, поэт Антон Нечаев — тоже ведет для нас большую экспертную работу, поэт и просветитель Марина Савиных — редактор журнала «День и Ночь», из новых имен отмечу москвичку Марию Ряховскую — премия-то теперь всероссийская.
Понимаете, при многоканальности нынешних информационных потоков читателю сложно ориентироваться в литературных процессах. В советское время существовала единая культурная среда — мы знали, где следить за новинками: рецензии «Литературной газеты», публикации в «Роман-газете» и других изданиях формировали так называемый мейнстрим. А сейчас «сред» множество, в каждой свои хедлайнеры, поэтому человек в растерянности. В этой ситуации литературные премии служат своеобразными «маркерами» и помогают читателям ориентироваться в литературе.
Что подвигло вас в 2011 году провести первый ежегодный конкурс «Душа Сибири»?
Мы стараемся привлечь внимание к имени, судьбе и творчеству Астафьева. Поэтому и организовали всесибирский конкурс для школьных учителей, которые показывают, как они знакомят детей с произведениями Виктора Петровича — а значит, и с жизнью Сибири. Например, Лариса Чеботарева подготовила целую коллекцию примеров-отрывков из произведений Астафьева, которые она искусно использует на уроках биологии. Кстати, творчество самих учеников тоже помогает лучше осмыслить образы и события: учителя предлагают подросткам нарисовать Астафьевских героев, придумать продолжение их судьбы, найти описанные автором места. Так дети становятся более внимательными и искренними читателями. Это необходимо, потому что понимание другого человека сейчас в большом дефиците. А чтение — это и есть восприятие чужого мнения.
Государство прилагает усилия к сохранению Астафьевского наследия?
Конечно. Здесь важно, что государственные решения опираются на общественное мнение, в том числе и на инициативы Фонда Астафьева. В Овсянке, например, нам удалось добиться реставрации дома писателя. Во-вторых, получилось приобрести для краеведческого музея землю соседнего с домом участка, где теперь организовано пространство для разного рода культурных событий и открыт небольшой экспозиционный зал. И третьим объектом комплекса в Овсянке остается музей повести «Последний поклон», созданный на личные средства Александра Хлопонина. А сейчас по решению губернатора Виктора Толоконского выделены средства на ремонт библиотеки-музея в Овсянке.
А сейчас еще и готовится необычное издание?
Помогли коллеги из ГТРК «Красноярск». В свое время Виктор Петрович активно сотрудничал с краевым радио, там сохранилось много записей интервью, и даже начитанные самим автором главы повести «Последний поклон». Некоторые фрагменты из произведений и интервью мы включили в юбилейный концерт ко дню рождения писателя, и это получилось так трогательно — в зале звучал голос Астафьева и его любимая музыка. А потом решили издать целую аудиокнигу — Астафьев читает «Последний поклон». Ее презентация запланирована на эту осень.
Вы частый гость на концертах, выставках, фестивалях, многих других проектах городской культурной среды. Это ваш личный интерес или служебный долг?
Культура — это и есть человек, и существование без нее невозможно. Я сам хочу быть в курсе того, что происходит в этой сфере. Искусство создается и живет рядом с нами независимо от того, объявляет власть его нужным или нет. Посмотрите, какая насыщенная, интересная культурная жизнь сегодня в крае: известные коллективы сохраняют свои традиции, создают новые события, творческие люди самостоятельно воплощают свои идеи. Удивительным образом «прорастает» тема научно-просветительских музеев, появляются независимые культурные пространства, те же коворкинги. У нас в крае и в стране вообще происходит очень важная вещь: формируется ткань гражданской жизни, появляются частные институции, которые вступают в равный диалог с государственными структурами, а не зависят от них. Я живу надеждой, что в ближайшем будущем именно гражданская жизнь станет основой нашего общества.
Алексей Клешко в начале девяностых годов работал корреспондентом и ведущим на Красноярском краевом радио, был редактором независимой радиокомпании «Местное время» и делал авторские программы на телевидении. В 1997 году был признан лучшим телерадиоведущим года. Сейчас возглавляет комиссию по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества, входит в состав комитетов по образованию, науке и культуре.
Текст: Мария Юферова. Фото: архив героя
Комментарии (0)