Директор «Музейного центра «Площадь Мира» вместе с командой выиграла грант на реализацию проекта «Лаборатория искусства города». Теперь городская среда наполнится содержательными арт-объектами, объединяющими урбанистику и современное искусство.
Твой профессиональный путь в искусстве — это осознанное путешествие или счастливая случайность?
Для меня все началось в детском саду: в 1994 году в нашу группу принесли видеокассету с мультфильмом «Король Лев». Я влюбилась. У меня появилась мечта: научиться рисовать всех этих героев, а потом, может, и стать художником в команде Уолта Диснея. Довольно поздно я начала ходить в художественную школу, решила поступить на архитектора – не поступила и пошла на искусствоведение. В итоге двадцатипятилетний путь привел меня туда, где я есть сейчас. Скорее все началось случайно, а затем события и явления цеплялись одно за другим, вроде как в машине Голдберга или по принципу одной оброненной доминошки.
Сегодня «Музейный центр «Площадь Мира» – это такое государство в государстве. Разные выставочные площадки, интервенции в городские локации. Помимо активной и яркой выставочной деятельности музей ведет исследовательскую, международную, образовательную работу, имеет детские программы. Назови главное, что удалось добиться за эти годы управления музеем.
Я руковожу музеем три с половиной года. Наверное, главное, что с нами случилось – это ремонт нашего фасада и случившаяся одновременно реконструкция набережной. Теперь на площади Мира красиво и пешеходно! Второе – наше новое имя. Оно и про адрес, и про самоопределение: хотим объять и понять всю площадь этого мира, а еще стремимся создать площадку, где примиряются искусство, люди, взгляды, мнения. Третье – это найденные новые направления коммуникации с аудиторией: гениальная находка нашего специалиста по СММ Олеси Поздняковой – подкасты и инстаграм-путеводители по выставкам, а еще новые образовательные и коммуникативные программы: «Опыты искусства», «Книгоигры», «Ночные экскурсии». Здесь важен личностный фактор. Каждое «ноу-хау» имеет «лицо», своего автора-куратора, и их имена тоже известны в этом городе: Катерина Любимова, Саня Закиров, Александра Семенова, Анастасия Безвершук. Это частично относится к четвертому достижению – обновлению работы с молодыми художниками. Здесь большую роль играет «Сибирская лаборатория молодого искусства», которую курирует Оксана Будулак. Это важно – поддерживать местных молодых художников, делать их и свою жизнь лучше.
Современное искусство ищет форматы, которые «заходят» зрителю
Как за последние годы поменялось восприятие современного искусства в нашей стране? Есть ощущение, что стало лучше, но в профессиональном сообществе по-прежнему обсуждают, почему у нас не понимают и боятся арта.
Современное искусство ищет форматы, которые «заходят» зрителю: сначала это были музейные ночи и биеннале, теперь оно появляется в барах, барбершопах, клубах . В нашем городе тоже есть такие примеры – выставки в «Кройке» и «Фабрике». Очень поднялся сейчас стрит-арт. Еще современное искусство можно чаще увидеть в диалоге с классикой – это интервенции в тематические музеи. «Не понимают» и «боятся» тоже остались, конечно, но это нормально. Искусство не про «нравится» или «красиво», искусство про модель мира, пусть даже сиюминутную.
Стоит ли нам ждать арт-чуда в институции? И какую региональные музеи могут сыграть в этом роль?
Бума современного искусства ожидать не стоит. Оно развивается своими темпами. Скорее стоит ожидать большего интереса классических институций ко взаимодействию и коллаборациям. Во-первых, это требование времени и посетителя, во-вторых, прогрессивные и желающие развиваться люди видят в этом расширение смысла существования институции. Музей становится площадкой для переговоров, здесь есть место разным голосам: пожилых посетителей, людей с особыми потребностями, семей, рабочих. Самые громкие музейные имена можно отслеживать на сайте Фонда Потанина: коллеги со всей страны выигрывают гранты этого фонда и делают невероятные вещи.
Музей становится площадкой для переговоров
Как появился проект «Лаборатория искусства города»?
Летом 2018 года Фонд Потанина собрал на форсайт про будущее примерно девяносто музейщиков со всей страны. Мы обсуждали, придумывали новые решения и проекты. Потом была череда отборов, всего десять человек со всей страны получили возможность собрать междисциплинарную команду, пройти обучение в Московской школе менеджмента «Сколково», разработать проект про взаимодействие города и музея. Мы вместе с директором образовательной организации «Интерра» Еленой Бобровской и директором нашего Художественного музея им. Сурикова Владимиром Лузаном в 2019 году предложили проект «Лаборатория искусства города». Идея появилась гораздо раньше: это были обсуждения с коллегами и единомышленниками. Два года мы будем работать над появлением в городе новых объектов искусства – они будут в разных районах и на актуальные для города темы. В результате нескольких Лабораторий они будут созданы молодыми художниками – из Сибири и их зарубежными коллегами. Важную часть проекта составляют стажировки за границей и обмен опытом. На этапе подачи заявки мы заручились поддержкой городских властей, бизнеса и экспертного сообщества. По нашему замыслу, будет создана коллегия, обсуждающая задачи каждой Лаборатории, что поможет избежать ситуации, когда жители и пользователи района и\или города в целом реагируют так: «мы не знали или с нами не считаются». Мы попробовали сделать «пилот» проекта в этом году – результат можно было увидеть возле Художественного музея.
А еще важно знать, что
С отличием окончила факультет искусствоведения Сибирского федерального университета по специальности «искусствовед». Защитила диссертацию «Роль визуальной антропологии в социальном конструировании ценностей» и получила степень кандидата философских наук. С февраля 2016 года — директор Музейного центра «Площадь Мира». В 2018 году единственная из Сибири вошла в президентский Совет по культуре и искусству.
Текст: Александра Таянчина
Фото: Анна Мамаева
Комментарии (0)