18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Интервью с Евгением Стодушным

Генеральный директор Красноярской филармонии сделал её одним из постоянных ньюсмейкеров культурной жизни города и намерен вывести сибирские музыкальные проекты на мировой уровень. 

Вы родились в творческой семье, но выбрали профессию продюсера. Не пожалели?

За 15 лет моя профессия подарила мне возможность общения с выдающимися музыкантами и артистами! Первым впитывать их идеи, делиться своим видением и вместе доносить готовый результат до публики — разве об этом можно жалеть? Я с детства разделяю убеждение, что человек — кузнец своего счастья, и моя работа предоставляет не меньше интересных возможностей, чем творческая самореализация. Важно уметь замечать шансы, которые жизнь щедро даёт любому. Одним из таких шансов стала возможность возглавить Красноярскую краевую филармонию. Для меня это был вызов, который я принял, многое поставив на карту: карьеру в столице, налаженную жизнь в знакомом с детства мегаполисе, дорогое сердцу окружение из друзей и коллег. Но первая продолжительная беседа-собеседование с руководителем края, доверие, которое мне были готовы оказать, позволили отбросить сомнения и дали старт новому этапу моего профессионального пути.

Филармония — это такое государство в государстве: пять действующих площадок, активная международная и региональная концертная деятельность, разнообразные образовательные проекты. Что считаете своим главным достижением?

Восприятие Красноярской филармонии как крупнейшего культурного кластера Сибири наиболее точно характеризует наш подход ко всему, что мы сейчас делаем. Музыка — это художественный язык, не знающий границ, поэтому мы в своей работе устанавливаем не просто городской или краевой стандарт, а сразу международный. Очевидно, что моментально достичь его невозможно, но именно внутренняя установка позволяет моей команде делать это максимально быстро. Главным достижением на сегодня я бы назвал создание внутри нашего «музыкального государства» комфортных условий для творческой самореализации. В своей деятельности я опираюсь на высказывания известного учёного-физика Сергея Капицы: «Руководить — это значит не мешать хорошим людям работать». Такой подход к организации процессов в нашей творческой корпорации уже сейчас приносит свои плоды. В окнах филармонии почти всегда горит свет в нерабочее время, многие коллеги не хотят ограничивать себя должностной инструкцией и стремятся успеть сделать как можно больше! А это значит — они верят делу, которое я возглавляю и готовы следовать предложенным им ценностным ориентирам. С теми, кто хотел бы за философской рефлексией увидеть измеримый результат, могу поделиться конкретным фактом: в этом году впервые за много лет Красноярская филармония платит налог на прибыль. Значит, наши проекты оказались успешными и востребованными, значит, зритель «проголосовал рублём»! 

Репертуар Филармонии становится все разнообразнее: новые проекты и коллаборации коллективов, культурных брендов Сибири, визиты хедлайнеров мировой сцены.

Поначалу скептики давали прогноз, что я превращу филармонию в продюсерский центр, который будет заниматься прокатом коммерческих концертов. Не скрою, предпринимательская деятельность в концертном деле важна, она позволяет финансировать творческий эксперимент. Это базис, на котором строилась вся музыкальная жизнь ещё в Советском Союзе. При этом я твёрдо убеждён, что главная культурная ценность — это наши красноярские коллективы. Персональное внимание ко всем без исключения артистам, работа с их творческими инициативами важны для меня при создании сбалансированной афиши концертного сезона. Ещё одним своим ноу-хау могу назвать работу за пределами Красноярска. Постоянные командировки в Ачинск, Норильск, Железногорск или Енисейск позволили в корне изменить наше концертное предложение в этих небольших городах. Филармония может гордиться проведёнными там премьерными выступлениями Владимира Спивакова, Дениса Мацуева, Вадима Репина, а также целого ряда известных российских коллективов. 


Творческие проекты Филармонии никогда не нацелены на быстрые дивиденды — всё это инвестиции в будущее.


 

Итоги 2019 года впечатляют и качественно, и количественно: 1199 концертных программ — это почти три программы в день, множество международных фестивалей. Какие акценты вы расставляете, формируя художественную политику Филармонии?

Одно из главных ежегодных театральных событий в мире проходит совсем не в столице Франции, а в небольшом городе Авиньоне. И я призываю делать столь же востребованной нашу сибирскую тему — для меня сейчас это главный акцент! Уже семь лет на весь мир гремит Транссибирский Арт-Фестиваль, созданный Вадимом Репиным; Красноярский край в прошлом году представил общественности Фестиваль Дмитрия Хворостовского; Филармония запустила первый Фестиваль симфонических оркестров Сибири с участием плеяды ярких лауреатов XVI международного конкурса имени П.И. Чайковского. Подобные события делают Красноярск более привлекательным для внутреннего туризма, позволяют позиционировать город как ещё один культурный центр России. Сибирские города традиционно борются между собой за культурное лидерство. Организуя проекты, объединяющие региональную культуру, Филармония не только предлагает горожанам разнообразную афишу, но продвигает Красноярск как перспективное место для жизни и самореализации. Творческие проекты Филармонии никогда не нацелены на быстрые дивиденды — всё это инвестиции в будущее. Считаю такой подход главным конкурентным преимуществом нашей стратегии развития!

Не могу не спросить про кризис, как адаптировались?

Многие выдающиеся деятели культуры уже озвучили мысль, что искусство, основанное на встрече артиста и зрителя, сейчас введено в состояние искусственной комы. Артисты Филармонии сразу взялись осваивать новые формы: уже знакомые онлайн-концерты, видеоуроки, лекции о музыке и инструментах. Наши социальные сети предлагают и небольшие развлекательные форматы — от викторин до ребусов. Но я не питаю иллюзий, что таким образом можно компенсировать неподдающийся измерению восторг от живого контакта с произведениями музыкального или театрального искусства, который наш зритель испытывает, находясь в концертных залах. Как руководителю мне приходится анализировать организационно-финансовые издержки от всё продолжающейся самоизоляции.В новом сезоне мы планируем переосмыслить ценовую политику на наши билеты, ведь это самая малость, которую можно сделать, чтобы поддержать наших постоянных слушателей. Пандемия внесла коррективы и в наши перспективные планы. Будем пересматривать стратегию развития Филармонии на ближайшие пять лет, начнём учиться работать в новых условиях, думать, как минимизировать подобные риски в будущем, как обеспечить здоровье и безопасность наших гостей.

Работа, дом, увлечения — как находите баланс?

Подобный баланс — проблема всех увлеченных делом людей. К счастью, у меня есть надежные помощники в лице супруги и подрастающей дочери, которые вводят меня в неимоверный тонус, если я выбиваюсь из графика хотя бы на 15 минут. При этом рабочий процесс почти никогда не останавливается — люди творческие редко следят за часами. Порой чувствую себя немного дирижером, требующим от каждой группы музыкантов не только чистоты исполнения, но и игры в унисон со всем оркестром. Но я всегда доверяю своей команде, и нам многое удается успевать, избегая аврала.

Текст: Александра Таянчина 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: