В глобальном мире события в одной части света очень скоро отзываются в другой. Не успели французские профсоюзы таксистов прогреметь забастовкой протеста против обрушившего рынок мобильного приложения Uber, как их петербургские коллеги попросили губернатора Полтавченко запретить виртуальные таксопарки, а неравнодушные граждане организовали движение, призванное навести порядок в сфере частного извоза. Павел Овсянко, координатор гражданского объединения «За честное такси», рассказал о том, зачем это нужно и что является основным злом, а глава Uber в Петербурге Михаил Фишер прояснил позицию компании.
Об инициативе
Идея возникла спонтанно, после одного неприятного случая, произошедшего с моим товарищем, — у него списали крупную сумму денег с карточки за поездку в такси и он до сих пор разбирается с этой компанией. Обсуждая этот случай, мы с удивлением обнаружили, что почти каждый второй из наших общих знакомых попадал в ту или иную неприятную ситуацию, связанную с такси. Кого-то обхамили, кто-то опоздал на поезд или самолет из-за задержки с подачей машины, у кого-то таксист требовал дополнительные деньги в конце поездки и так далее. Ради любопытства мы «погуглили» подобные случаи и ужаснулись: в интернете полно отзывов о недобросовестных таксистах — как о частниках, так и о работе крупных компаний — и почти нет никакой информации о реакции на эти случаи властей и правоохранительных органов. Мы решили, что было бы неплохо для начала систематизировать всю информацию, понять, что вообще у нас происходит на рынке таксо-перевозок и каковы основные проблемы. На данный момент нас 7 человек, совершенно разных профессий и социального статуса — от студентов и офисных работников до фрилансеров и бывших профессиональных таксистов.
О методах
Сейчас мы проводим постоянный мониторинг интернета с целью собрать независимую статистику по ДТП с участием такси и по конфликтным ситуациям разного характера. На основе уже полученных данных составили рейтинг проблемных таксопарков города, на которые горожане чаще всего жалуются. Мы этот рейтинг опубликовали и надеемся, что он послужит неким сигналам к наведению порядка на рынке хотя бы крупными компаниями. Так же планируем вовлекать в диалог и профессиональное сообщество, и городские власти и, конечно же, горожан.
«Никогда, не при каких обстоятельствах не пользуйтесь услугами «бомбил»! Попытка сэкономить 100 рублей может привести к непоправимым последствиям»
Об общении с властью
На данный момент мы отправили запросы в комитет по транспорту Санкт-Петербурга, в Роспотребнадзор и ГИБДД с просьбой, во-первых, опубликовать статистику жалоб и нарушений, связанных с работой такси, а во-вторых, подробнее рассказать о тех мерах по контролю за рынком, которые они предпринимают. В качестве ремарки могу сказать: исходя из открытых данных на сайте транспортного комитета, у нас в городе выдано 30 532 лицензии таксистов, а на 2015 год комитетом запланированы всего 22 выездные проверки держателей лицензий. На наш взгляд, этого совершенно недостаточно.
О таксопарках
Если говорить о проблемных таксопарках, то основной проблемой является фактически полное отсутствие профессиональных требований, предъявляемых к водителю. Фактически автопарки требуют от человека, чтобы стаж его вождения был не менее 3 лет. А с какой интенсивностью человек водил эти 3 года машину, никому не интересно. В Санкт-Петербурге есть профессиональные ассоциации таксопарков, но нет единого профсоюза таксистов. Отсюда мы имеем рабочие смены по 12, 24 и даже по 36 часов! Какой водитель к нам приедет после 24 часов работы? Сможет ли он нас безопасно отвезти и быть вежливым? Вряд ли. Также необходимо отметить, что далеко не все автомобили находятся в исправном техническом состоянии, да и предрейсовый медосмотр — просто формальность.
О приложении Uber и событиях во Франции
Сама идея приложения для вызова такси ничем не плоха, но дьявол в деталях. В частности, Uber, который стал так популярен в последнее время, подключает к своей системе в принципе кого угодно и тем самым диктует такую тарифную политику, которая делает работу легального такси нерентабельной. Причем это касается не только частников, но и таксопарков. Поскольку формально Uber — не такси, то им не надо получать лицензию, не надо содержать автопарк, они не подпадают под контрольные мероприятия ответственных ведомств. И самое важное: в случае, если вы пострадаете от действий водителя, которого вызвали через приложение, то компания совершенно не причем. Более того: в этом случае на вас не распространяется ни закон о такси, ни устав автомобильного транспорта и т.д. То есть фактически Uber ничем не отличается от пресловутого «джихад-такси». Довольно таки красочной иллюстрацией всех вышеназванных проблем стала забастовка водителей во Франции: люди не хотят работать за гроши, требуют уважения к своему труду и соответственно, легально защищают этот свой труд от «штрейкбрекеров» — мигрантов и непрофессионалов, которые готовы работать за любые копейки.
«В случае, если вы пострадаете от действий вызванного через Uber водителя, компания окажется совершенно не причем»
О мигрантах
К сожалению, надо признать, что с таким неминуемым злом, как «джихад-такси», власти совершенно не готовы бороться, а между тем, это наиболее криминальная по отношению к людям история в городе. На них приходится процентов 75% ДТП, и это только открытые данные, которые попали в сводки. На них приходится абсолютное большинство тяжких преступлений, совершаемых в такси вообще. И тут дело не в национальности мигрантов, а в том, что подобная работа зачастую привлекает в принципе не самых достойных и способных представителей рода человеческого. Анализируя эту проблему, мы можем однозначно рекомендовать никогда, не при каких обстоятельствах не пользоваться услугами «бомбил»! Потому что попытка сэкономить 100 рублей может привести к непоправимым последствиям.
О том, что делать
На мой взгляд, цивилизованное такси — это, во-первых, повышение специальных знаний и навыков водителей, попросту говоря — курсы таксистов, во-вторых — развитие инфраструктуры такси: больше стоянок, возможность ездить по выделенным полосам движения, в общем все, что нужно, чтобы сделать из такси нормальный вид городского общественного транспорта. И наконец — необходимо повысить эффективность государственного контроля за работой частников.
![]() |
Михаил Фишер, главы сервиса Uber в Санкт-Петербурге:
Что касается сравнения ситуации в Петербурге с недавними событиями во Франции, оно мне кажется некорректным. Во Франции внимание привлек один из сервисов Uber, а именно упомянутый уже UberPOP. В Петербурге такого сервиса нет. В России мы вообще не сотрудничаем с частными лицами. Партнерами Uber в здесь могут стать только юридические лица или индивидуальные предприниматели, то есть профессиональные водители. В обращении таксистов к губернатору Полтавченко с просьбой запретить в России Uber и «Яндекс.Такси» содержится ряд утверждений относительно деятельности компании Uber, которые не соответствуют действительности. Приоритетом Uber является предоставление доступного, надежного и безопасного способа передвижения по городу. С начала работы сервиса в городе нашими пользователями стали десятки тысяч петербуржцев и гостей города. Доступные цены на услуги Uber обеспечиваются за счет эффективной работы нашей платформы, которая повышает эффективность организации городских перевозок. Благодаря тому, что водители соединяются с пользователями услуги напрямую, первые делают больше заказов. Это позволяет сокращать простои и холостые пробеги автомобиля. В Петербурге, например, с момента запуска услуги мы смогли снизить время подачи автомобиля в среднем до 5-6 минут. Водителями Uber могут стать только лица старше 21 года с водительским стажем от трех лет. Они должны ездить на свежих иномарках, быть вежливыми, хорошо говорить по-русски, знать город и уметь пользоваться навигатором». |
Комментарии (1)