Уже не раз Россия становилась местом действия комиксов и графических романов. Через рисованные истории можно проследить, в каком свете авторы видят нравы и историю нашей страны, что они хотят показать своим читателям. В национальный день комиксов в Америке «Собака.ru» выбрал семь, в которых предпринимается попытка описать или осмыслить российскую действительность: от белоэмигрантских карикатур до супермена-коммуниста и рисованной истории об Анне Политковской.
Les Aventures de Tintin, reporter du Petit «Vingtième»,
au pays des Soviets
Тинтин в стране Советов
Автор: Эрже (Жорж Проспер Реми)
Даты выпуска: январь 1929 — май 1930 года. Франция
Самый первый комикс из серии приключений Тинтина и его верного пса Милу. Антикоммунистическая книга была издана в 1930-е года XX века, в эпоху усиления Советского Союза. Герои отправляются в Россию по заданию журнала «Двадцатый век для детей», чтобы увидеть произвол и анархию, которые властвуют на территории страны. Во время путешествия чекисты пытаются взорвать поезд героев и бросают их в тюрьму по сфабрикованному обвинению. В это время солдаты красной армии раскулачивают крестьян, а нищие местные жители влачат жалкое существование.
Комикс выпускался чёрно-белым. Позже его создатель — Эрже — откажется переделывать его в цвете, настолько низкого мнения он был об этой своей работе. Действительно, история рассказывается довольно небрежно, глупые шутки чередуются с потасовками, общая графическая стилистика оставляет желать лучшего.
«Иллюстрированная Россiя»
La Russie Illustrée
Автор: Дризо Михаил Александрович (псевд. МАД)
Даты выпуска: с 1924 по 1939 год. Франция
Первые комиксы о России технически были карикатурами, где сюжет развивался на нескольких плитках, а вместо фирменных текстовых пузырей реплики героев были указаны под картинками. Создавал их для белоэмигрантского, парижского журнала «Иллюстрированная Россiя», одесский художник Михаил Дризо, известный под псевдонимом МАД. В каждом номере публиковалось два комикса — для детей и для взрослых.
В своих работах Дризо удавалось с необычайным талантом и юмором передавать настроения эмигрантского сообщества, которое считало себя единственным носителем интеллектуального наследия России и думало над своим местом в истории. Эмигранты не могли прижится в местной культурной среде. Казалось, что коммунистическая Россия стремится к краху или стоит на пороге тёмных, жестоких времён. Сатира в подобной ситуации была своего рода терапией.
Les Cahiers Russes
Российские тетради
Автор: Игорт (Igort)
Дата выпуска: 2012. Франция
В своей предыдущей книге французский художник итальянского происхождения Игорт рассказал о голодоморе на Украине в 1930-х годах прошлого века. Для этого он провёл на территории постсоветского пространства два года. Его последний графический роман 2012-го года посвящён современной России и конкретно убийству журналиста «Новой Газеты» Анны Политковской. Изначально Игорт вернулся в Россию, чтобы собрать материалы для книги о Чехове, но, случайно оказавшись на пороге квартиры убитой журналистки, изменил тему своей работы.
В документальном романе собраны свидетельства от друзей, коллег и героев репортажей Политковской. Игорт воссоздал в рисунках многие трагические и жестокие события, о которых писала журналистка — пытки в колониях, жестокости русских солдат в Чечне, переговоры с террористами. Россия в рисунках автора — не слишком дружелюбное и не всегда безопасное место для жизни.
Les ravins: Neuf jours a Saint-Petersbourg
Овраги
Автор: Филипп Жирар
Дата выпуска: 2010. Канада
В 2007 году канадские комиксисты Филипп Жирар и Джимми Болье вместе съездили на петербургский комикс-фестиваль «Бумфест». По мотивам этих событий Жирар нарисовал комикс в котором шаг за шагом раскрыл девять дней, которые он провёл в «стране царей». Помимо ностальгического изложения своего путешествия, Жирар переживает из-за предстоящей операции на ноге и смерти товарища, с призраком которого иногда переговаривается.
Друзья и близкие все как один рассказывают Жирару о неприятной России: прослушка спецслужбами, русская мафия, угрозы терактов. Но Жирару удаётся проникнуться симпатией к стране и её жителям, увидеть множество непонятных, диковатых и интересных вещей, разобраться с внутренними переживаниями и в итоге сделать очень личную и обаятельную «рисованную грёзу» (как указано в предисловии).
Superman: Red Son
Супермен: красный сын
Автор: Марк Миллар
Дата выпуска: 2003. США
Шаттл Супермена падает на колхоз в коммунистической Украине, в результате чего супергерой воспитывается «… борцом за Сталина, социализм и интернациональную экспансию Варшавского договора». Его имя засекречено. Как любое оружие против империализма, он принадлежит государству, которое его воспитало.
После объявления СССР о существовании Супермена в 1950-х, Холодная война пошла другим путем. Вместо атомных боеголовок основным оружием в борьбе идеологий стали люди с супер-способностями. Американский учёный Лекс Лютор становится в авангарде борьбы с советской угрозой и по ходу действия натравляет на Супермена его капиталистического двойника Биззаро, Бэтмена в шапке-ушанке, Зелёного фонаря и других героев. Супермену приходит на выручку Чудо-Женщина, которая питает к нему нежные чувства и мучается из-за того, что Супермен видит в ней только надёжного боевого товарища. Пока Супермен старается построить коммунистическую утопию, Америка потихоньку распадается на штаты-государства.
Комикс вышел в качестве мини-серии из трёх выпусков и заслужил высокие оценки сообщества и критиков. Изначально «Красный сын» создавался вне привычной вселенной DC и служил вольной интерпретацией канонической истории Супермена.
«The Caucasus» — «Journalism» book
«Кавказцы» — глава книги «Журналистика»
Автор: Джо Сакко
Дата выпуска: 2012. США
Джо Сакко — единственный в мире известный журналист — комиксист. Его основная тема — жизнь гражданского населения во время боевых действий. В портфолио Сакко есть книги о событиях в Палестине, секторе Газа и Сараево накануне Дейтоновского мирного соглашения. Сам автор не раз выступал с лекциями о журналистике, политических конфликтах и искусстве комикса.
Так же, как и обычные журналисты, Сакко тщательно собирает информацию, общается с участниками событий, проверяет факты и цитаты. В его последней книге «Журналистика» есть раздел «Кавказцы», который посвящён проблемам местного населения во время войны на Кавказе. Сакко показывает жизнь в лагерях для беженцев, куда не поставляется пища, вода, медикаменты. Люди, которые там живут на самом деле никому не нужны. История каждой семьи из такого места — трагична, и в лаконичных чёрно-белых иллюстрациях Сакко удаётся передать ужасные последствия вооружённого конфликта.
Узнать всю Россию с помощью комиксов за три часа
Дата выпуска: 2011. Япония
В 2011 году в сети появился японский комикс «Узнать всю Россию с помощью комиксов за три часа», где не расстающийся с теннисной ракеткой (видимо, по аналогии с первым президентом России), Чебурашка объясняет японским предпринимателям, что же изменилось в России с начала 1990-х. В книге рассказывается про коррупцию, национальную упрямость, ненависть к Америке и общенародную любовь к Путину. Несмотря на анекдотический характер многих эпизодов, авторам удаётся точно уловить нравы современной России. Но иногда реальность в книге откровенно искажается — например, указано, что Россия вступила во Вторую Мировую войну только после бомбардировки Хиросимы .
Обычно подобные издания, как и книги, не имеют продолжения. Обратите внимание на то, что японские комиксы принято читать справо налево.
«Собака.ru» благодарит Михаила Богданова и магазин комиксов «Двадцать Восьмой» за помощь в подготовке материала.
Текст: Алексей Павперов
Комментарии (3)