Художник, иллюстратор, дизайнер, сочинитель, исследователь, лидер арт-группы, поистине пассионарная личность – Роман Сойда – создает вокруг себя концентрированную, наполненную смыслами художественную реальность, за которой очень любопытно наблюдать. Художник экспериментирует в разных сферах творчества: делает перформансы, организует инсталляции, издает артбуки, шьет одежду с собственными принтами, сочетает в своих работах цифровую живопись и рисунок от руки. Смотрим, ловим вибрации инспирации, а для более глубокого погружения – читаем интервью.
Ты живешь в Сибири, очевидно, что дико талантлив, как в современном мире ты собираешься себя продвигать?
Благодарю за такую метафору. Мой мотив творить на первый взгляд может показаться безумным, но я преследую чувство вдохновения, словно пес, бегущий за грузовиком. Я одержим способом реализации чувства, но не способом его монетизации. Что касается тщеславия и категории талантов, то после того, как вдохновение было реализовано и мой творческий импульс прочувствован аудиторией, я обычно должен его отпустить как можно быстрее, чтобы не испортить импульс своим умом. Мой секрет заключается в знании, что свежие цветы скоро вянут. В противном случае происходит следующее: например, можно представить кого-нибудь, кто написал что-то действительно хорошее и хочет, чтобы эта вещь вышла в мир. Он перестает писать и тратит свое время и творческую энергию, добиваясь, чтобы другие признали его детище, и зацикливается на том, чтобы пробить ему дорогу в мире. Или он пишет другие книги по тому же самому рецепту, бесконечно пережевывая одну и ту же тему. Это потребность оказывать влияние на мир ведет к отказу от одиночества и ограничивает творчество. Он попадает в ловушку ума, увлекается рыночными отношениями и попадает в новую ловушку, пытаясь продать плоды своего таланта, теряет ощущение творчества.
Что из современного искусства тебя цепляет? А что нет?
Современное искусство стало неотъемлемой частью жизни каждого из нас, оно корнями уходит в наш быт так, что его истоки уходят из нашего внимания. То, что мы видим, носим, едим, слушаем, – это современное искусство, при помощи интернета оно живет и дышит с нами в унисон, словно океан идей и мемов (единица идеи), – он окатывает нашу культуру новыми волнами. Мне нравится, как поставлен вопрос, ведь раньше искусство могло цеплять и не цеплять, раньше были места, куда оно не могло пробраться, оно было в музеях и галереях – в специализированных местах, и туда можно было прийти и быть зацепленным волной. Но теперь практически невозможно мыслить категорией зацепа, ведь в нашей культуре случился информационный потоп, и мы уже давно плаваем в искусстве. Так что, чтобы не утонуть в этом океане, нужно учиться плавать, но перед этим нужно понять, что мы тонем.
Как определить простому зрителю – талантлива ли работа или нет?
Нужно притвориться ребенком: самые чуткий зритель, с которым мне удавалось сталкиваться, это ребенок, он все видит, и его не обманешь длинной аннотацией к писсуару в центре галереи.
Кабаков считает, что истинное искусство может денег и не приносить, поэтому художнику нужно искать параллельные заработки? Согласен? Чем зарабатываешь?
Не знаю, что такое истинное искусство, особенно в контексте той метафоры, что была озвучена ранее, как можно отличить истинную воду от неистинной. Но на категории в искусстве я согласен – есть разное искусство, чистое и с добавками, одно обогащает сознание, другое его атрофирует. Как я заявлял ранее: «художник – не профессия», отсюда у меня сложилось уникальное ощущение успеха, которое заключается в простой формуле востребованности и поощрения той энергии, что я вложил в продукт. Поощрение не обязательно выражено денежным эквивалентом. Моя художественная задача – своим творчеством удовлетворить внутренний авторитет, сбалансировать рациональное и иррациональное в той жизни, которую я живу, и я ей доверяю каждый вдох и выдох. Ведь благодаря этой формуле я отвечаю на этот вопрос здесь.
Яркая черта твоих работ – это их содержательность. Каждый проект – цельное не только художественное, но и философское высказывание. Нравится придумывать истории для своих проектов?
Фаза самонаблюдения дает возможность увидеть то, что глазами не увидишь. Я пишу строки, не задумываясь, откуда они идут, таким образом я написал и издал сборник рассказов «Книга Гостя» и продолжаю писать узор бессознательного формой и текстовым повествованием. Вот что я написал о вдохновении: «Не пытайся, не пытайся понять, откуда идет поток, а то пропускается все очарование». Вся красота заключена в этом утаивании от себя отсутствия тайны и в том, чтобы творить жизнь, словно ты не помнишь о вдохновении и страсти созидания. Ты видишь что-то, слышишь что-то, это проходит через тебя, и в какой-то момент это возвращается к тебе в виде вопроса. Это возвращается как попытка найти смысл чего-то, что кажется волнующим. Весь этот процесс развенчивания мифа, поиск смысла обусловлен беспокойством – «смогу ли я успешно объяснить себя кому-нибудь другому, смогу ли я стимулировать кого-нибудь своим воображением?» Так что истории сами придумываются через призму моего ума, как стакан преломляет фотоны света.
У тебя есть собственное творческого объединение, расскажи о его появлении и миссии.
Plavlenie – это площадка, выступающая посредником между художником и арт-пространством, между ремесленником и мастерской, между фотографом и средой, между музыкантом и студией. «Плавить лень» означает видеть перспективу применения своих навыков в мире людей и связей. До недавнего времени мы просто показывали эту перспективу, показывали талантливых людей в той или иной сфере. Искали везде, писали и предлагали показать свое творчество другим людям, нарочито мы не искали творчество там, где этого в достатке, где люди выкладывают много и с целью продажи своего продукта. Эти люди уже обрели свой вектор и цель, нам необходимы те, кто этого вектора не имеет или колеблется в выборе цели в силу разных причин. Преследуя качество, а не количество, Plavlenie обросло самобытным контентом, где мимикрия под Запад была расплавлена индивидуальным стилем художника. Суть Plavlenie – синтез и объединение, в таких условиях сотрудничества открывается перспектива создать нечто большее.
Сейчас мы выходим за рамки репрезентации и переходим к активной фазе, на нашем счету большое количество выставок в России и за рубежом. Plavlenie полностью соответствует идее объединения, где несколько людей объединились для того, чтобы рассказать зрителю свою индивидуальную историю творческого пути. Эти разные истории обладают общим знаменателем – искренностью.
У тебя очень интересный проект, связанный с изменением мировоззрения горожан при помощи искусства. Расскажи поподробнее.
Да, город – идеальное пространство для интерактивного культурного диалога. Улица – всегда обстоятельство, оно сталкивает нас друг с другом через взгляды и жесты, через правила дорожного движения и правила тротуарного этикета. Речь пойдет о попытке вынести галерейное пространство на улицы города, привлечь внимание к проблемам самовыражения, к проблеме «социальной усталости». Раскрыть тезис этой проблемы в двух словах довольно сложно, однако существует обратная связь между усталостью и гражданской пассивностью. Подчеркну, что психологический механизм усталости запускает процесс десоциализации, утраты человеком социального опыта, и в частых случаях – преднамеренной утраты в пользу личного времени. Ради преодоления усталости люди не готовы к действиям, выходящим за пределы их собственных планов и требующим от них повышенных коммуникативных и эмоциональных затрат. Человеку некогда приобщаться к культурной жизни, некогда ходить по галереям, это не входит в приоритет восстановления нервной системы. Галереи в свою очередь дарят художнику опыт общения с художником, но они не могут подарить опыт диалога с широкой аудиторией. Галерея – место для очарованных собой творцов-нарциссов, место для тех, чьи взгляды оправданы успехом. Мы предлагаем серию независимых уличных выставок в Красноярске. Этот проект – словно неокрепший малыш, который активно интересуется жизнью, и он растет, а наше объединение – это добросовестный и ответственный родитель, который еще помнит о том, как играть!
Текст: Александра Таянчина
Фото: Руслан Ибрагимов
Комментарии (0)