• Журнал
  • Стиль
Стиль

Поделиться:

Жан-Пьер Жене

Французский режиссер, рассказавший сказку об Амели, снял волшебную историю – короткометражный фильм о легендарных духах Chanel № 5. О романтических встречах, глазах актрисы Одри Тоту и игре света и тени он вспоминает, закончив работу.

Вы когда-нибудь снимали рекламные фильмы?

Нет. Правда, я автор сорока или пятидесяти рекламных роликов, но история с фильмом о духах Chanel – нечто особенное. Я бы назвал это меценатством. Создателем короткометражного кино выступаю я, а спонсором и главным героем – Дом Chanel. Такой проект нетипичен для сегодняшнего дня: клиент позволяет тебе написать историю, предоставляет абсолютную свободу и полностью доверяет. Это просто неправдоподобно. Все происходило в идеальной обстановке, в окружении прекрасных людей. С самого начала и до завершения проекта все напоминало сон. Понимаете, я должен был снимать художественный фильм, но в моем графике образовался перерыв. А в тот самый день, когда было решено отложить съемки, мне позвонили и предложили стать режиссером рекламного фильма «№ 5». Через три дня я изучал коллекции в нью-йоркском офисе Chanel. Я вернулся с подписанным контрактом, и мы сразу же, не теряя ни минуты, приступили к работе. Через четыре месяца она была полностью завершена.

Несмотря на предоставленную вам свободу, были ли «продиктованные» персонажи?

Нет, как ни странно. Я сам решил ввести в историю флакон духов – не хочу использовать слово «продукт», оно звучит слишком рекламно. В сценарии фигурировал ночной поезд, поэтому мы решили поиграть со световыми эффектами в купе, что позволило нам увидеть контуры и отблески флакона прямо на стене. Моя жена держит свои флакончики на туалетном столике в нашей комнате, и иногда преломляющийся свет создает подобные эффекты. Я обратил внимание, что это довольно красиво. А в финале я предложил использовать мозаику, которая превращается в логотип Дома – две переплетающиеся буквы «С».

Запахи и духи ассоциируются у вас с людьми?

Когда-то я был влюблен в женщину, которая потом умерла. Когда я иду по улице и чувствую запах духов Coco, которыми она пользовалась, я останавливаюсь. Мне кажется, что самые яркие воспоминания рождаются именно благодаря ароматам: запаху заброшенных станций, железнодорожных путей, леса в дождь, свежескошенной травы, запаху лесопилки. Мне нравится идея превращать в образы воспоминания о запахе.

Кто пригласил на главную роль Одри Тоту?

Она была первой, о ком я подумал. Нам была нужна актриса, которая могла бы в рамках коротких кадров эмоционально сыграть только глазами. Одному Богу известно, насколько хорошо я знаю ее глаза. Одри идеально подходила на эту роль – я ни минуты не сомневался. Она как раз завершила работу в художественном фильме, где играла Коко Шанель. Очевидно, что это потрясающее совпадение.

Интересна ли вам история жизни Мадемуазель?

Да, по отношению к ней я испытывал своего рода ответственность. Со мной даже произошел странный случай. Я отправился в Венецию ночным поездом, а возвращался на самолете и в дороге читал книгу о Коко Шанель. Не могу сказать, что я это действительно слышал, но очень тихий голос сказал мне: «Месье, вы должны хорошо постараться». Я почувствовал, что должен передать образ этой удивительной женщины через призму созданных ею духов. И я сказал себе: «Ты должен быть аккуратен, ты должен успешно справиться, и ты должен превзойти самого себя, потому что не просто снимаешь короткометражку или рекламу, а увековечиваешь искусство».

К какому типу режиссеров вы себя относите?

Надеюсь, что принадлежу к числу тех, кто требует образцовой и хорошо выполненной работы. Сегодня такой подход вышел из моды, но для меня остается чрезвычайно важным, и я никогда от этого не отступлюсь. Я очень дотошен и всегда придирчив к мелочам. Люблю пересматривать свои фильмы. Мне кажется, я единственный режиссер, который может так заявить. Когда режиссер говорит, будто ему не нравится смотреть свои фильмы, он боится испытать стыд за них, поскольку знает, что не прошел с ними весь путь до конца. Пересматривая свои картины, я могу сказать себе: «Это не очень хорошо, я мог бы сделать и лучше, я больше никогда так не сделаю», – но при этом не испытываю стыда, потому что знаю: я прошел со своими картинами весь путь до последней точки.

Что вы скажете о проекте «№ 5»?

Здесь мне пришлось постараться еще больше, потому что трехнедельные съемки фильма продолжительностью две с половиной минуты обязывают очень добросовестно отнестись к каждому его элементу.

На чем вы строили сценарий?

На воссоздании через образы обонятельных эмоций. Мне нравятся рассказы, главные герои которых – случай и удача. В эту историю о ночном поезде я включил несостоявшиеся встречи: то, что могло бы к чему-то привести, дверь, открывающую путь к новому, и дверь, преграждающую его.

Мы говорили о свете. Можем ли мы поговорить о звуке?

Атмосфера ночного поезда подразумевает звуковые эффекты: стук колес, шум проносящихся мимо других поездов, сигналы шлагбаума на переездах. Мы со звукорежиссером здорово провели время, придумывая все это, а песню Билли Холидей я нашел в музыкальной коллекции жены.

Что дали эти съемки лично вам?

Четыре месяца счастья, работу с моей командой и Одри, работу в атмосфере, которую сегодня трудно найти где-либо. Для создания купе мы использовали детали Восточного экспресса, которые привезли из Венеции. Мы отформовали их и покрыли хромом. Ювелир выполнил инкрустацию – получилось роскошно. Не каждый день у тебя есть возможность привезти в сельскую местность под Ниццей поезд такой красоты. Я помню, как мы организовали пикник в этом поезде, а вокруг нас была захватывающая дух природа, – настоящее счастье.


Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
ТОП 50 2009

Комментарии (0)

Купить журнал: