• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Новейшая история: ВКонтакте

В учебнике истории России XXI века наверняка найдется место главе о социальной сети и ее создателе Павле Дурове. Очень может быть, что и сам учебник придется писать, изучая скриншоты «ВКонтакте».

Веселые старт-апы.

Днем рождения социальной сети считается 10 октября 2006 года. В тот же день автору идеи «ВКонтакте» исполнилось двадцать два. Мало кто знает, что к этому времени Павел Дуров — выпускник кафедры английской филологии филфака СПбГУ, cын университетского профессора и потанинский стипендиат, юноша в неизменной кепке и с амбициями, которые недоброжелатели оценивали как непомерные — уже имел немногочисленную, но верную армию поклонников. Причиной тому были его первые сайты: Durov.com, куда студенты валом выкладывали рефераты, конспекты и пересказы книг, и молодежный форум университета Spbgu.ru, на поддержку которого ежемесячно тратилось менее ста долларов. Форум, кстати, уже имел структуру, которую потом использует «ВКонтакте» и которую Дуров якобы «украл» у Facebook: здесь был и профиль с добавлением в друзья, и фотоальбомы с комментариями, и группы, и заметки, и даже настройки приватности. Все это Павел писал самостоятельно. «Весной 2004 года мы с друзьями по форуму решили собраться. Тема обсуждения привлекла и Павла, — вспоминает Михаил Равдоникас, нынешний директор «ВКонтакте» по маркетингу, а тогда студент первого курса. — Помню, мы сидели в кафе и обсуждали, что неплохо было бы провести на филфаке конкурс красоты. Обычно такие разговоры заканчиваются ничем, но через неделю я узнал, что Павел договорился с деканом и запустил проект. Это меня просто вкопало в землю».

Первым сподвижником Дурова стал его сокурсник Илья Перекопский. «Мы быстро подружились, потому что, помимо меня, Павел был единственным не ботаном с нашего потока, — смеется Илья. — Он уже тогда умел интерпретировать любую идею к своей пользе. Мы рисовали рекламные плакаты форума и расклеивали их по всему университету». Компаньоны по Spbgu.ru заказали себе шуточные черные визитки с надписями: у Дурова — «президент», у Перекопского — «вице-президент». Через несколько лет такие же посты они займут в отнюдь не шуточной компании «ВКонтакте». Пользовательский успех сайта и форума привлек к Павлу внимание прессы. В 2006-м он дал свое первое интервью газете «Деловой Петербург». Дуров объявил журналистам о грандиозном замысле создать социальную сеть и даже огласил ее название — «ВКонтакте». Но журналисты восприняли его слова со скепсисом. «ВКонтакте»? Звучит как- то слишком разговорно. «К тому же о таких “великих” начинаниях регулярно рассказывают многие предприниматели, что потом не мешает этим проектам феерически проваливаться, — вспоминает Мария Евневич, в то время заместитель главного редактора «ДП».

— Поэтому в итоговый текст ни слова о “ВКонтакте” не вошло». Тем не менее свою роль публикация сыграла. Об успехах Дурова в социальном Интернете случайно прочитал его одноклассник Вячеслав Мирилашвили, с которым они не виделись уже несколько лет. Мирилашвили, учившийся в США и наблюдавший невероятный успех Facebook, срочно связался с Павлом, и вскоре новый проект стал их совместным делом.

Сайт Дуров запускал практически в одиночку, но в качестве рецензентов и консультантов оказались все его друзья с Spbgu.ru. Первые ID cоциальной сети — именно у них, в том порядке, в каком они приняли приглашение Павла. К примеру, у Перекопского пятый, а у Равдоникаса — двадцать первый. Вместе они обсуждали, как сделать сайт удобнее. Скажем, Равдоникас предложил изме- нить название аккаунта — «Моя анкета» на более адекватное «Моя страница». Но этот вариант не влезал в пространство левого меню: рядом стояло длинное слово «редактировать». Тогда Михаил предложил сократить его до «ред.». Именно так этот элемент выглядит до сих пор.

Поначалу пользователи приходили с предшествующих проектов Павла. На Durov.com и сейчас висит «мемориальное» объявление: «После долгого периода разработки открыт мой новый проект для студентов, о котором многие спрашивали, — “ВКонтакте.ру”». Но этого потока было недостаточно, и Дуров объявил конкурс: привлекший в сеть больше новых юзеров получал iPod. Успех идеи оказался феноменальным, в первый месяц на сайте зарегистрировалось пятнадцать тысяч человек, в первый год — три миллиона. Любопытно, что подобный конкурс с таким же призом недавно попытался провести российский филиал Facebook, — акция провалилась. Через пару месяцев после запуска слово «ВКонтакте» уже слышалось в молодежных кафе по всему Петербургу. Но замысел Павла оказался интересен не только студентам: очень быстро появились предложения о покупке сайта. Создатель отвечал вежливым отказом. После одного из них на «ВКонтакте» состоялась серия массированных DOS -атак. А вскоре на Дурова вышел глава фонда Digital Sky Technologies Юрий Мильнер, крупнейший интернет-бизнесмен, будущий владелец Mail.ru и совладелец Facebook. Он стал инвестором, и все стало совсем серьезно.

Однокурсники против «Одноклассников»

Основным конкурентом «ВКонтакте» были модные «Одноклассники», придуманные Альбертом Попковым на полгода раньше. «Они выглядели для нас таким мамонтом. А мы вышли из леса и стали его загонять», — говорит Михаил Равдоникас.

Считается, что решающая победа команды Дурова в борьбе двух российских соцсетей была одержана за счет введения для пользователей в 2007 году возможности свободно размещать фильмы и музыку — функции, которой не было у конкурента. По сетевому поиску вскоре стало возможно найти хоть «Лили Марлен» в исполнении Марлен Дитрих, хоть выступление Сталина перед красноармейцами 7 ноября 1941 года. Но реальные цифры показывают, что это никогда не было самой привлекательной стороной соцсети. И сейчас более восьмидесяти процентов активности пользователей приходится на работу с фотографиями, новостями и сообщениями.

Илья Перекопский называет другую причину успеха: «Во-первых, дело в скорости. “Одноклассники” активно рекламировались и собрали большую аудиторию, зато стали сильно подтормаживать. Для нас же скорость работы сайта всегда стояла во главе угла. Нам повезло, что этим занимался брат Пав- ла — Николай Дуров, может быть лучший программист страны. Кроме того, “ВКонтакте” постоянно развивался. Юзер видел, что вчера появилась воз- можность размещать заметки, сегодня — указывать семейное положение, завтра будет еще что-то. Это бурление создавало интригу».

Другим немаловажным преимуществом «ВКонтакте» стало отсутствие в первое время рекламы, количество которой у конкурента зашкаливало. А в октябре 2008-го «Одноклассники», думая, что наносят удар по спамерам, ударили себя: ввели платную регистрацию. Спустя три месяца ежемесячная посещаемость «ВКонтакте» превысила аналогичные показатели конкурента и далее только увеличивала отрыв.

Повышение рейтинга

Нельзя сказать, что Павел Дуров вообще не думал о финансах. Он не отрицал роль денег для развития проекта, просто не считал нужным добиваться их прямо сейчас и самым простым способом — с помощью рекламы. Монетизация социальной сети началась 23 февраля 2008 года с введения внутренней валюты — голосов. Один голос оценивался в 6,7 рубля. В первые месяцы голоса можно было потратить только на рейтинг, определявший место пользователя в списке поиска. Как ни странно, идея мериться этим абсолютно эфемерным показателем нашла у аудитории отклик: фраза «подарил Солнцу на ДР тридцать процентов рейтинга» казалась многим юзерам вполне адекватной. Потом голоса стало можно тратить на подарки — виртуальные изображения разных предметов, от шампанского и торта до «собаки Дурова» — странноватого пса непонятной породы, нарисованного лично основателем «ВКонтакте». Обмен подарками быстро вошел в моду. Наконец появились приложения — инструменты, предоставляющие юзеру дополнительные возможности: игры, СМИ, сервисы знакомств, поиска работы, другие услуги. За них тоже распла- чивались голосами.

Однако этот путь монетизации не компенсировал затраты на содержание растущей социальной сети. Поэтому внутри «ВКонтакте» все-таки появилась реклама: сначала баннерная (ее впоследствии отменили), а затем таргетированная, то есть направленная на конкретного пользователя, выделенного по полу, возрасту, локации или любой другой позиции, заполненной в профиле. Однако условия размещения рекламы на сайте оказались довольно суровы. «Объявление должно полностью соответствовать странице, на которую оно ведет. Потому что интернет-реклама, основанная на обмане, неэффективна, — объясняет Михаил Равдоникас. — Если вы разместите в объявлении голую женщину, количество переходов будет огромно, мы и рекламное агентство хорошо заработаем. Но фармакологическая компания, которая была заказчиком, окажется в убытке». Еще один любопытный пункт в правилах о рекламе: обращение только на вы. «Рекламщики ругаются: как же, это не позволит установить неформальные отношения с клиентом! А зачем вам с ним неформальные отношения? Это неуважение к человеку, и если его вдалбливать в массы, итоги никому не понравятся», — поясняет Равдоникас.

Трудно быть ботом

Если создатели социальной сети не ставили прибыль во главу угла, то пользователи быстро сообразили, как можно зарабатывать на новой площадке. Первые годы бизнеса «ВКонтакте» напоминали времена Дикого Запада. Магнаты-юзеры работали подпольно и, нарушая все правила администрации, терроризировали людей спамом.

Они создавали искусственные аккаунты — боты — и рассылали с них приглашения в тематические группы. Но чтобы запустить бизнес по-крупному, нужно было получить доступ к большему числу профилей. Для этого мошенники выманивали у юзеров пароль и логин, присылая им ссылки на сайты, интерфейсы которых полностью копировали «ВКонтакте». Злоумышленники могли воспользоваться этими сведениями сами, а могли продать их третьим лицам. К 2008 году в Рунете уже существовал развитый черный рынок данных, предоставляющих доступ к чужим страницам. Завладев ими, предприниматели с помощью несложной программы могли за одни сутки накачать сообщество до пятидесяти тысяч участников. В группах, на которых зарабатывали такие бизнесмены, как правило, предлагалось отправить SMS, чтобы узнать имя будущего мужа или лучшую диету. Фразой 2009 года «ВКонтакте» стала «Похудей за SMS». Один из пионеров этого бизнеса Кирилл Ромашов рассказывал: «Наибольшая прибыль шла от теста “Узнай свою дату смерти”. Формировались группы, посвященные этому сомнительному сервису: ссылка вела на сайт с длинным тестом, в конце которого пользователю-горемыке приходилось отправлять платное SMS. Сразу же пошли первые деньги, а новые сервер, аккаунты, домены — все увеличивало прибыль многократно. Моя жадность не знала границ, и уже к лету мы достигли еженедельного оборота в миллион рублей».

Борьба со спамерами заняла у администрации «ВК» примерно два года. После запрета на использование дизайна в духе «ВКонтакте», привязки аккаунта к номеру телефона, активной зачистки ботов и введения кнопки «Это спам» и тотальной премодерации рекламы победа осталась за командой Дурова. Пожалуй, главным фактором стал спам-фильтр, разработанный студентами — чемпионами мира по программированию.

Голос из башни

В 2009 году штабом «ВКонтакте» была съемная квартира на Невском проспекте, которую Дуров делил с директором по разработке Андреем Рогозовым. С остальными — а их было три-четыре человека — раз в неделю встречались в кафе. «Мы были довольны результатами, но настало время, когда нам действительно понадобился офис и расширение команды», — рассказывает Рогозов. Выбор пал на помещение в доме Зингера напротив Казанского собора, которое ранее арендовала компания

X5 Retail Group. От нее «ВКонтакте» унаследовала своеобразный интерьер нескольких залов: например, готическую переговорную с пыточными инструментами и бутафорским скелетом («Мы этим не пользуемся», — спешит уверить гостей руководитель пресс-службы Владислав Цыплухин). Команда выросла лишь до двадцати пяти человек, и одного этажа вполне хватало, но ради доступа к достопримечательности дома — башне, увенчанной стеклянным глобусом, — вместе с шестым сняли еще и седьмой этаж здания.

Внешние изменения происходили параллельно с внутренними. Так, за 2010 год соцсеть запустила шесть виджетов — инструментов, с помощью которых действия пользователей на других сайтах отображаются на странице «ВКонтакте». Самый востребованный виджет — «Мне нравится». «Залайкав» текст или фото на внешнем сайте, юзер может оставить уведомление об этом в своем аккаунте. Контактовские вид- жеты теперь имеет любой уважающий себя ресурс: переходы из соцсети могут увеличить его посещаемость в несколько раз. В целом же небольшие, но приятные усовершенствования радовали/ расстраивали юзеров почти каждую неделю. «ВКонтактовский» обыватель надолго запомнил 20 октября 2010 года, которое вошло в сетевой фольклор как день «восстания хомячков». Именно тогда сплошная стена в аккаунте превратилась в микроблог: впервые посетители страницы получили возможность комментировать посты владельца страницы. Массам это нововведение пришлось не по вкусу, из-за чего ближайшие полгода самой распространенной цитатой сети стала: «Паша, верни стену». Рэпер Сява по такому случаю даже сочинил матерный хит «Дуров, ты дурак?». Единственным комментарием основателя сети стала фраза: «Пару дней Вы будете нас ненавидеть, затем — любить еще сильнее».

Так соцсеть постепенно превращалась в эффективный инструмент общения людей всех возрастов и локаций, говорящих по-русски. Символом выхода «ВКонтакте» на новый уровень стала массовая регистрация в социальной сети селебритис: от Николая Валуева и Никиты Михалкова до Тины Канделаки и Алексея Навального. В феврале 2011- го Liveinternet.ru зафиксировал ежедневное посещение ресурса двадцатью тремя миллионами пользователей при более чем девяноста миллионах аккаунтов.

Акопная правда

«В лагере под Воркутой // Зэки честных правил // Помнят, кто такой крутой // Их туда отправил. // Благодарен я судьбе, // что, семь лет отхлопав, // Еду-еду я к тебе, // Александр Акопов». Ерническая песня необарда Юрка Колодина, популярная в сети летом 2009 года, посвящалась медиамагнату Александру Акопову, главе компании «Амедиа», известной сериалами «Бедная Настя» и «Моя прекрасная няня». На круглом столе «Вору. нет» Акопов, говоря интернет-языком, жестко потроллил юзеров «ВКонтакте», обозвав их «тридцатью миллионами уголовников» за просмотр нелегального видео. В последовавшей серии интервью он обозначил намерение кинопродюсеров судиться с социальной сетью или с конкретными юзерами. Пользователи ответили шансонной песней Колодина от имени зэка, отсидевшего за контрафакт, серией демотиваторов, акцией «Поставь решетку на аватарку», письмом президенту Медведеву и кучей непечатных цитат.

Параллельно «ВКонтакте» вела долгую тяжбу с ВГТРК по поводу размещения пользователями в соцсети боевика «Охота на Пиранью». Лишь в начале 2011 года Высший арбитражный суд постановил: ответственность за размещение нелегального видео несет пользователь, а не сама соцсеть. «Контактеров», привыкших к «бесплатному сыру», это, конечно, не порадовало, а тут еще подоспело первое дело такого рода. Звукозаписывающая компания «Никитин» подала иск к неназываемому юзеру из Москвы за размещение ее продукции на своей странице. На этом фоне «ВКонтакте» взяла курс на обеление контента: в конце 2010 года соцсеть предоставила пользователям возможность сохранять в своем про- филе ролики сторонних видеохостингов. Юзеры смогли добавлять в раздел «Мои видеозаписи» ролики с YouTube, RuTube, Vimeo, Russia.ru и Ivi.ru, Twigle. ru и других крупнейших площадок, транслирующих легальное видео. Началась и активная работа с правообладателями. «По первому обращению мы сразу выдаем им права на удаление нелицензионного контента. Если они хотят, могут сразу же заменить его на лицензионный с текстовой рекламой, — объясняет Илья Перекопский. — Сегодня крупнейшие правообладатели покупают у нас рекламу и все счастливы».

Политика увенчалась успехом, Александр Акопов публично сменил гнев на милость: «“ВКонтакте” работают отличные ребята».

Чем живет юзер

Миллионы обычных людей, использующих «ВКонтакте», никогда не вникали в проблемы разработки и конкурентной борьбы. Жизнь социальной сети шла заведенным порядком, порождая своих героев, свой фольклор, свои мифы и суеверия. Стать звездой «ВКонтакте» оказалось еще проще, чем на YouTube. Петру Наличу и Игорю Растеряеву, чтобы набрать сотни тысяч просмотров, по крайней мере пришлось написать песни. Герой социальной сети может обойтись и без этого. Так, шестнадцатилетний житель Уфы Альберт Акчурин, похожий на борца сумо, стал «всеконтактной» знаменитостью, записав двухминутное обращение к негодяям, оскорблявшим «ВКонтакте» его и его девушку Кристину. «Это видео я делаю тем людям, которые доводят мою Кристиночку до слез, из- деваются над ней. Я люблю очень Кристиночку, и она меня тоже любит. И нам никто не дает покоя. Почему нам никто не дает покоя? Слушайте меня сюда внимательно! Если вы еще раз будете доводить ее до слез, писать ей всякие гадости, то я со своими дружками к вам приду и набью морду. Будете знать, с кем имеете дело, сволочи, блин».

Видео, подкупающее искренностью, разлетелось по сети, породив множество подражаний, пародий и откликов. В следующем ролике Акчурин уже отвечал на вопросы поклонников. А когда выяснилось, что «Кристиночка» просто разыграла Альберта, на нее обрушился всенародный гнев. Такая вот «Санта- Барбара».

Нет сомнений: сценаристы «Наша Russia» находят вдохновение, внимательно изучая народное видео «ВКонтакте»: «Таааагииилл!!!». Впрочем, героями «ВКонтакте» становятся далеко не только фрики. В эту когорту входит, например, Ксения Буксеева, которая успешно использует соцсеть для благотворительной деятельности. Ее организация помощи детям «Теплый дом» одной из первых подключилась к виджету пожертвований.

«ВКонтакте» дала несколько примеров стихийной самоорганизации масс. Например, 7 октября прошлого года был зафиксирован флешмоб от девушек, которые ставили в статусах загадочные сообщения: «А я люблю на тумбочке», «А я люблю в ванной», «А я на кухонном столе». Секрет открылся только позд- ним вечером: пользовательницы обсуждали, куда они кладут свои сумочки.

Из легенд о социальной сети первое место уверенно держит зловещий миф, что «ВКонтакте» придумали в недрах Федеральной службы безопасности. «Иногда кажется, что люди, пишущие о связи ФСБ и “ВК”, вообще не имеют представления о том, чем занимается эта структура. Уж слишком высоко берут ребята, — комментирует легенду руководитель пресс-службы «ВКонтакте» Владислав Цыплухин. — “ВКонтакте” действительно сотрудничает с правоохранительными органами. И сотрудничество это происходит в рамках законов РФ. Данные пользователей предоставляются на основании решений суда, представлений прокуратуры или в рамках оперативно-разыскных мероприятий».

Стать миллионером

Сегодня самый верный бизнес в социальной сети — приложения. Их производят внешние компании. Например, здесь успешно работали Adidas и Pepsi, но их проекты носили имиджевый характер. Сливки «ВКонтакте» снимают молодые бизнесмены, придумавшие ноу-хау специально для отечественной аудитории. Один из них, управляющий компанией Sonetica Дмитрий Филатов, уверяет: «Успешные приложения (прежде всего игровые) зарабатывают ежемесячно миллионы рублей, а их рыночная стоимость достигает миллионов долларов, даже за одно приложение. При этом, чтобы начать, чаще всего требуется только хорошая голова и желание работать».

Самый популярный проект первой половины 2010 года «Счастливый фермер», удивительно похожий на аналог в Facebook, — игра, в которой юзер должен был возделывать свой огород, расширять его, растить овощи, ухаживать за домашними животными и защищаться от алчных соседей. Символом фермеромании, захватившей «ВКонтакте», стал демотиватор с мужчиной, который, игнорируя жену, сидит в постели за ноутбуком. Надпись к картинке гласила: «Забей на нее. У тебя созрел горох».

С ноября 2010 года в лидеры «ВКонтакте» выбилась «Тюряга». Игра, в которой вы становитесь зэком и пытаетесь выжить в зоне, собирает ежедневно около девятисот тысяч человек. Ее автор Андрей Пряхин из Волгограда недоумевал, почему такая идея никому не пришла в голову раньше: «Достаточно обратить внимание на тематику фильмов, сериалов и передач, которыми под завязку загружены наши телевизионные каналы. Мы просто перевели это на язык социальной игры». «Тюряга» зарабатывает и на продаже рекламы, и на продаже виртуальных товаров: чтобы не потеряться на зоне, вы за реальные деньги можете купить себе дополнительный инвентарь — от заточки до пыжиковой шапки. Кроме того, есть уникальная возможность насладиться еще одной гранью таланта Сергея Шнурова: он озвучивает готовящегося к побегу зэка Кипеша.

По пятам «Тюряги» идет служба знакомств и оценки фотографий — TopFaсe. Здесь ежедневно «зависают» более восьмисот тысяч человек. В «Топ-Фейсе» за дополнительную плату вы можете посмотреть эротические фотографии юзера или узнать его «тайные желания» на ваш счет.

Аналитики под влиянием твиттерных революций предсказывают, что социальные сети начнут играть большую роль в политической жизни страны. Первым из российских политиков веяние времени почувствовал Владимир Жириновский. Он не просто зарегистрировался на сайте, но и мгновенно порадовал электорат личной фотосессией в бане, хитом которой стал снимок политика в колпаке, напоминающем шлем римского легионера. Другой политический ветеран «ВКонтакте» — Геннадий Зюганов. На своей странице он выложил снимки из семейного альбома, благодаря которым выяснилось, что в прошлом лидер коммунистов обладал пышной шевелюрой и играл в КВН. Летом этого года в сети появился и начинающий политик Михаил Прохоров. Из множества личных фактов он счел необходимым указать только один: «Рост (многие интересуются) 204 см». Любопытно, что эту страницу Прохоров передоверил своей команде не полностью: юзерам «ВКонтакте» были обещаны персональные сообщения политика, которые будут отличаться от остальных пометкой #live.

С партией «Единая Россия» связан один из казусов политической истории «ВКонтакте». Большинство ее представителей игнорировали крупнейшую социальную сеть России. В 2010 году исправить ситуацию взялся самый молодой депутат Госдумы Роберт Шлегель, который зарегистрировал аккаунты более чем тремстам сопартийцам из фракции «Единой России». Но инициатива наказуема: основная масса единороссов пользоваться страницами попросту отказалась. Впрочем, вскоре усилиями Шлегеля в сети заработала онлайн-приемная Госдумы, через которую можно написать обращение к любому депутату.

Дмитрий Медведев «ВКонтакте» не зарегистрирован, хотя администрация социальной сети давно сделала для президента официальную страницу, на которую подписались четыреста семь тысяч пользователей. До этого несколько лет под него успешно работал активный фейк-персонаж. Сейчас он уже разоблачен и в его статусе красуется откровенная надпись: «Хочешь подарок от меня? Сделай все, что написано у меня на стене». А ведь были времена, когда поддельный Медведев по количеству подписчиков уступал разве что порнозвезде Кате Самбуке.

Нет «ВКонтакте» и страницы премьер-министра Владимира Путина. Впрочем, периодически по соцсети начинают гулять слухи о его скором пришествии. Мессианские ожидания «хомячков» отразил видеоблогер Сэм Никель, осенью 2010 года записавший хит «Путин “ВКонтакте”». Песня — о том, как полный лузер благодаря добавлению в друзья премьера превращается в руководителя «Газпрома».

Просто создатель

Представить «ВКонтакте» без Дурова невозможно. Основатель компании «ВКонтакте» — один из самых закрытых бизнесменов страны. Интервью Дурова можно пересчитать по пальцам, и недостаток информации компенсируется многочисленными легендами вокруг его имени. Самая живучая — о том, что Дурова не существует. Мол, это лишь виртуальный персонаж, от имени которого выступают закулисные силы. Между тем Forbes включает Дурова в тройку ключевых лиц Рунета, его аккаунт посещают миллион человек в день, а кепка Павла уже оказалась в одном ряду со шляпой Михаила Боярского и шарфом Михаила Пиотровского.

Среди адептов «ВКонтакте» редкие высказывания создателя социальной сети запоминаются надолго, расходятся на цитаты и воспринимаются как некие обращения отца-основателя к «согражданам». Дуров даже попытался сформулировать девиз целого поколения: «Тысячелетиями люди рождались великанами, и общество превращало их в карликов. Наше поколение — другое. Мы не откажемся от мечты из-за шума мнений окружающих. И мы не променяем творчество, поиск и дух свободы на уют сосисочно-телевизионного мирка». Это для активных индивидов, а для пассивных у Дурова есть другая максима: «Важнее не то, что Вы делаете, а то, чего Вы не делаете». Иными словами: не можете помочь — не мешайте.

Настоящее

Сейчас «ВКонтакте» — это уже не только сеть для поиска школьных друзей и экс-бойфрендов или презентация фотографий из отпуска и со свадьбы. Здесь можно обсуждать последние известия, заказывать в офис пиццу, смотреть лицензионное кино, заниматься благотворительностью и политикой, вести бизнес. Сегодня проект Павла Дурова прощупывает пути экспансии в Европу, где пока нет национальных альтернатив «Фейсбуку». Ведь фактически «ВКонтакте» — это сеть для общения между людьми, которые пишут и думают по-русски. И в этом смысле ее роль та же, что у РЖД: соединять страну. Только здесь расстояние от Калининграда до Владивостока измеряется одним кликом.

текст: Егор Яковлев

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Павел Дуров

Комментарии (0)

Купить журнал: