• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Лев Лурье

Лев Лурье

Историк, публицист и преподаватель считает, что интеллигентность не противоречит буржуазности, — надо только придумать новую газету «Искра» и поставить народу лайк.

Лев Лурье — основатель Санкт-Петербургской классической гимназии № 610. В 2011 году открыл Дом культуры своего имени, где несет людям свет неформального просвещения. Автор книг «Питерщики» — о судьбах дореволюционных олигархов, «Ленинградский фронт» — об обороне города в Великую Отечественную.

Наверное, прежде чем говорить про новую интеллигенцию, нужно вспомнить старую. 

Как известно, точного определения интеллигенции не существует. Это чисто русское явление, которое появилось в тридцатые годы XIX века. Слово это обозначает прослойку общества, которая берет на себя функции народного представительства в государстве, где нет парламентской системы и честного суда. То есть интеллигент играет роль политического деятеля, священника и просветителя. А так как советская власть, по замечанию Бердяева, во многом была продолжением самодержавной, роль интеллигенции при ней была той же, что и при царском режиме. После перестройки Россия вроде бы сошла с пути, проложенного князем Владимиром, и сделала движение в сторону Европы. Одновременно резко упали заработки людей, занятых умственным трудом. Большинство поклонников Окуджавы и читателей «Нового мира» 1990-е годы привели к утрате твердого положения в обществе и смысла жизни вообще. 

Но свои родовые черты интеллигенция сохранила? 

В 2000-е начались сразу несколько процессов. Парламентская демократия оказалась иллюзией, суд как система просто прекратил существование. У креативного класса перестали появляться возможности быстрых прорывов, зато возникло свободное время, которое он может тратить на представительство не своих интересов. Вероятно, эта ницшеанская любовь к дальнему и есть признак интеллигенции. Если ты думаешь не о приобретении очередного гаджета, а о судьбе несчастного мужа Ольги Романовой, бизнесмена Алексея Козлова, то ты и есть интеллигент. 

Кажется, представители креативного класса могут одновременно думать о гаджетах и о заключенных. 

Чтобы быть интеллигенцией, то есть креативным классом, лучше быть успешным. Интеллигентность вовсе не отрицает бытовой буржуазности. Оплотом интеллигенции в 1960-е годы были, как известно, физики. Они занимались альпинизмом, катались на горных лыжах, имели автомобили и жили значительно лучше и интереснее широких масс. 

Сегодня это кто? 

Те, кого называют хипстерами: люди в возрасте от двадцати до тридцати пяти примерно лет, твердо стоящие на ногах. 

Почему хипстеров вдруг стали беспокоить судьбы родины? 

Хипстеры как явление возникли в тучные путинские годы. Основная их особенность в том, что они являются потребителями качественного продукта: смотрят сериалы на английском языке, ездят отдыхать не в Турцию, а в Португалию. И в этом их главное отличие от традиционной интеллигенции. У меня ощущение, что результаты декабрьских и мартовских выборов произвели на них впечатление, будто они за свои деньги покупают фуа гра, а им дают подгнившую крольчатину. Естественно, это вызывает двойной протест. С одной стороны, им надоело жить в стране, где все построено черт знает как, а с другой — их лично обидели в потребительском смысле. Они не могут больше находиться в том гетто, которое для себя построили. Для них жизненно важным стал вопрос, как его усовершенствовать. 

Усовершенствовать только для себя? 

Это прекрасно! Эгоизм есть двигатель мира. В этом отношении у нас сегодня баланс: защищая свои интересы, креативный класс защищает и общественные. Большая свобода, создание правильной партийной и судебной системы дают большие возможности самореализации и лично им. 

Чего им не хватает, чтобы это осуществить? 

Проблема в том, что они не политики, а потребители. Пока они, как сказал бы Гегель, являются классом в себе, то ничего не могут сделать. Они должны стать классом для себя, то есть попытаться завоевать другие группы. Из них должны выдвинуться лидеры, которые займутся хождением в народ. 

Мы подошли к главному вопросу: что делать? 

Есть моя любимая работа Ленина, «Что делать?», там все сказано. Необходимо создать газету «Искра» — коллективного организатора, агитатора и пропагандиста. Большой портал, куда люди из глубинки, пораженные окружающими безобразиями, могли бы о них сообщать. У нас есть резерв людей в малых городах. Они должны понимать, как это произошло в Ярославле, что в случае чего приедет десант наблюдателей и поможет проконтролировать выборы. 

А если от глобального перейти к частному? 

Участвовать в благотворительности. Поставить лайк, завербоваться в наблюдатели, пойти на митинг, то есть совершить гражданский поступок, увеличить массу. Делать общественные проекты в области образования, экологии. Общее движение создается от обозначения разных зон сопротивления власти. При этом не обязательно противостоять ей классово — с властью надо работать.

К ОГЛАВЛЕНИЮ >>>

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: