В Петербурге никогда не было недостатка в идеях, однако не все они приносят доход. Журнал «Собака.ru» выбрал самые удачные бизнес-проекты последнего десятилетия, за которыми стояли оригинальные идеи людей с отнюдь не тривиальным мышлением.
Человек-бренд
На вопрос о своем первом бизнесе гений личного пиара
Олег Тиньков отвечает честно: «Занял у родственников в 1989 году пять тысяч рублей (вернул). Занимался фарцовкой
и спекуляцией во время обучения в Ленинградском горном
институте. В 1992 году зарегистрировал первое ТОО и стал
торговать электроникой из Сингапура оптом». Потом были
пельмени «Дарья» (названные так в честь дочери), пивоваренный бизнес, сеть ресторанов, затем появилась велокоманда, а теперь еще и банк «Тинькофф. Кредитные
системы». Тиньков купил московский ЗАО АКБ «Химмашбанк» и создал на его базе собственный, пообещав до конца
2007 года выпустить до трехсот тысяч кредитных карт и войти в тройку лидеров по числу выданных кредиток еще через
год. Все свои бизнесы кроме сети ресторанов Тиньков продавал. Возможно, в будущем эта участь постигнет и банк, и
велокоманду. Осталось только выиграть Тур де Франс – и
можно смело назначать цену.
Первый онлайн-переводчик в России
Компания «ПРОМТ» была основана программистами из Петербурга
в 1991 году. За слоган взяли речевку «Мы делаем мир понятным».
В самом деле, блестящая бизнес-идея для России, где, по данным социологических опросов, свободно владеют одним иностранным языком всего 1,3% россиян, а несколькими – и того менее, 0,5%. Сегодня на сайте «ПРОМТа» www.translate.ru можно получить перевод на русский (и обратно) с пяти языков. А вскоре лексикон
интернет-портала пополнится еще и англо-литовским словарем: «ПРОМТ» объявил о запуске проекта по разработке англо-литовского машинного переводчика – аналога www.translate.ru, стоимостью $2 млн. Деньги на разработку выделены из фондов Евросоюза. Из своих наиболее успешных проектов владельцы «ПРОМТа» называют разработку корпоративного решения PROMT IntraNet Server 4.0 для корпоративной сети компании Bosch в России: теперь ее сотрудники, пусть и письменно, но вполне свободно изъясняются на семи основных европейских языках.
Единственный закрытый ресторан в городе
Холдинг Ginza Project и его совладелец Вадим Лапин не прогадали, сделав ставку на юмор и эксклюзив. Назначать встречи у «Мари Vanna» сразу стало модной фишкой сезона. Место ресторана, разумеется, засекретили. К тому моменту в Петербурге уже открылась (и закрылась) масса заведений формата VIP-only, вход в которые осуществлялся только по клубным картам, а адрес нигде не фигурировал. Но самим своим именем далеко не вымышленная шеф-повар Мария Ивановна снизила пафосность закрытых заведений как таковых, – да, и, в общем, оказалась проще, и люди к ней потянулись. Посетители приходят сюда только по личному приглашению. Самые же любимые клиенты отпирают дверь своим ключом. Кухня, разумеется, домашняя. Украинский борщ, окрошки, тушеная щука с овощами, хреновуха, домашние заготовки. А пироги и варенье можно купить навынос. Дизайн и атмосфера уюта – заслуга декоратора Михаила Орлова. Проект реализовали за полгода, а затраты на открытие знатоки профессии оценили в $200 тыс.
Путешествия на заказ
В старейшем в городе турбюро «Ателье путешествий Елены Слиозберг» шьют туры по мерке. Все началось с турфирмы, которая выросла в группу компаний «Актис», выделив несколько направлений (от оформления загранпаспортов и продажи авиабилетов – до туров за рубеж). Сама Елена говорит, что в туристическом бизнесе осталось не так много компаний, ведущих свою историю с 1991 года, а когда есть опыт и учтены все ошибки работы в сегменте массового туризма, можно подумать и об эксклюзиве. Ставку Слиозберг сделала на принцип «авторского ателье»: разработка туров, путешествия новыми
маршрутами. А о существовании этого ателье узнают от друзей и знакомых.
«Феррари» и «ламборгини», которые всех обогнали
Бизнесмен Григорий Брудный высоко оценил платежеспособность петербуржцев, первым предложив формат торговли элитными автомобилями – «салон премиум-класса». Компания Gregory’s Cars появилась в 1993-м году, начав гонять в Россию доселе виданные простыми смертными только в фильмах о Джеймсе Бонде и коза ностра марки «астон мартин», «феррари», «мазерати», «ягуар», «ламборгини» и «порше». Салон Gregory’s Cars открылся в 1993 г. А к 2005-му бизнес Брудного заинтересовал внутренние органы (годовой оборот компании участники рынка оценили примерно в $25 млн). На владельца завели уголовное дело по факту контрабанды, объявили в розыск, а из салона на Выборгской набережной в рамках расследования вывезли восемьдесят восемь автомобилей. Но через год Gregory’s Cars вновь открылся на прежнем месте. Ходят слухи, что бизнес Брудного едва не стал жертвой рейдеров, которыми теперь и заинтересовалось следствие.
Модный бренд, который завоевал Париж
Местный салон «Топаза Пелла» стал законодателем свадебных мод не только в России, но и в Европе. В 1994 году Ирина Максимова, создатель и дизайнер салона, вряд ли могла предвидеть, что ее свадебные наряды станут заказывать во Франции, США, Португалии,
Польше, Испании, Бельгии, Чехии и даже Бразилии и Мексике. «Тринадцать лет назад я обнаружила, что в Петербурге совершенно не в чем выйти, и решила открыть салон проката вечерней одежды, – рассказывает Ирина Максимова. – Но через полтора года поняла, что мне не нравится то, что предлагается публике в качестве вечерних туалетов. О высокой же моде на тот момент говорить в России было рано: она была недоступна, и мне пришла идея доказать всем, что здесь тоже можно сделать что-то достойное. Мы не стали писать на бирках “made in Italy”, ограничившись “сделано в Петербурге”. Выходом бренда за пределы города я обязана французской марке, интересы которой “Топаза Пелла” представляла в Петербурге. Они увидели наши платья и предложили сотрудничество».
Алеша Попович – конкурент Микки-Мауса
Режиссер Константин Бронзит поднял отечественную мультипликацию до высот Голливудских холмов, создав на студии «Мельница» анимационный бестселлер «Алеша Попович и Тугарин Змей». С тех пор студия эволюционировала от некоммерческого короткометражного кино (весь Рунет обошел душевный, до коликов в животе, мультик «На краю земли») – к полнометражной коммерческой анимации. А богатырь превратился в звезду общепита: «Мельница» продала сети быстрого питания «Теремок» лицензию на выпуск мозаики с кадрами своего мультфильма, и те стали прилагать ее к детским обедам. Бюджет мультфильма «Алеша Попович» составил $1,5 млн, а доходы с кинопроката и использования бренда превысили эту сумму в десятки раз. Таким образом, бизнес-идея сработала дважды, составив достойную конкуренцию как диснеевским персонажам, так и детскому меню от «Макдоналдс».
Реклама на колесах
В сентябре 2005 года в городе появились брендомобили – рекламоносители на колесах. Как «катюши» времен Великой Отечественной, наводившие ужас на противника своими внезапными исчезновениями с места боевых действий, брендомобили потрясли рекламный рынок оригинальностью идеи, а надзорные органы – правовой неуловимостью. Брендомобиль представлял собой двусторонний щит формата 3х6 м, водруженный вместо кузова на автомобиле типа «газель». Машина курсировала по улицам или вставала в самых дорогих рекламных местах (например, на Невском проспекте) и, не нарушая ПДД, проводила в таком положении пару часов, предварительно включив «аварийку». Разумеется, коллеги по цеху сразу же обвинили Константина Коробова, Павла Галицкого, Наталью Жиронкину и их компанию «Ремар-групп» в нарушении этики конкуренции, а брендомобили – в угрозе безопасности граждан. А все потому, что ежедневное восьмичасовое курсирование рекламного стенда по Невскому обходилось рекламодателю всего в $5,5 тыс. в месяц. В 2007 году в закон о рекламе были внесены изменения о запрещении использования транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций. В результате проект закрыли. Но вскоре, как уверяют владельцы компании, он получит свое продолжение. Во всяком случае, готов опытный образец – при этом абсолютно законо-
послушный.
Фаст-фуд по-русски
Сеть ресторанов эконом-класса русской кухни с недвусмысленным названием «Блин!Дональт’s» создавалась на основе концепции семейных ресторанов. Разумеется, за всем этим угадывался образ дядюшки Рональда МакДональда, которому искушенная в застольях кейтеринговая компания «Конкорд, менеджмент и консалтинг» – владелец сети – решила противопоставить русскую идею. Сейчас в сети девять заведений (в основном – в спальных районах), но их число неудержимо стремится к заявленным компанией тридцати. В меню, разумеется, блины, а также пельмени, борщи, гурьевские пироги и ноу-хау советской кухни – чебуреки и пышки.
Компания, которая сделала возможным запуск www.mail.ru
Компания DataArt, старейший игрок на рынке оффшорного программирования и разработчик программного обеспечения для многих компаний, начала с малого и среднего, затем крупного, а в
итоге – и зарубежного бизнеса. Михаил Завилейский и его команда создали компанию в начале 1990-х. Одной из первых бизнес-идей стал интернет-продукт MyPhoneBook, «бесплатная записная книжка». Затем при участии DataArt был создан ресурс www.mail.ru и львиная доля программ системной интеграции для растущих российских компаний. Сегодня DataArt практически полностью переключилась на западный рынок В2В (business to business – термин, который означает что-либо предназначенное для деловых отношений между корпоративными партнерами), укрепляя славу российских айтишников: существует DataArt UK и DataArt US, которые работают на основе франчайзинга.
Главный «падонкаффский» сайт страны – родом из культурной столицы
Бизнес-идея создателя www.udaff.com по сути состояла в том, чтобы просто, прикола ради, снять скобки с транскрипции русской письменной речи и со всей прямотой выражаться без цензуры. Правда, спустя пару лет практики новояза выпускник филфака, написав слово «йод», терзается сомненьями, зачеркивает, пишет «ёт», и, чертыхаясь, идет в ванную, чтобы прочитать этикетку на пузырьке. Вот тебе и «превед, медвед». Вряд ли Удав стремился заработать на изобретении новояза. Зато вдохнул жизнь в многочисленные паразитирующие на гениальных идеях суб-бизнесы производителей атрибутики и рекламных агентств. Идею раскрутили без участия Удава и пустили в коммерческий оборот рекламные стикеры, плакаты, футболки, «аццкие» кружки со слоганами «первыйнах» и «В Бобруйск, жЫвотное!». Теперь же и портал www.udaff.com пестрит рекламными модулями, в основном, эротического содержания, а активисты движения тусуются в «Буржуй-баре».
Рингтоны, которые заработали миллионы
Пионер мобильного контента, интернет-портал i-Free, засветился в совместных проектах с Первым каналом (реалити-шоу «Последний герой»), в программах MTV («SMS-битва», «Тотальное шоу») и массе рядовых проектов, обеспечивающих онлайновые голосования, викторины и прочие интерактивные телешоу. А начиналось все с того, что выпускник Инжэкона Кирилл Петров заложил комнату, чтобы открыть свой бизнес, а через три года оборот его компании составлял уже $40 млн. По сути, создатель i-Free предвидел выгоду телеканалов, которые без каких-либо дополнительных вложений смогут получать доходы от телезрителей, иметь с ними обратную связь и увеличивать свой рейтинг, только лишь благодаря существованию мобильной связи и таких компаний, как i-Free. На сегодняшний день услугами компании Кирилла Петрова за все время ее существования воспользовались 26 млн человек, сделав более 125 млн запросов, то есть совершив онлайновую покупку. С недавних пор i-Free ударился в освоение новых рынков: например, в раскрутку торговой марки Jamango до универсального бренда товаров массового спроса - наводнила прилавки Украины мороженым Jamango.
Самая народная деревня
Верхние Мандроги, деревенька «аля рюс», находится в Подпорожском районе Ленобласти. А мировую известность она получила благодаря первым лицам государства. Построенная в 1996 году, она дважды удостаивалась чести принимать Владимира Путина, который не только успел освоить за время визита гончарное (горшок с автографом был подарен впоследствии другу и владельцу деревни Сергею Гутцайту) и ткацкое дело, а также расписать несколько матрешек. В августе 2001 года страну обошел сюжет о том, что президенту Владимиру Путину был подарен здесь резной дом. Затем в Мандроги
наведался премьер Михаил Касьянов, а сотовый олигарх Евгений Чичваркин даже прошел мастер-класс по ткацкому делу (дипломной работой стал тканый чехол для сотового телефона). Президент Татарстана Минтимер Шаймиев учиться ткать и лепить не стал, но после визита в Подпорожье в 2003 году решил построить свои «Мандроги» в Татарстане. Теперь Верхние Мандроги ежегодно посещают 110 тыс. туристов (без остановки на ночь).
Бар, где Новый год каждый день
Бар «Пурга» открылся в мае 2002 года. Ежедневно в полночь в клубе отмечали Новый год – идея оказалась настолько популярной, что многие посетители так и ходили туда ежедневно – слушать бой курантов и поздравление президента. Владельцы заведения – члены коллектива «Арт втроем» Сергей Фролов, Галина Филатова и Вадим Исаков, в прошлом театральные художники, затем ресторанные декораторы, – по неофициальным данным, со своим первым заведением в бюджет не уложились: стоимость проекта составила около $150 тыс., превысив смету в три раза. Через год с небольшим по соседству появилась «Пурга-II», где каждый день все желающие сочетаются браком. Именно открыв второе заведение, рестораторам наконец удалось вывести бизнес в плюс и сделать оригинальную идею еще и доходной.
Лед, воздух и земля на продажу
Бизнесмен Сергей Лучников, директор ООО «Петербургский Альянс» – автор сразу трех бизнес-идей рейтинга. Бар «Лед» – ремейк европейского айс-бара и «Ледяного дома» Анны Иоанновны. Бизнес Лучникова, помимо $150 тыс. первоначальных вложений, потребовал пятнадцать тонн льда (кстати, его-то как раз делали москвичи, которые работали над ледяными декорациями в постановке «Статский советник»), помещения площадью 25 кв. метров с видом на Казанский
собор, и двух морозоустойчивых барменов для попеременной работы. Изо льда – стены, потолок, барная стойка, три столика, посуда. Даже камин – ледяной. Постоянная температура (отапливаемый – только туалет) –10°С. От стульев отказались. Посетителей решили греть холодной водкой и алкогольными коктейлями, а на входе выдавать синтепоновые накидки с капюшонами, варежки и валенки. Многочисленные айс-бары (всегда забитые любителями водки в Швеции, Финляндии и даже Италии) – не конкуренты. Зима – национальный бренд, она в России суровее, а русский лед – «ледянее».
Лучников – продавец воздуха в прямом смысле. Идея родилась к 300-летию го
рода. На прилавках «матрешечников» появились жестяные банки с надписью: «Воздух Санкт-Петербурга». На упаков-
ке приведен состав содержимого: воздух «Летнего сада» – 50%, воздух г. Пушкина – 20%, воздух Невского проспекта – 15%, воздух Петропавловской крепости – 5%, воздух г. Павловска – 5%, воздух «Новой Голландии» – 3%, воздух Петродворца – 2%. Получив патент «на герметичную емкость для сувенирной продукции», Лучников стал закатывать воздух и продавать в розницу по 5–10 долларов. Реализация шла даже в Интернете, на портале www.traffic.spb.ru
А потом Лучников решил продавать землю. Идея пришла в голову Денису Маркову, студенту третьего курса РГПУ им. А.И. Герцена. Он же взял на себя очистку земли от органических примесей и фасовку, заключив аутсорсинговый договор с оборонным предприятием. Первая щепоть земли пошла в розницу в апреле 2006 г. партией в одну тысячу сувенирных пакетов (общая масса первой партии «Земли Петербурга» – 150 кг). Сумма первоначальных вложений составила $5 тыс. в расчете на трехсотпроцентную рентабельность проекта.
Наш ответ Starbucks
Основательница «Идеальной чашки» Анна Максимова придумала открыть сеть кофеен, когда ей было двадцать два года. Ее вдохновила стажировка в Лос-Анджелесе, а точнее, перерывы между лекциями, которые Анна проводила за чашкой кофе в кафе Starbucks. Не прошло и года, и первую «Чашку» подали в стенах театра «Балтийский дом». Это был 1999 год и первое кафе европейского типа в городе. Спустя пять лет «Чашка» пришла в Москву. Уникальный уютный формат, логотип, в котором одновре менно угадывалось и кофейное зерно, и круг Starbucks’a, особое настроение заведения, где можно было оставлять записки на специальной доске, произвели фурор. И «Чашки» стали открываться буквально у каждой станции метро.
Сейчас в Петербурге несколько десятков кофейных сетей, но, пожалуй, только «Чашке» удалось сохранить без изменений первозданный концепт и почти театральную кулуарность атмосферы. В апреле 2005 года Анна продала контрольный пакет скандинавскому инвестиционному банку Trigon Capital Group, оставив себе пятнадцать процентов акций – сети нужны были инвестиции в развитие. Скандинавов привлек формат второй по величине российской сети кофеен (ее годовой оборот на тот момент составил $6 млн), и они рассчитывали использовать сеть для вывода на российский рынок собственного бренда. Однако, видимо оценив потенциал и популярность бренда, ограничились только рестайлингом.
Ветеран русских интернет-магазинов, который за десять лет работы превратился в гипермаркет
У истоков онлайн-магазина Ozon.ru стояла проектная команда из петербургской корпорации «Рексофт». Сегодня она в равных долях принадлежит создателям и менеджерам Александру Егорову, Дмитрию Рудакову и Виктору Козлову. По сути, Ozon.ru стал правопреемником системы «Книга – почтой» Госкомиздата СССР, через которую продавалась каждая десятая книга в Союзе. Однако, в отличие от социалистического гиганта, создателям Ozon.ru пришлось самим налаживать все бизнес-процессы: поставку, хранение, отгрузку книг, поскольку все издательства из процесса самоустранялись. Оборот российского Ozon.ru за первое полугодие 2007 года составил $24,5 млн, отгрузив 1,7 млн товаров, что вдвое превышает аналогичную прошлогоднюю статистику. Но самой выгодной продажей за всю историю Ozon.ru стала реализация в 2002 году в рамках Недели антикварной книги уникальной Библии 1891 года издания, с автографом Святого Иоанна Кронштадтского, в твердом переплете, с золотым обрезом. Цена раритета составила $3500.
Сайт, где встречаются все – бум 2007 года
Идея сайта www.vkontakte.ru скопирована с западной (www.facebook.com) и блестяще отработана на местной почве. Заводчик успешных контактов – выпускник СПБГУ 2006 года Павел Дуров стал известен в Рунете как создатель самого крупного студенческого форума и прочих проектов из разряда «жизнь на камбузе». Обширная интернет-сеть знакомств, изначально созданная как виртуальный клуб для общения учащихся вузов, сегодня охваты-вает и выпускников, и бизнес-сообщество в целом. Сам же Павел Дуров в столь юные годы может похвастаться званием лауреата стипендий Президента РФ, Правительства РФ и званием «трижды потанинского стипендиата». Сайт www.vkontakte.ru – это семейный бизнес, в проект вовлечен еще и младший брат Павла – Николай. И если старший занимается программированием с одиннадцати лет, то младший – с семи. Причем, недавно Николай отказался от предложений работать в Microsoft и Sun ради проекта брата и собственных разработок.
Самый денежный перевод
Гоблин стал Гоблином благодаря бизнес-идее делать дублированный перевод-стеб, создавая полноценные полнометражные кавер-версии голливудских кинохитов. Отечественный кинематограф (а зарубежный вряд ли может заявлять на гоблинские переводы авторские права) получил в лице Гоблина столь ценного кадра не откуда-нибудь, а из кулуаров советской милиции. Гоблин, а в миру Дмитрий Пучков, окончил специальную школу милиции и, прослушав двухгодичные курсы при петербургском ДК милиции, оставил органы в должности старшего оперуполномоченного. Возглавив переводческую артель «Полный Пэ» и «Божья искра», он проявил недюжинное чувство юмора и здоровый житейский цинизм, позволивший ему с легкостью и талантом препарировать киношедевры «Звездные войны», «Матрица» и «Властелин колец».
Продажная девушка № 1
Предание гласит, что идея анимационного персонажа – девушки Масяни – родилась в воображении художника Олега Куваева в ночь на 12 сентября 2001 года в Амстердаме после посещения кофешопа. И именно 12 (по некоторым данным – 14 сентября) принято праздновать день рождения Масяни. Мультсериал о похождениях Масяни и ее друга Хрюнделя молниеносно повысил рейтинги сайта www.mult.ru и студии «Мульт.ру», где Куваев стал генеральным директором. За пределы Интернета персонаж вынесла телевизионная программа «Намедни» с Леонидом Парфеновым, который еженедельно транслировал по одной свежей серии мультфильма. В 2003 году образ Масяни стал использовать канал МузТВ, но, как выяснилось, без разрешения Куваева, что привело к судебному разбирательству, а затем и целой череде судебных тяжб между создателем Куваевым и правообладателями образа ООО «Масяня».
Компания, которая смогла развеселить восьмерых президентов
Шоу-бизнесмен Михаил Воронин решил продавать людям эмоции: начал с экстремальных ощущений, но оказалось, что «ощущения праздника» продаются лучше. Сегодня ему двадцать четыре года, а компанию «Подъежики» он создал, когда ему было девятнадцать лет. «Подъежить – значит разыграть», так решил смягчить традиционный русский сленг выпускник факультета финансового менеджмента СанктПетербургского государственного университета экономики и финансов. Начал он, разместив рекламное объявление на собственной машине: «Розыгрыши, поздравления». Пять-шесть заказных приколов в месяц дали компании около $190 тыс. оборота. Открыв офис в Москве, «Подъежики» стали зарабатывать от $10 тыс. за каждое мероприятие: там и люди посолиднее, и приколы требуются подороже. Среди форматов корпоративных праздников и приколов, «Подъежики» предлагают «Интерактивный перформанс», соревнования от настольного тенниса до тараканьих бегов и кулинарных поединков, «Шоу-спектакль». Можно также заказать гонки на «запорожцах», футбол на тракторах, ориентирование в подземке, взятие крейсера «Аврора» или катание на дельфинах. Их даже пригласили в качестве организаторов дипломатического досуга на прошлогоднюю G8. Сами «Подъежики» утверждают, что просто занимались официальным PR-сопровождением встречи президентов. Но кто ж им теперь поверит!
Аттракцион для горожан, который должен привлекать туристов
Первый петербургский карнавал состоялся в июне 1997 года. Костюмированное шествие по Невскому проспекту и праздник задуманы как «самое крупное из всех неформальных и самое неформальное из всех крупных петербургских культурных событий». Сюрреализм и свободу самовыражения должны были обеспечить участники карнавала: Интерьерный театр, Театр поэзии Виктора Кривулина, Митьки, «Арт-клиника» Кирилла Миллера и Театр альтернативной моды. Спустя десять лет горожанам предложили выбрать короля карнавала, а в качестве кандидатов фигурировали имена Сергея Шнурова, Олега Куваева, Властимила Петержелы, Льва Лурье, лицедея Либабова, а также Сергея Бугаева и Юрия Гальцева.
За время своего существования Петербургский карнавал стал крепким брендом, который в перспективе должен продаваться туристам не хуже аналогичных акций в Венеции или в Рио. И в этом смысле карнавалу может помочь другой, еще более раскрученный городской бренд – белые ночи. При условии, что организаторы догадаются перенести время акции с полудня на полночь.
Стройкомпания, которая прыгнула выше всех
В 1994 году выпускники Санкт-
Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Полонский и Артур Кириленко создали компанию, которая поначалу занималась отделочными работами. Это был петербургский «Строймонтаж». Теперь же это известная на всю страну Mirax Group, которая помимо типового жилья (проекты «Золотые ключи» и «Золотые ключи-II»), возводит самое высокое здание в Европе: башню «Федерация» (часть проекта строящегося Московского международного делового центра «Москва-Сити»). Ребрендинг, который петербургский «Строймонтаж» пережил в 2004 году, был связан не только
с выходом на столичный и фондовый рынки, но и с диверсификацией бизнеса (в структуре компании появились непрофильные Mirax-Farma и MiraxSoftware). В 2005 году Mirax Group стала первой среди российских строительных компаний, выпустившей финансовую отчетность по международному стандарту US GAAP, и в том же году агентство «Эксперт РА» присвоило компании рейтинг кредитоспособности В++ (приемлемый уровень кредитоспособности с позитивными перспективами).
Комментарии (2)