Инсталляция с колонией муравьев как метафора человеческого сообщества, рисунки Флоренского к сказке Гребенщикова, концептуалисты, купившие душу Энди Уорхола и перепродавшие ее за 30 рублей, Сальвадор Дали в окружении современников и прочее. «Собака.ru» разведал планы главных городских выставочных пространств, от Эрмитажа до AL Gallery.
Илья Кабаков. Из проекта «Утопия и реальность»
Эрмитаж
Одна из важнейших выставок в Эрмитаже — да и в Петербурге в целом — «Утопия и реальность», запараллеленные работы авангардиста, архитектора и графического дизайнера Эль Лисицкого и Ильи Кабакова, успешнейшего представителя московского концептуализма. Выставка живет между двумя временными отрезками: началом утопии СССР и крушением страны в 1980-х.
Другая заметная выставка — Джордж Мачюнас, американский художник и композитор, один из теоретиков арт-движения Fluxus, автор их манифестов. Вот, скажем, можно взглянуть, как нью-йоркская рок-группа Sonic Youth, вооружившись теорией Мачюнаса, молотком и гвоздями в течение четырех с половиной минут приводит в негодность фортепиано.
Еще одна хитовая выставка — «Сальвадор Дали и его современники»; как уже известно по недавнему московскому опыту, на Дали в России стоят километровые очереди; искусствоведы надеются, что среди завленных современников окажутся художники посдержаннее и посодержательней.
Саша Маслов. Из серии «Ветераны»
Лофт «Проект Этажи»
В Лофте «Проект Этажи» тоже намечается ряд занятных выставок. Приедет серия фотопортретов «Ветераны», посвященная участникам второй мировой. Украинский фотограф Саша Маслов, живущий в Нью-Йорке для этого проекта проехал по многим странам, собирая изображения и истории людей, так или иначе принимавших участие в войне.
Еще одна выставка, — «Трагедия общин» (некоторое время назад она отменялась и вот, видимо, доедет таки до Петербурга): инсталляция с участием тысяч муравьев, иллюстрирующая отношения в человеческом сообществе.
Кроме того, в конце лета, традиционная экспозиция фотографий, победивших на World Press Photo.
Александр Флоренский. Иллюстрация к сказке Бориса Гребенщикова «Иван и Данило»
Новый музей
В марте-апреле здесь выставят полсотни рисунков Александра Флоренского к сказке Бориса Гребенщикова «Иван и Данило», выпущенной издательством «Красный Матрос» еще в 1998 году (новый проект делает уже мастерская «Ручная печать») — правда, невеликим тиражом (саму сказку, сочетающую наивный буддизм, обэриутского толка поэзию и митьковский стеб, БГ сочинил и вовсе в середине 80-х). Художник Флоренский, работающий вместе с женой Ольгой, известен, кроме прочего, иллюстрациями к известному трехтомнику Довлатова.
Предположительно осенью Новый Музей познакомит отечественную публику с картинами Кьярваля, главного исландского живописца первой половины прошлого столетия: урожденный Йоуханнес Свейнссон, сын фермера, писал сумрачные панорамные пейзажи, идеальные презентации острова гейзеров и фьордов.
Художники Комар и Меламид
Aperto Gallery
В независимой галерее, совсем недавно появившейся на территории творческого пространства «Четверть», уже в феврале откроется «Стена»: проект, который будут курировать, сменяя друг друга, ведущие персонажи мирового арт-сообщества. Первым станет Дэвид А. Росс, профессор нью-йоркской Школы Визуальных Искусств, а в прошлом директор Музея Уитни. Выбор Росса пал на Комара и Меламида, а именно на концептуальный проект основоположников соц-арта, которые в конце 70-х основали корпорацию по купле-продаже душ, реализовав на американщине классический гоголевский сюжет. В числе прочих была приобретена душа Энди Уорхола, впоследствии перепроданная в России всего за 30 рублей.
Итальянский павильон на XIII Венецианской Архитектурной биеннале
«Ткачи»
В апреле или мае, если все получится, в «Ткачах» будет организована экспозиция итальянского павильона XIII Венецианской Архитектурной биеннале, прошедшей в прошлом году. В помещении павильона в Арсенале, напомним, рядом с изящными и строгими инсталляциями высадили целый тропический лес из 5000 папоротников. Как будет представлен этот грандиозный эко-архитектурный проект куратора Луки Дзеви в «Ткачах», представить пока нелегко.
На сентябрь здесь намечена совместная с Фотодепартаментом крупномасштабная выставка «Опыт голландской фотографии»: о каких-либо подробностях пока говорить рано.
Уго Несполо. Мозаика.
«Эрарта»
В течение года продолжатся выставки в рамках долгоиграющего проекта «Россия в Эрарте», призванного знакомить с искусством из регионов. Вслед за Самарой, Пермью, Новосибирском и недавним Ижевском в 2013-м состоятся групповые выставки художников из Уфы и Краснодара — в марте и апреле соответственно.
В апреле откроется выставка значительного итальянского художника Уго Несполо. Начинавший в 60-е на стыке раннего концептуализма и арте повера, «туринский Уорхол» очень скоро нашел собственную эксцентричную и всеядную манеру. За 40 с лишним лет Несполо, мастерская которого представляет собой натурально фарфоровый павильон в три этажа, произвел немыслимое количество работ, в диапазоне от станковой живописи и скульптуры, экспериментальных фильмов, рекламы и книжной графики до мозаик из лакированного дерева, объектов из слоновой кости и перламутра и прочего.
Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. «Бухта радости»
Русский музей
В Русском музее — череда выставок и мероприятий, посвященных 400-летию Дома Романовых. А кроме того — несколько персональных выставок, из которых точно стоит обратить внимание, во-первых, на Михаила Шемякина, а во-вторых — на успешных постмодернистов Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.
Олег Хвостов. Из серии «Похоть»
AL Gallery
С 14 февраля — выставка Олега Хвостова под красноречивым названием «Похоть». 40-летний петербургский художник в конце 90-х состоял в радикальной постмодернистской группировке «Новые Тупые», а в новом тысячелетии обратился к психоделической живописи (кроме прочего, он - автор портрета Надежды Толокно). Искусствовед Станислав Савицкий в тизере выставки так пишет о новой живописной серии Хвостова: «Это одна из наиболее традиционных форм визуальной порнографии. Редкий случай стать партнером художника – вуайером, угадывающим в фигурной стрижке крон деревьев груди Мэрилин Монро, сосцы Тиресия или сиськи табачницы из феллиниевского "Амаркорда"».
Также в планах галереи: в марте — новый проект Виты Буйвид «Бешеные псы» (живопись, объекты), а в лофт-баре «Зимний» - Young&Bright, групповая выставка новых имен в отечественном искусстве.
Работа Ростана Тавасиева
Anna Nova
22 февраля стартует первая в Петербурге персональная выставка Ростана Тавасиева. Московский художник, двигающийся в русле специфического новорусского поп-арта, по-прежнему активно использует в своем творчестве ярчайшие цвета, плюшевых слонят и бегемотиков, но для Anna Nova готовит нечто совершенно неожиданное.
Еще в планах галереи на год: выставка видео и фотографий Андрея Кузькина, лауреата госпремии «Инновация» за 2008 год, автора впечатляющего проекта «Все впереди», когда художник заварил все свое имущество — от собственных произведений до мобильного, одежды и конверсов — в 58 металлических коробов, которые следует вскрыть лишь через 29 лет; а также новый проект российско-израильского серьезного политического художника Хаима Сокола, вдохновленный текстом философа Вальтера Беньямина «О понятии истории».
Комментарии (0)