• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Владимир Мирзоев

Владимир Мирзоев

Фильмом «Борис Годунов» режиссер поставил обществу самый убедительный диагноз: фундамент русской матрицы не изменить. Но интеллигенция должна противостоять одичанию.

Владимир Мирзоев снимал документальные фильмы о русских эмигрантах в Канаде. С постановками Тургенева, Чехова, Пинтера совершил марш-бросок по театрам имени Вахтангова, Станиславского, «Ленкому». В фильме «Борис Годунов» перенес персонажей русской истории в современную Москву.

Интеллигенция — это уже историко-культурный феномен или она есть и сегодня?

Есть давнее утверждение Солженицына, что интеллигенции в России больше нет — она исчезла благодаря абсурдной работе большевиков, пожелавших расчистить место для «нового человека». Энергично уничтожая гумус цивилизации, кремлевские мечтатели вернули русского человека в первобытное рабское состояние, из которого он совсем недавно выбрался. Осталась одна «образованщина», а с нее какой спрос? Звучит, по-моему, высокомерно. Это правда, что настоящая элита страны безжалостно уничтожалась в ГУЛАГе. Миллионы наших сограждан были убиты или выдавлены в эмиграцию. Но ведь кто-то писал великую музыку и ставшие классикой романы! Кто-то создавал театр, кино, живопись! Вот несколько имен из второй половины ХХ столетия: Тарковский, Эфрос, Лотман, Трифонов, Шнитке, Бродский, Герман. Кто все эти люди, благодаря которым культура выживала в советской и постсоветской кислотной среде? Разве не интеллигенция? А сегодня это Ольга Седакова, Людмила Улицкая, Андрей Звягинцев. Культура наша жива, она прекрасно себя чувствует, несмотря на все безобразия. Все продолжается — вопреки обстоятельствам.

Вы не упомянули ученых.

Про науку отдельный разговор. Многие ученые стали гражданами мира, работают за границей, но этот факт не делает их иностранцами и не обесценивает их вклад. Кроме того, все давно поняли: партию начальников фундаментальная наука не интересует.

Какой вам видится миссия интеллигенции сейчас?

Такой же, как всегда: препятствовать одичанию населения. Советский Союз в момент своего рождения казался футуристической утопией. Многие интеллектуалы попались на эту удочку, поскольку наживка соответствовала их надеждам. Но вместо Города Солнца была построена циклопическая мясорубка, через которую чекисты пропустили своих «братьев и сестер». Случилось то, о чем после 1905 года предупреждал сборник статей о русской интеллигенции «Вехи», — сползание нации в архаику. В советской империи возродилось не только рабство, но и язычество, и поклонение кумирам: мертвому вождю и живому вождю. И весь этот ужас до сих пор толком не отрефлексирован. Страшные факты и цифры погибших табуированы. Многократно травмированное и униженное общество продолжает вытеснять, прятать от себя свою травму, а начальники, «новые дворяне», с удовольствием и небескорыстно играют на комплексах больного населения. Теперь народ соблазняют химерой ретроимперии. Демократия, мол, не соответствует вековым традициям нашего народа. Великой России нужен новый Великий Проект, от которого содрогнется мир. Восстановив империю и встав с колен (видимо, хорошенько помолившись древним фетишам), мы научим гнилой Запад нашей неслыханной духовности. Не стоит обольщаться, на выходе мы получим все тот же тоталитарный режим. И первый шаг к нему уже сделан: в марте мы убедились, что власть в РФ несменяема. То есть впереди опять сползание в архаику, а затем неизбежная катастрофа, хаос. Российская империя продолжит спазматически распадаться на малые страны. Такова судьба всех империй, которые не осуществили вовремя переход к национальному государству, к демократии. Номенклатура разрушила или извратила все без исключения институты государства. Чтобы справиться с одичанием, интеллигенция должна не только просвещать, учить, воспитывать, но и по мере сил противостоять разрушителям нашего государства. Кажется, осознание миссии пришло.

Нарисуйте обобщенный образ интеллигента.

Он вряд ли получится убедительным и неразмытым. Многие интеллектуалы готовы лизать хозяйский сапог. Не бесплатно, конечно, — за хороший кусок хлеба с маслом и с белужьей икрой. Обслуживая интересы и вкусы номенклатуры, эти люди изощренно и без напряжения лгут — сказывается вековая выучка. Роль счастливого и сытого раба вошла в плоть и кровь советского интеллектуала. Совершая нравственное самоубийство, он не испытывает душевного дискомфорта. Рядом с этим типом убежденного холопа существует множество подтипов, разбираться в которых не хочется. Лучше сказать пару слов о людях, подхвативших знамя свободы. Их много сегодня, и они — реальная сила. На их стороне не только мозги, профессионализм и желание служить отечеству, на их стороне правда.

На их стороне не только мозги, профессионализм и желание служить отечеству, на их стороне правда.

Речь не только о выборах в декабре и в марте, когда тысячи неравнодушных граждан пошли в наблюдатели и поймали охамевшее начальство за руку. Я говорю о чувстве истории, которое помогает интеллигенту видеть реальность неискаженной. Помните «Правда сделает вас свободными»? Вы скажете: у каждого своя правда. Ну да, есть она и у «новых дворян». Суть ее вполне парадоксальна: государству доверять нельзя, это бездушный Молох, который в любой момент отнимет у тебя доходное место. Поэтому семьи — за рубеж, деньги — туда же, каждую секунду быть начеку. Они разрушают государство, потому что смертельно его боятся и тайно его ненавидят. С другой стороны, эти люди и есть государство. Сюжет, достойный Кафки или Платонова. Интеллигенция на уровне коллективного бессознательного поняла, что нужно немедленно остановить разрушителей отечества, иначе русский мир погибнет в считанные годы. О причинах и механизмах этого самоубийства можно писать монографии. Хотя достаточно одного факта: РФ занимает первое место в Европе по самоубийствам среди подростков. Дети видят вокруг себя ложь, цинизм, алчность, они просто не хотят быть частью этого искаженного пространства.

Что нужно делать?

Всем заинтересованным лицам рекомендую порыться в Интернете, почитать, например, «Триста шагов к свободе». Если свести все программы к афористически короткой формуле, то вот она: независимый от власти и от денег суд, возвращение конкуренции во все сферы жизни начиная с политики, честные выборы в органы власти всех уровней, дееспособный парламент, отражающий разнообразие точек зрения на устройство страны, разделение властей, отмена цензуры в СМИ. Для начала достаточно, здесь хватит работы лет на двенадцать, как раз на два срока товарища императора.

Считаете ли вы себя интеллигентом?

Да. Хотя это не почетное звание и не титул — скорее обязанность. Мыслить ясно, не заискивать перед начальством, служить по мере сил обществу, твердо знать, что отечество — это культура, язык, шедевры, созданные твоими предшественниками. И твоими современниками. Что еще у нас есть, кроме нашей культуры? Институты? Курам на смех. Традиции? Уничтожены большевиками. Гражданское общество? В зародыше. Научные школы? Как могикане у Фенимора Купера.

Вы сняли фильм «Борис Годунов». Почему пушкинская драма, написанная почти двести лет назад и повествующая о событиях еще более далеких, воспринимается так актуально? В истории ничего не меняется?

Фундамент «русской матрицы» действительно неизменен. Самовластие, когда существует единственный субъект истории: царь, генсек, президент. Дефектная элита, которой глубоко чужды интересы людей, населяющих страну. Всевластие бюрократии и бесправие граждан. Насилие как главный способ решать все сложные вопросы жизни. И, как следствие, многократные травмы, с которыми общество не может или не хочет справиться.

Хотя и Борис, и Лжедмитрий идут по трупам, в вашей интерпретации они выглядят людьми рефлексирующими и совестливыми.

По-моему, бессовестных людей не бывает. Даже во власти. Просто у многих начальников разорванное сознание. Это когда рациональный ум и бессознательное не имеют постоянного канала связи, как бы работают в автономных режимах. Кроме того, чтобы понять героя, любого, даже злодея, нужно ему сочувствовать. Иначе его не разгадаешь и не сыграешь.

В фильме вы показали две семьи — интеллигентную и простую — в одинаковых обстоятельствах.

Разумеется, интеллигенция — часть народа и никогда себя от народа не отделяла. Этим интеллигент принципиально отличается от аристократа. И от «нового дворянина», кстати, тоже.

 

фото: Александр Ермилов


К ОГЛАВЛЕНИЮ >>>

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: