• Мода
  • Герои
Герои

Поделиться:

Почему и как мы хотим защитить свое тело и причем тут пандемия, Средневековье и рыцарство?

Эстетика Средневековья в этом году стала одной из центральных. Это доказывают коллекции и визуал Balenciaga, Celine, Dior, Paco Rabanne, которые активно  исследуют тему рыцарства и используют культурные коды той эпохи. Специально для «Собака.ru» фэшн-журналист и аналитик Денис Ламехов рассказывает о том, как мемы, Netflix, «Декамерон» и Демна Гвасалия вывели на поверхность неочевидную тему Средневековья.

Съемка в журнале CAP 74024, июнь 2021 Фото: Alberto Albanese, Stefano Colombini

Съемка в журнале CAP 74024, июнь 2021

Фото: Alberto Albanese, Stefano Colombini

Съемка для CAP 74024 Фото: Alberto Albanese, Stefano Colombini

Съемка для CAP 74024

Фото: Alberto Albanese, Stefano Colombini

Историки называют нашу реакцию на пандемию «средневековой» – иррациональной, магической, антинаучной, опирающейся на идеи заговоров корпораций и государств. Как оказалось, одна из самых популярных книг первой половины 2020 года — «Декамерон» Бокаччо, события которой разворачиваются в средневековой Европе на фоне эпидемии чумы.

Нынешняя пандемия почти с самого начала существует в ассоциации со Средневековьем. Мода, бесконечно переваривающая исторические референсы, не могла это не отразить.

Balenciaga, осень-зима 2021

Balenciaga, осень-зима 2021

Balenciaga, осень-зима 2021

Balenciaga, осень-зима 2021

Фантазии на тему рыцарства, кольчуг, лат, «Новых Средних веков» быстро вышли в модный мейнстрим.

Одним из первых отреагировал Демна Гвасалия. В последние пять лет его принято воспринимать как дизайнера, который наиболее чувствительно реагирует на социальные перемены — и делает это прямолинейно, грубо, понятно. Модели в рыцарских костюмах, помещенные в контекст странной компьютерной игры, — так выглядит зимняя коллекция Balenciaga 2021 года. Комментарий на тему нашего цифрового (во многом игрового) настоящего и парадоксальной связки средневековья и будущего. И даже на тему смешения всех трех.

Balenciaga Afterworld FW2021

Balenciaga Afterworld FW2021

«Человечество, которое прошло текущий кризис и за 10 лет, к 2031 году, отвоевало себе право на счастливое завтра», — так Гвасалия объясняет свой замысел. Несмотря на изощренность самой коллекции, это позитивный комментарий. Историки утверждают, что в Европе во времена чумы слагалось больше песен о будущем после болезни, чем о катастрофической реальности.

Celine осень-зима 2021

Celine осень-зима 2021

Celine осень-зима 2021

Celine осень-зима 2021

Сам «средневековый» феномен в современной моде журнал Elle довольно точно называет «hard wear».

Журнал Dazed напоминает про уже существующий тег #knightcore.

Celine под руководством Эди Слимана выпускают короткометражку «Поэма о молодом рыцаре». Она поставлена в декорациях французского замка, а модели скачут на лошадях, держа в руках флаги. На вещах в коллекции — множество металлических элементов.

Dior Haute Couture 2021

Dior Haute Couture 2021

Одна из карт Таро — референс Dior Haute Couture

Одна из карт Таро — референс Dior Haute Couture

Однако существует пример, где мода во времена пандемии напрямую обращается к «средневековой» иррациональности и мистике. Это летняя кутюрная коллекция Christian Dior 2021 года. Ее главный референс — образы с карт таро. Принято считать, что во времена социальных катаклизмов люди часто теряют опору в реальности и склонны обращаться к мистическим практикам. Так они пытаются предугадать свое будущее — и это почти слово в слово дублирует то, как прокомментировала Мария-Грация Кюри свою коллекцию для Dior.

Paco Rabanne весна-лето 2021

Paco Rabanne весна-лето 2021

Среди брендов поменьше привлекает внимание Paco Rabanne, который к тому же переживает определенный ренессанс. Они показали на подиуме натуральную металлическую кольчугу. Очень к месту смотрятся и платья из скрепленных друг с другом металлических пластин — их бренд выпускает с момента основания. Тема защиты тела от вируса, одна из главных во время пандемии, удивительным образом рифмуется с защитной функцией доспехов и лат.

Paco Rabanne весна-лето 1968

Paco Rabanne весна-лето 1968

В начале пандемии некоторые исследователи моды предполагали, что дискуссия о защите тела приведет к пересмотру того, как мы одеваемся. К пересмотру западных стандартов сексуальности, обращению к более закрытой одежде. Результатом могла стать своего рода консервативная революция, способная отменить достижения сексуальных революций прошлого и настоящего. К счастью, этого пока не случилось.

Еще до пандемии поп-культура была разогрета явлениями вроде «Игры престолов», «Ведьмака», сразу нескольких средневековых циклов на Netflix и мемов о «Страдающем средневековье». И тогда, и сейчас это только эстетический жест в сторону рыцарства. Нет смысла говорить о его наполнении ценностями.

Эта эстетизация едва ли будет долгой, скорее это короткий ответ на внезапно возникший стресс. Например работа над коллекцией Balenciaga на тему цифрового средневековья началась в апреле 2020 года, на самом старте кризиса. Природа моды в том, что она способна быстро реагировать на такие перемены. Сейчас шок превратился в усталость – это даст (и уже дает) моде новый материал для работы.

Фото: архивы пресс-служб, Shutterstock

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: