• Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

Петербург — столица театра кукол! Гид по лучшим спектаклям, ради которых стоит приехать даже на день

Как адепты глобальной локальности заявляем безапелляционно: Петербург — столица театра кукол. И дело не только в том, что каждый год почти все «Золотые маски» у спектаклей с местной пропиской. А если и уезжают в другие города, то к проектам, поставленным в них нашими же режиссерами. Кукольным домом Петербург делают невероятной красоты спектакли о джинжиках, птифурах и прочих акторах — торжество гуманизма и режиссерской изобретательности. Лучшие из них и их создатели — в нашем гиде.

Руслан Кудашов
Елена Насибуллина

Руслан Кудашов 

Руслан Кудашов

Главный режиссер Большого театра кукол и главный же волшебник и авангардист театра кукол вообще — это он изменил его навсегда.

Кудашовский дебют «Потудань» 2000 года, поставленный по рассказу Андрея Платонова и не без влияния работ Резо Габриадзе, зрители и критики приняли безоговорочно и без долгих дискуссий. Затем был хитовый «Невский проспект» (2002-го, копродукция театра «Потудань», кинокомпании «Дарфильм» и театра «Балтийский дом»), за который Кудашов получил персональную «Золотую маску». Первым из петербургских режиссеров-кукольников. Поэтому последовавшее через три года предложение возглавить Большой театр кукол выглядело совершенно логичным. Новый главный режиссер сперва изменил положение дел на месте: существенно обновил труппу, а затем пересобрал и репертуар — в афише появились постановки не только для детей, но и подростков и взрослой публики. Тогда же он набрал первый актерский курс в академии на Моховой. А дальше — начал меняться и сам городской театральный ландшафт. Большое серое здание БТК на улице Некрасова стало местом силы и точкой притяжения для тех, кто хотел изменений в театре кукол. Здесь едва ли не круглогодично начали проводить фестивали с участием лучших кукольников мира и организовывали летние лаборатории и дискуссии. Спустя пять лет после выпуска актерского курса Руслан Кудашов набрал режиссеров, окончивших его мастерскую в 2021 году.

«Гамлет. Ширма»
предоставлено БТК

«Гамлет. Ширма»

Тем временем сам Руслан Кудашов, выпустив две трилогии — «библейскую» и о «прОклятых» советских поэтах (Бродский, Высоцкий, Башлачев), поставил веселый, местами грубый, а местами очень простодушный спектакль «Гамлет. Ширма», в котором все роли, как и полагалось в шекспировские времена, исполняют мужчины. В 2021 году январский фестиваль «БТК. Generation» и летний международный сбор театрально-кукольных сил в очередной раз продемонстрировал потенциал и самого театра — как слаженно работающего механизма, и тех, кто учился на протяжении пяти лет у главного режиссера БТК.

Руслан Кудашов

о том, поменяют ли его ученики театр кукол и станут ли новой волной в режиссуре:

«Будущее всегда за способными и талантливыми, и не имеет значения, в какое время они появляются. А вообще нам не дано предугадать, будет новая волна или нет. Время еще должно над ними поработать — окажутся ли они устойчивыми и сильными, чтобы проводить в мир свои темы. Я в принципе считаю, что пока рано о чем-либо говорить – они только выпустились. Есть какой-то информационный бум вокруг них, но я бы все-таки не спешил. Ведь время довольно сильно меняет что-то в человеке и очень немногие остаются верны себе и профессии. Хотя, дай бог, чтобы у них все получилось. Во всяком случае мне нравится ход их размышлений. И, например, «Чайки» (учебный спектакль, в котором известные чеховские герои и сюжетные линии перемешаны и «пропущены через поэтический и в то же время гротескный язык театра кукол» – Прим. ред.) — общекурсовая работа, где они представляли себя — на мой взгляд, вышел очень важным и для них, и для пространства театра кукол, и предметного театра. Поскольку здесь задается новая эстетика. Она может не развиться или не всем нравиться, но в ней есть что-то удивительное, уникальное, и требующее при этом защиты».

«Гамлет. Ширма»
предоставлено БТК

«Гамлет. Ширма»

Топ-5 спектаклей Руслана Кудашова:

  • «Вий». Мистический хоррор, в котором используются тени, куклы, маски, игра света. Пространство здесь трансформируется за считанные секунды, а фигура Панночки способна увеличиться до такой степени, что еще вот-вот — и выйдет за границы сцены.
  • «Высоцкий. Requiem». Вторая часть триптиха о «прОклятых» советских поэтах. Вместо ожидаемых кукол здесь два хора — мужской женский — а причудливо соединенные известные тексты рождают серию неожиданных метафор и ассоциаций.
  • «Песнь песней». В основе спектакля — одна из самых таинственных книг Ветхого Завета. Вслух текст почти не произносится, воплощаясь через визуальные образы, пластику, игру света и звука.
  • «Холстомер». Его заглавный герой — трогательная марионетка с тонкой пластикой и огромными человеческими глазами — живет в окружении гротескных персонажей: конюха, гусарского офицера, его любовницы. «Хронику спасения одной души» рассказывают с помощью кукол, людей и предметов.
  • «Гамлет. Ширма» сами авторы определили жанр спектакля как «postpunkpuppetshow», соединив высокую трагедию с ярмарочной смеховой культурой. В этом мифологическом пространстве действуют не только актеры, но и маски, куклы и гротескные фигуры, переворачивая трагедию вверх тормашками, но и трагическое продолжает просвечивать через смешное.
Яна Тумина
Данил Ярощук

Яна Тумина

«Джинжик», Театральная лаборатория Яны Туминой

В истории дружбы одинокого старика и спасенного им пингвина Яна Тумина реформирует язык театра кукол. Что оценили и эксперты «Золотой маски» — работа получила сразу четыре номинации.

Визуально изысканные, технически изощренные (опыт, полученный в театре «АХЕ», продолжает переплавляться в предельно индивидуальный театральный язык), философски содержательные, а некоторые еще и с ненавязчивым, но точным и тонким социальным месседжем работы Яны Туминой становятся событием не только в Петербурге. «Джинжик» — один из давних замыслов Яны, но реализован был лишь в апреле 2021-го. В его основе — реальная история, случившаяся на бразильском побережье и кажущаяся невероятной: отпущенная птица ежегодно стала приплывать к своему спасителю, делая крюк в 8000 километров.

«Джинжик»
Марина Воробева, предоставлены Яной Туминой

«Джинжик»

Режиссер Тумина работает здесь в пространстве чистого и беспримесного театра кукол. И делает это, кажется, впервые, но, разумеется, по-своему. Двое актеров (Анна Сомкина и Александр Балсанов) скрываются не за ширмой, как можно было бы ожидать, а за виртуозно выстроенными Машей Небесной и Кириллом Маловичко видеопроекциями и тончайшими световыми переливами и переходами (художник по свету – Василий Ковалев). Маска Старика выполнена из терморезины, отчего лицо героя становится подвижным. А шустрый Джинжик скачет со сморщенной стариковской ладони в домик-холодильник, отряхивает перышки и вздрагивает от прикосновений будто всамделишная птица. Рассказывая историю о том, что даже один человек способен конструктивными действиями начать менять реальность, режиссер Тумина отправляет в этот мир настолько мощный гуманистический заряд, что после финала хочется бежать и спасать буквально всех. Хотя в любом случае начинать все-таки следует с самого себя.

Яна Тумина

о том, почему Петербург — столица театра кукол:

«Мне кажется, в Петербурге есть особая аура, чтобы художнику, режиссеру и актеру было отчего «сходить с ума» и начинать искать живое в неживом, анимировать, компилировать и так далее. Здесь своя самобытная среда, формирующая художников и поэтов, а значит и кадры для театра кукол. Куклы, увы, умеют ютиться и они, в большинстве своем, могут существовать там, где дышит художник-одиночка, художник, замотивированный на поиск. Таких в Петербурге немало. Уж так сложилось».

«Джинжик»
Марина Воробева, предоставлены Яной Туминой

«Джинжик»

Топ-5 спектаклей Яны Туминой:

  • «Колино сочинение» (черный зал Новой сцены Александринского театра). Трогательная и сентиментальная (в хорошем смысле) история о мальчике Коле, родившимся с синдромом Дауна, девочке Варе и прекрасном лесном олене, рожденном фантазией героя.
  • «Живой» (Новая сцена Александринского театра). Спектакль, в котором соединены технологические возможности Новой сцены и предметный театр, а клубная музыка микшируется с горловым пением. В основе — невыдуманная история жизни датчанина Питера Фройхена.
  • «О рыбаке и рыбке» (Театр кукол Карелии, Петрозаводск). Спектакль, в котором старик и старуха живут на крошечной полоске суши, а все остальное пространство занимают море и небо. Опустошающий пушкинский финал здесь превращается в новую точку отсчета, а это значит, что надежда остается.
  • «Трюк» (Театр «За Черной речкой»). Рождественская мистерия про отчаявшуюся циркачку и маленького мальчика, пишущего письма Богу. Спектакль, который способен помочь самой потерянной душе.
  • «Деревня канатоходцев» («Открытое пространство»). История о жителях горного села, родине нескольких поколений знаменитых циркачей–канатоходцев. Их роли играют куклы, созданные фантазией Киры Камалидиновой из подручных материалов: лоскутков, палок и ниток. А сценография собрана из камней, веревок и привезенных с пожарища досок.
«Девочка со спичками»
предоставлены Karlsson Haus

«Девочка со спичками»

«Девочка со спичками», Karlsson Haus

Святочная сказка Андерсона про равнодушие из истории про обреченности становится нарративом о принятии и смирении.

Спектакли театра Karlsson Haus, движимого энергией его директора Анны Павинской, неоднократно номинировались на «Золотую маску» и получали награды. Последняя по времени постановка – «Девочка со спичками» Элины Сарно и Анны Ивановой — победила в категории «Лучшая работа актера» (Ольга Драгунова, Ася Галимзянова, Анатолий Гущин).

Сюжет сказки Андерсена до определенной степени переосмысляется, хотя заканчивается сценическая история, как и в оригинале — смертью героини. Она же — единственный персонаж, что превращает происходящее в моноспектакль. Кукла девочки не исчезает ни на мгновение и меньше чем за час авторы расскажут историю не очень длинной, не очень счастливой и увлекательной жизни. За все время действия не прозвучит ни одной реплики, зато полно звуков, шорохов — в том числе музыка аккордеониста Рената Шавалиева. А маленькая девочка в поисках хоть какого-то отклика внешнего мира будет то приникать к ногам взрослых, то подхватывать красный бантик, упавший с туфельки другой девочки. А спички будут вспыхивать, когда героиню постигнут разочарование, досада или обида. В отличие от андерсеновской, героиня этой версии не выглядит обреченной с самого начала. Напротив, она – любознательна, обладает веселым и легким характером и принимает происходящее с ней спокойно и без тени отчаяния. В предсмертном сне вместо аппетитного жареного гуся девочке явятся сушки и бабушка, чьи туфли она так озорно примеряла где-то в самом начале своего пути из этого мира.

«Птифуры»
предоставлены театром «Кукольный формат»

«Птифуры»

«Птифуры», Театр «Кукольный формат»

Трогательная история про эксцентричных старичков и старушек, которая увлечет детей и взрослых любого возраста.

Главной куклой в театре «КукФо», созданном Анной Викторовой 18 лет назад, была и остается марионетка — нежная, воздушная и родом из средних веков. Вокруг нее и строятся спектакли крошечного театра, что на улице Пушкинская, нередко основанные на «петербургском тексте». И один из самых популярных его спектаклей «Птифуры», разумеется, не стал исключением.

В «Птифурах» рассказывается история не про крошечные французские пирожные и способы их приготовления, как можно было бы предположить из названия, а эксцентричных старичков и старушек. Построенный на «лимериках», причем не только Эдварда Лира, но и Самуила Маршака, Даниила Хармса, Генриха Сапгира и Олега Григорьева, а также собственного сочинения, спектакль собирается из мини-историй, случающихся с героями. Одна пожилая дама учит лягушку балетным премудростям, другая обожает слушать сказку «Маугли», а пожилой джентльмен предпочитает играть на скрипке, сидя в кресле-каталке. Забавные эпизоды перемежаются узнаваемыми, в которых герои выполняют нехитрые бытовые действия – от кормежки птиц до посещения сберкассы. В определенный момент актеры Катя Ионас и Кирилл Смирнов и вовсе принимаются предлагать зрителям от имени своих героев всевозможный товар, обычно раскладываемый на коробочках у метро. Дети пребывают в восторге и счастье от всего увиденного и, конечно же, от сеанса непосредственного контакта с куклами, а вот взрослые считывают более глубокие смыслы, заложенные в обаятельно-печальных «Птифурах». Впрочем, так и полагается в спектакле, предназначенном для публики едва ли не всех возрастов. Включая тех самых бабушек и дедушек.

Анна Викторова

о том, есть ли бум театра кукол:

«На мой взгляд, настоящего театра кукол — с куклами, марионетками или другими системами кукол, чтобы кукла была главной и зритель верил в деревянного человечка  очень мало. Появилось много спектаклей с предметами, с куклами, за которых говорят и играют артисты, но эти спектакли также считаются кукольными. В большинстве театров кукол актер вышел на передний план, так проще, быстрее, можно выпустить в сезон больше спектаклей. Видимо это и считается сейчас бумом».

«Крот, который мечтал увидеть солнце»
предоставлено театром «Кот Вильям»

«Крот, который мечтал увидеть солнце»

«Крот, который мечтал увидеть солнце», театр «Кот Вильям»

Трогательная сказка о том, как важно верить в мечту, себя — и найти единомышленников.

Диана Разживайкина и Алексей Шульгач в прошлом сезоне наверняка удивили многих. Их спектакль «Крот, который мечтал увидеть солнце» получил четыре номинации на главную театральную премию страны «Золотая маска». И с первого же захода выиграли персональную – режиссерскую. Начинали же они с сотрудничества с театром Karlsson Haus: Диана — как режиссер, Алексей — как актер. Затем случилась встреча с театром «Кот Вильям». В нем уже режиссерский тандем выпустил несколько работ, но поворотным стал обаятельный спектакль по сказке, которую сочинил современный писатель Александр Блинов.

Режиссерский дуэт Разживайкиной и Шульгача поставил непродолжительную по времени (хронометраж всего 50 минут), но насыщенную событиями и экзистенциальными поисками историю юного крота, с завидным упорством двигающегося к своей Мечте. Продираясь через многочисленные «тернии» наперекор всему — включая многочисленных родственников и пропагандистскую кротовью анимацию, предостерегающую от всякого вольнодумства — герой, а вместе с ним и авторы спектакля, утверждает: мечтать — занятие необходимое. Главное, найти хотя бы одного единомышленника, вместе с которым вы и будете стремиться исполнить желаемое. У сказки целых три рассказчика — шахтеры, зависшие в подъемнике между землей (точнее подземным миром) и небом. В помощь им идут планшетные, перчаточные и двухмерные куклы, металлические ложки и консервные банки, а также приемы теневого театра.

Диана Разживайкина и Алексей Шульгач

о предубеждении к театру кукол:

«Нам кажется, что у большинства людей действительно существует такая установка: театр кукол – что-то «несерьезное» и только для детей. Есть какое-то предубеждение в сознании, которое отталкивает и не принимает. Хочется верить, что за последние года кукольники научились бороться с этим барьером и мы победим в борьбе с предвзятым отношением. А в целом – все хорошо, много интересных премьер, любопытных решений, театр развивается и становится значимее и сильнее».

«Похороните меня за плинтусом»
предоставлены БТК

«Похороните меня за плинтусом»

«Похороните меня за плинтусом», Большой театр кукол

Изобретательный спектакль, вызывающий настоящую эмпатию — переживание чужого опыта болезненного взросления как собственного.

Режиссер Роман Бокланов в прошлом году выпустился из мастерской Руслана Кудашова, но уже успел получить статус восходящей звезды петербургского театра кукол (что подтвердила «Золотая маска», включив одну из его постановок в лонг-лист этого года) и одной из его надежд.

В постановках Роман берется исследовать одну из самых сложных тем — одиночества, отчаяния и страхов, которые испытывает маленький ребенок, столкнувшийся с миром взрослых. Однако режиссерской ипостасью Роман решил не ограничиваться и организовал с однокурсниками Джун Хюнг Чоем и Аленой Волковой «ТИПА театр». В нем они не собираются обращать внимание на форму и жанр, и будут стремиться к синтезу разных театров. Что уже подтвердила афиша: здесь можно увидеть авторский триллер об отношениях внутри семьи («Don’t go»), спектакль, посвященный творчеству группы Daft Punk, где два главных рассказчика – роботы («SINGLE (один на луне)»), и спектакль в форме коллажа, подобно цирковому параду-алле («Айяччо: история одного клоуна»).

«Похороните меня за плинтусом»
предоставлено БТК

«Похороните меня за плинтусом»

До инсценировки по роману Павла Санаева, Роман Бокланов сделал читку на фестивале «Арлекин» по пьесе Марии Завадской «Бездонное озеро» и выпустил в БТК спектакль «Меня удочерила Горилла». Вместе с автобиографическим текстом Санаева они складываются в своеобразную трилогию, где главные герои – дети – оказываются в положении сирот: либо мнимых («Озеро», «Плинтус»), либо настоящих («Горилла»). Во всех трех случаях режиссер Роман Бокланов использует простые, но весьма действенные, средства и приемы, посредством которых рассказывает камерные истории, по ходу действия начинающих работать как групповой сеанс психотерапии и приобретающих больший масштаб. В «Похороните меня за плинтусом» актер Максим Морозов работает с узнаваемыми предметами, бытовавшими в советское время: флакон духов, матрешка, оловянный солдатик, магнитофон, которые обозначают конкретного героя этой тревожной, мучительной истории. Взаимодействие исполнителя с неживыми объектами провоцирует у смотрящих серию воспоминаний из их собственного прошлого. И дар режиссера Бокланова и артиста Морозова в том и состоит, чтобы деликатно вовлечь зрителей в действие, давая возможность прожить чужой опыт как собственный.

Текст: Наталия Эфендиева 

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Яна Тумина, Руслан Кудашов

Комментарии (0)

Купить журнал: