Хитовый хоррор «Субстанция» и российские сериалы «Преступление и наказание», «Лихие» и «Трасса», арт-мейнстрим с мировых кинофестивалей и индийские фильмы, а еще сиквелы «Гладиатора» и «Джокера» и комедия про сотню бобров (что? да!). Собака.ru попросила авторов Telegram-каналов о кино рассказать о своих главных открытиях и разочарованиях 2024 года.
Алина Герман, «Улица Балабанова»
Сериал «Дайте шоу» Димы Литвиненко — скрупулезная работа на стыке зрительского и авторского, сделанная нормально и со знанием дела. И пусть этой истории моментами не хватает интеллигентной скромности, загадки и мягкости, зато русской прямоты и уверенности (а еще удивительной достоверности и большой режиссерской работы!) — пожалуйста. Что далеко не с каждой историей бывает.
Нас затянула «Трасса» — магический тандем режиссера Душана Глигорова и оператора Батыра Моргачева подарил фантастическое возвращение в кино нулевых и десятых, в русскую хтонь и тоску, аккуратно вписанную в реальность нового времени (а может и безвременья). За сценарий благодарим Олега Маловичко, который в этом году нам и «Лихих» подарил — фундаментальный, монолитный и основательный проект, который в некотором смысле первым поставил точку в романтизации девяностых: больше — не хочется. Реалистично, безжалостно и очень больно.
Из фильмов на кинофестивале в Выборге поразил дебютный хулиганский «Ровесник» Федора Кудрявцева — до сих пор не верим, что это не док. А на «Маяке» в копилку кинооткрытий добавился «Кончится лето» Арбугаева и Мункуева, это полубалабановское в хорошем смысле кино.
Разочарование года — «Преступление и наказание». Странный монтаж, лоскутки-сцены сшиты между собой будто наспех, не удерживают внимания, не интригуют даже немного. Из хорошего: каст, локации и операторские решения, диалоги местами очень даже изобретательные, сценарной линии история держится крепко (уж не знаем, хорошо ли это в данном случае).
Евгений Ткачев, «Парни из читальни»
Специалисты знают: все самое интересное сейчас происходит в индийском кино. Как только индийцы дорвались до бюджетов, отчасти сопоставимых с голливудскими, они стали снимать боевики («RRR: Рядом ревет революция») и фантастику («Шамбала. Конец времен») мирового уровня. В то же время маленькие, но гордые индийские драмы («Все, что нам кажется светом») побеждают на ведущих кинофестивалях мира типа Каннского. Но посоветовать хочется совершенно невероятный фильм, застрявший между артом и мейнстримом.
«Семь морей, семь холмов» показали в этом году на фестивале экспериментального кино в Роттердаме и на 46-м ММКФ. А примечателен он тем, что снят в десятке жанров сразу: от «Горца» до «Трех тысяч лет желаний» Джорджа Миллера, от «Стражей Галактики» Джеймса Ганна до квартирной трилогии Романа Полански (сам режиссер «Морей и холмов» Рэм среди источников своего вдохновения, разумеется, также называет Стэнли Кубрика). В общем, это лютый майндфак, который выносит мозг почище самых запутанных фильмов Дэвида Линча — и, подобно Ганну, утверждает, что имеет значение жизнь не только человеческая, но и животных .
А вот все сериальные и, как правило, фантастические блокбастеры в этом году не оправдали возложенных на них ожиданий. «Дюна: Пророчество» оказалась необязательным фанфиком. Fallout — качественной, но очень осторожной и в конечном счете стерильной адаптацией видеоигры. Растянутый до неприличия второй сезон «Дома Дракона» закончился тем же, что и первый (объявлением войны). Бодро начавшаяся «Задача трех тел» к финалу сдулась. А второй сезон «Колец власти» вызывает только один вопрос: как на это вообще дали деньги? Если подумать, очень тревожный симптом: кризис, уже не одно десятилетие царящей в полнометражных голливудских блокбастерах, добрался и до их сериальных побратимов.
Егор Москвитин, Another Day of Sundance
Главный иностранный сериал года — это Fallout, экранизация культовой компьютерной игры. Совершенно безумная черная комедия о мире будущего, где спустя сотню лет после атомной войны люди вдруг выходят из подземных бомбоубежищ и обнаруживают, что планета населена мутантами, монстрами, а общество нужно строить заново. Получилось совершенно грандиозное собрание всех представлений об американской поп-культуре.
Что касается российских сериалов, то самый важный — это «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева. Очень необычная адаптация, которая буквально кричит «Не влезай!» и всячески старается сделать так, чтобы зритель ее бросил. Рекомендую — тем, кого не смутит речь XIX века в сериале про век XXI-й, атмосфера ужастика и черной комедии.
В кино есть две картины, которые всем кажутся громким провалом и большим разочарованием. Соглашусь, что «Гладиатор 2» Ридли Скотта — неудача, потому что фильм остается тенью своего великого предшественника и не предлагает ничего нового, только портит ту историю, которая была абсолютно эталонной. А вот с тем, что «Джокер 2» Тодда Филлипса — разочарование, не соглашусь, этот фильм очень тонко сделан. Если разгадать его код, он становится по-настоящему важным и учит главному: состраданию.
Что касается лучшего фильма года, то здесь все гораздо проще. На первое место поставим «Горную невесту». Это одна из картин, победивших в Венеции. Итальянская драма о семье, которая живет во время Второй мировой войны высоко в горах и строит там что-то вроде своего рая. Но этот рай вдруг оказывается под угрозой, когда там ищет убежище дезертир. Такое всеобъемлющее, библейского размаха кино о семье во время исторических потрясений. Очень тонкая, грустная, красивая и возвышенная история.
Ная Гусева, «кабинет доктора хали-гали»
«Субстанция» хороша во времена, когда эпатажность и экстремальный шоу-бизнес снова входят в моду. Эксперты сколько угодно могут рассказывать, что колоть под кожу неизвестные косметологические причуды — вредно, а девушки, стремящиеся к совершенству, все равно продолжат. Поэтому когда Деми Мур прокалывает зеленую жидкость и вырождает из спины Маргарет Куолли, вместе с литрами крови она теряет идентичность и самоконтроль. А еще драма с подтекстом бодипозитива заканчивается сплэттером.
А вот в фан-клубе «Аноры» меня не оказалось, потому что выдающаяся актерская игра — хорошо, но только в сочетании с такой же выдающейся драматургией. Разделяю радость за Марка Эйдельштейна и Юру Борисова, которые теперь звездочки международной орбиты, однако к самому Шону Бейкеру есть пара вопросов. Например, когда режиссер перестанет эксплуатировать армяно-американские анекдоты, ведь выжать из них получается все меньше.
Олег Ковалев, Director's Card
В развлекательном сегменте главным шедевром вышли «Сотни бобров». Немая черно-белая буффонада стоила чуть больше $100 тысяч, но ее юмора, насыщенности действием и совершенно немыслимой изобретательности хватит на сотню блокбастеров. В мире же авторского кино нас благословил своим возвращением великий Виктор Эрисе. В своих ранних фильмах («Дух улья» и «Юг») испанский мастер казался не иначе как волшебником, способном достучаться до зрительских сердец через целительные коллективные воспоминания. Но вот он ушел из кино на 30 лет, а по возвращении вдруг исповедовался фильмом «Закройте глаза» об одиноком режиссере, который решил, что от магии его кино одни лишь беды. Любому, кто чувствует разницу между пленкой и цифрой, катарсис гарантирован.
Из сериалов в этом году доминировали проекты, снятые между Голливудом и Азией: «Сегун» и «Сочувствующий» Пак Чхан-ука. Последний, хотя заслуженного хайпа за него получили разве что пять ролей Роберта Дауни-младшего, вышел в лучших традициях культового режиссера. Здесь и первоклассный триллер, и острое чувство юмора, и отличный монтаж, и вечно актуальная для Пака тема двойственности: на этот раз вылившаяся в форму главного героя — двойного агента вьетнамской разведки. Но лично я выше этих двух шоу поставлю второй сезон «Дороги в тысячу ли» — возможно, лучший сериал на нынешних стримингах. Глубочайше проработанная история четырех поколений одной семьи идет рука об руку с историей всего XX века, четко и трогательно давая понять, что человеческие лишения и радости везде одинаковы: что в Корее, что в Японии, что в США, что у нас.
Из разочарований отмечу лишь «Невидимый бой» Райнера Сарнета — дикую, но, увы, бессвязную мешанину из православной эстетики и фильмов про кунг-фу. В 2017 году у эстонского режиссера вышел красивейший «Ноябрь», в котором он куда удачнее смешал юморную деревенскую хтонь с духом волшебной сказки. «Невидимый бой» же, чье остроумие исчерпывается в первые десять минут — это не то что шаг назад, а падение в пропасть.
Тимур Алиев, «Комендант кинокрепости»
Главным киновпечатлением года для меня стала драма «Мы жили счастливо» выпускника мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе Ильи Леутина. Это хтоническая (без перегибов) история о бабушке, на глазах у которой ОМОН кладет на лопатки 16-летнего внука за посты экстремистского содержания во «ВКонтакте». Весь фильм она будет изучать молодежный и интернет-сленг, параллельно пытаясь найти, с кем договориться, чтобы «закрыть вопрос», как в старые-добрые времена. Но реальность гораздо хуже благостных ожиданий 80-летней бабушки, а принципиальный молодой человек, оказавшийся за решеткой, куда менее сговорчивы, чем хотелось бы силовикам.
Главное разочарование года — метафизическая история «Кинопленка №8» Ильи Хотиненко. Эдакий мутант из Николаса Виндинга Рефна и японского «Звонка», в котором также замешаны невероятно утомившие 90-е, кринжовые бандиты и тайна призрака в кинотеатре. Единственный луч света — Кристина Асмус, воплотившая на экране весьма необычный образ. К сожалению, драматургия фильма рассыпается на ходу, из-за чего и без того странное кино превращается в крайне невнятное, слабое высказывание.
Ксения Балюк, «Што это было»
2024-й ознаменовался для меня годом «Субстанции». В боди-хорроре, визуально похожем на B-Movies из 1980-х, вскрываются современные одержимости: от повального стремления к идеалу («Оземпик» в помощь) до дикой тяге к славе. Синефилам постановщица Корали Фаржа передает отдельный привет: копаться в отсылках к работам Стэнли Кубрика и искать элементы Cinema du look — истинное удовольствие!
Интересно, что «Субстанция» стала популярной не сразу: только после полутора месяцев проката она вошла в тройку самых кассовых зарубежных фильмов в российском прокате. Этот кейс — наглядный пример нарушения всех законов бокс-офиса, ведь обычно основные сборы приходятся на первый уик-энд. Сарафанное радио сработало великолепно.
В целом, 2024-й стал прорывным для хорроров: особенно хочется выделить «Полночь с дьяволом» — еще один фильм ужасов о ярмарке тщеславия, «Собирателя душ» о неискоренимости зла, а также удачные продолжения кинофраншиз — «Улыбку 2» (и тут не забыли о тщеславии) и «Ужасающего 3», доказавшего, что главный клоун от мира кино отнюдь не Джокер. Разочаровал, кстати, тоже сиквел: «Гладиатор 2» — чистейший фан-сервис, который стоит смотреть разве что для того, чтобы забыться.
«Кино про тебя»
Мой личный лозунг — надо смотреть Романа Михайлова, особенно «Надо снимать фильмы о любви». Это какой-то просто невероятный синтез режиссера и того, что он делает: его мысли просто пронизывают каждый кадр. И насколько же его любовь к стране, в которой он снимает (местом съемок фильма стала Индия. — Прим. ред.), людям, с которыми он работает, передается через экран. Хочется провести параллель с тютчевским чистым искусством: искусство ради искусства, кино ради кино.
Еще одна очень важная находка для меня — это «Фрау». Просто отличный, добротный, зрительский фильм. С похожей тематикой, но другим настроением — картина «Свет» Антона Коломейца. Это кино про то, что человек должен заглядывать внутрь себя. И про одиночество — но не всепоглощающее и тотальное, а просто про возможность побыть с собой.
Из того, что меня не очень впечатлило, это «Внутри убийцы» («Преступление и наказание» тоже идет в эту копилку). Я бы назвала это «магический детектив», потому что все, что там происходит, это какая-то фантастика просто на невероятном уровне.
Алия Хузягалеева, Chacun son cinema
Из релизов, которые не добрались до кинотеатров, хочется рассказать о талантливых комедиях — их сегодня не так много, как хотелось бы.
Если начинать с мейнстрима, то хочется отметить «Зачинщиков» — Даг Лайман делает большое коммерческое кино уже не первый десяток лет, но именно этот релиз остался незаслуженно недооценен — Дэймон и Аффлек создают на экране отличное комедийное дуо грабителей-скуфов, уставших от своей рутины и проживающих каждый день как последнюю рабочую пятницу в году.
Еще одной отличной комедией положений стало «Шоу субботним вечером» — история создания первого выпуска шоу Saturday Night Live, напоминающая своей фабулой (внезапно!) нашу «Карнавальную ночь». Невероятный темп и искрометный сценарий, удачно подобранный каст из небанальной голливудской молодежи — все это делает просмотр приятным и понятным любому зрителю, даже тому, кто далек от комедийной индустрии США 1970-х.
Тем, кто любит ромкомы, но устал от глянцевой картинки и однообразных сюжетных поворотов, можно посоветовать «Между храмами» Нейтана Сильвера. Религиозный, но крайне инфантильный 40-летний герой висит на шее у родителей после трагической смерти жены. Вместо того, чтобы уйти в свободное плавание или начать здоровые отношения, он начинает общаться с бывшей школьной учительницей, годящейся ему в матери.
Еще один комедийный релиз, который добрался до зрителя с опозданием аж в два года — «Сотни бобров» Майка Чеслика. Совершенно уникальный авторский эксперимент — черно-белый и почти немой фильм о человеке против природы. Используя всего лишь пару-тройку актеров, стоп-моушн анимацию, различные трюки, разнообразные костюмы и изобретательный монтаж, Майк создает настоящую «физическую» комедию, которая покорила интернет своей искренностью и энергией.
Дмитрий Евстратов, «Dimkinokino»
Лучший фильм: как и, думаю, многие коллеги, отмечу «Субстанцию». Корали Фаржа здорово встряхнула дрябленький год кино. Боди-хорроры из Канн — это всегда событие: почти любой Кроненберг, «Титан». Но «Субстанция» — настоящий сгусток драйва, динамичного монтажа, актерских преодолений и здоровой провокации. Это точно instant classic, за три месяца мнение не поменялось. Кажется, ни один другой фильм в 2024-м не делил аудиторию на два лагеря так рьяно.
Главная неожиданность: мог бы назвать любой из понравившихся фестивальных фильмов, но маленькое неожиданное арт-кино появляется ежегодно. А вот крайне успешные экранизации классической литературы — огромная редкость. Можно ли было ожидать, что создатели новых «Трех мушкетеров», взявшись за много раз адаптированного «Графа Монте-Кристо», эффектно упакуют его в трехчасовой консервативный блокбастер и сделают это удачно?
Главное впечатление: в 2024-м до России доехало самое веселое кино последних лет — гомерически смешная и талантливо снятая эксцентрическая комедия «Сотни бобров». Пожалуй, немая черно-белая комедия и оказалась самым эмоциональным кинотеатральным опытом в в этом году.
Главное разочарование: как бы яростно не защищали Тодда Филлипса Квентин Тарантино и Хидео Кодзима, второй «Джокер» оставил в недоумении. Всегда радуюсь, когда режиссеры переиначивают или переворачивают свое же кино с ног на голову, но Филлипс, даже если и задумывал это, откровенно посыпался в сиквеле. Зато создал уникальный голливудский кейс и подарил нам, журналистам, немало материалов для статей. А соседство в графике релизов с другим клоуном, Артом из «Ужасающего 3», еще больше подсветило недостатки продолжения.
Эрна Асатрян, «Федор, Бонд и Чук»
Мой номер один — это «Папа умер в субботу» Заки Абдрахмановой. Фантастический фильм, который я увидела на фестивале «Маяк». Настолько это душевная картина, точно и выверенно сделанная — там нет ничего лишнего и супергиперболизированного. Такая грусть со смехом, тяжелая, с одной стороны, но в то же время легкая. Ты как будто действительно проживаешь опыт вместе с главной героини, которую сыграла Лаура Турсунканова. (Просто фантастическая девушка — очень хочется увидеть ее в еще в кино!)
Также меня очень впечатлил «Конклав» — я дикий фанат Стэнли Туччи во всех его ипостасях. Еще безумно люблю индийский кинематограф, который у нас в стране недооценен. Почему-то до сих пор люди считают, что это бешеные гонялки и стрелялки с какими-то клишированными историями. А это совсем не так! Есть шикарный фильм «Дунки». (От английского donkey — это путь осла, то есть перебежчиков из Индии в Великобританию.) Мы наблюдаем главных героев, которые пытаются выбраться, чтобы прожить эту лучшую жизнь. В главный роли — прекрасный Шакрук Хан, звезда Болливуда и король драмы. Фильм длится 3,5 часа — да, там есть танцы, но за ними раскрывается столько проблем, такой социальный пласт, что хочется, чтобы люди смотрели на индийский кинематограф (и мир вообще!) чуть шире.
18+
Комментарии (0)