• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Неизвестный Эрмитаж: 3 этаж

к оглавлению

Эрмитажу — 250 лет. Преисполненные почтения, мы изучили архивы, опросили историков и поговорили со старейшими сотрудниками главного музея страны. В качестве поздравления — 50 неизвестных и подзабытых фактов. Все, что скрыто за дверями хранилищ.

Колорит фасадов Цвет стен Зимнего дворца со времен постройки в 1762 году был желтовато-белым, после грандиозного пожара 1837-го этот оттенок был

Колорит фасадов

Цвет стен Зимнего дворца со времен постройки в 1762 году был желтовато-белым, после грандиозного пожара 1837-го этот оттенок был сохранен, а лепные детали на фасаде практически не выделялись, и он стал почти монохромным. Во второй половине XIX века дворец впервые за сто лет меняет цвет на охристый. При Александре III ордерные детали вновь начали тонировать, а при Николае II царский дворец, так же как и здание Главного штаба, решено было покрасить в терракотовокирпичный цвет без выделения пластического декора тонально или дополнительным цветом, только колонны были белыми. Таким Зимний простоял до конца 1920-х, когда начались поиски нового цвета для здания. Недолгое время оно было серым, затем коричнево-серым.

Колорит фасадов В 1934-м здание решили сделать ярко-оранжевым, это видно на картине Василия Купцова «Самолет „Максим Горький“». Перед войной фасад в

Колорит фасадов

В 1934-м здание решили сделать ярко-оранжевым, это видно на картине Василия Купцова «Самолет „Максим Горький“». Перед войной фасад в целях маскировки покрасили в неприметный серый цвет. Кровля дворца на протяжении многих десятилетий была окрашена железным суриком, то есть имела красно-коричневый цвет. И только после Второй мировой войны стены Зимнего дворца, так же как и его крыша, приобрели знакомый нам изумрудный оттенок с выделением колонн и карнизов белым цветом, а лепного декора — золотистой охрой.

Трофейное искусство XIX века В 1815 году Александр I купил тридцать восемь картин и четыре скульптуры Кановы из галереи Мальмезонского дворца

Трофейное искусство XIX века

В 1815 году Александр I купил тридцать восемь картин и четыре скульптуры Кановы из галереи Мальмезонского дворца, принадлежавшего императрице Жозефине. Бывшая супруга Наполеона заполнила залы дворца трофеями наполеоновских войн, в том числе вывезенной из Касселя коллекцией полотен. Когда представители курфюрста Гессенского явились в Мальмезон с намерением забрать картины, выяснилось, что они уже проданы русскому императору. Курфюрст попытался их вернуть, но Александр I согласился отдать произведения лишь при условии возмещения стоимости. На это бывший владелец заявил, что не желает платить дважды. Реституция не удалась. Таким образом в Эрмитаже оказались «Снятие с креста» Рембрандта, «Завтрак» Метсю, «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь» Лоррена, «Мадонна с младенцем, святыми Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем» Андреа дель Сарто и другие полотна, происходившие из Касселя. Через четырнадцать лет Николаем I у дочери Жозефины, герцогини Гортензии Сен-Ле, были приобретены еще тридцать картин, среди которых «Портрет молодого человека» Рембрандта, «Святой Себастьян» Риберы, «Святое семейство» Пьетро ди Козимо. И наконец, после Октябрьской революции 1917 года в Эрмитаж от семьи герцогов Лейхтенбергских, потомков Евгения Богарне, поступили некоторые происходившие из Мальмезона произведения искусства, в частности «Портрет Жозефины» кисти Франсуа Жерара, украшающий ныне зал на третьем этаже Зимнего дворца.

Трофейное искусство XIX века Знаменитую камею Гонзага III века до нашей эры Жозефина подарила Александру I в знак благодарности за поддержку

Трофейное искусство XIX века

Знаменитую камею Гонзага III века до нашей эры Жозефина подарила Александру I в знак благодарности за поддержку, оказанную ей при Реставрации.

Трофейное искусство XIX века «Амур и Психея», как и другие произведения, приобретенные у наследников Жозефины, разместились на втором этаже, а портрет

Трофейное искусство XIX века

«Амур и Психея», как и другие произведения, приобретенные у наследников Жозефины, разместились на втором этаже, а портрет их бывшей хозяйки — на третьем, в залах искусства Франции XIX века.

Башенные часы Нынешние часы над парадным въездом в Зимний дворец со стороны Дворцовой площади появились после пожара 1837 года. Новые куранты взамен

Башенные часы

Нынешние часы над парадным въездом в Зимний дворец со стороны Дворцовой площади появились после пожара 1837 года. Новые куранты взамен погибшего в огне механизма были заказаны часовому мастеру Гельферу и установлены им вместе с тремя колоколами в 1839 году. Надпись «А. Гельферъ. C.-Петербург. 1839» до сих пор украшает диск внутреннего вспомогательного циферблата. Часы состоят из трех основных механизмов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Каждый из них заводится вручную, и завода хватает на трое суток, пока гири не опустятся почти на дно часовой шахты. Механизм хода каждые пятнадцать минут запускает механизм боя четвертей, а тот, в свою очередь, в конце каждого часа запускает механизм боя часов. Четверти отбиваются на двух колоколах меньшего размера, а часы — на самом большом колоколе. Колокола расположены на крыше дворца прямо над часами, за козырьком фронтона. По типу конструкции часовой механизм относится к разновидности, называющейся flatbed (по-английски — «плоская кровать»). К этому же типу относятся знаменитые часы Биг-Бен на здании парламента в Лондоне.

Башенные часы Михаил Петрович Гурьев, заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов, заводит башенные часы Зимнего дворца

Башенные часы

Михаил Петрович Гурьев, заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов, заводит башенные часы Зимнего дворца традиционным ручным способом.

Скульптуры на крыше В телеигре «Что? Где? Когда?» однажды прозвучал вопрос: «Зачем архитектор Б. Ф. Растрелли установил на крыше Зимнего дворца

Скульптуры на крыше

В телеигре «Что? Где? Когда?» однажды прозвучал вопрос: «Зачем архитектор Б. Ф. Растрелли установил на крыше Зимнего дворца скульптуры?». Знатоки не нашли правильного ответа, как и многие сотрудники Эрмитажа. Как выяснилось, зодчий разместил 176 каменных изваяний на карнизе для того, чтобы снизу за их спинами были не так заметны многочисленные печные трубы. В 1894 году разрушающиеся скульптуры из песчаника были заменены на медные, окрашенные в светло-песочный цвет и значительно отличающиеся от первоначальных растреллиевских. В начале XX века статуи покрасили черной краской, и в таком виде они простояли до 1976 года, когда решено было расчистить их от красочного покрытия для образования естественного слоя патины. На фоне зеленых стен дворца похожий цвет скульптур создавал видимость, что они выкрашены в цвет фасада и крыши здания. Однако предположение, что патина, образующаяся на поверхности меди, будет служить защитой от агрессивного воздействия окружающей среды, оказалось ошибочным. В настоящее время поверхность медных скульптур защищают специальным красочным составом, имитирующим естественную патину. В 2005 году одну из статуй на фасаде в качестве эксперимента выкрасили в светло-кремовый цвет с целью показать, что такое цветовое решение скульптуры восстановит вертикальное членение фасадов, задуманное Б. Ф. Растрелли. Но одинокая дама в белом саване выглядела привидением на фоне привычных глазу серовато-зеленых коллег.

Царские квартиры Жилые апартаменты императоров размещались в разных крыльях Зимнего дворца, при этом комнаты предшественников, как правило

Царские квартиры

Жилые апартаменты императоров размещались в разных крыльях Зимнего дворца, при этом комнаты предшественников, как правило, сохранялись для истории. Николай I оборудовал свою квартиру на непрестижном третьем этаже. На акварели художника К. А. Ухтомского хорошо заметна легендарная походная раскладная кровать, на которой всю жизнь спал император. Но все же в большинстве своем государи обитали этажом ниже, а в сводчатых залах, в которых в 1957 году открылась экспозиция работ импрессионистов и постимпрессионистов из московского Музея нового западного искусства, до революции проживали фрейлины и придворные.

Хранение резных камней Создательница Эрмитажа Екатерина II, конечно же, любила приобретаемые по всей Европе коллекции картин и скульптур, но ее

Хранение резных камней

Создательница Эрмитажа Екатерина II, конечно же, любила приобретаемые по всей Европе коллекции картин и скульптур, но ее подлинной страстью были камеи. По словам Юлии Освальдовны Каган, хранителя коллекции резных камней отдела западноевропейского искусства, императрица до трех часов в день занималась изучением гемм и к концу жизни стала настоящим специалистом в этой сфере. Более того, она сумела передать свое увлечение невестке, великой княгине Марии Федоровне, жене наследника Павла Петровича. Та достигла такого совершенства в мастерстве изготовления резных камней, что сделанный ею портрет свекрови, императрицы Екатерины II, стал образцом для многочисленных копирований.

Комплекты слепков с гемм были чрезвычайно популярны в XVIII веке, их использовали в качестве наглядного пособия по изучению древней истории. Самыми лучшими считались издания итальянской династии резчиков по камню Пихлер.

Хранение резных камней Фривольные эротические сюжеты были традиционным направлением глиптики наряду с профилями римских императоров.

Хранение резных камней

Фривольные эротические сюжеты были традиционным направлением глиптики наряду с профилями римских императоров.

Хранение резных камней Комплект миниатюрных записных книжек с резным профилем любимой бабушки на чехле заказал в 1810 году император Александр I.

Хранение резных камней

Комплект миниатюрных записных книжек с резным профилем любимой бабушки на чехле заказал в 1810 году император Александр I.

Хранение резных камней Камея с профилем Екатерины II работы ее невестки, великой княгини Марии Федоровны, в окружении портретов фаворитов императрицы

Хранение резных камней

Камея с профилем Екатерины II работы ее невестки, великой княгини Марии Федоровны, в окружении портретов фаворитов императрицы: Потемкина, Ланского и Зубова

Хранение резных камней Геммы делятся на камеи — резные камни с барельефным, выпуклым изображением — и инталии, на которых изображение врезано в

Хранение резных камней

Геммы делятся на камеи — резные камни с барельефным, выпуклым изображением — и инталии, на которых изображение врезано в поверхность драгоценного или полудрагоценного камня.

Хранение резных камней Для резных камней Екатерина II заказала у знаменитого европейского мебельного мастера Давида Рентгена двенадцать

Хранение резных камней

Для резных камней Екатерина II заказала у знаменитого европейского мебельного мастера Давида Рентгена двенадцать пронумерованных шкафов из красного дерева, отделанных позолоченной бронзой, которые прибыли в Петербург в 1789 году.

Матисс и Пикассо В 1948 году, когда происходило деление коллекции Музея нового западного искусства, право выбора картин оставили за Москвой и ГМИИ

Матисс и Пикассо

В 1948 году, когда происходило деление коллекции Музея нового западного искусства, право выбора картин оставили за Москвой и ГМИИ имени Пушкина, специалисты которого оказались в тот момент консерваторами. А тогдашняя жена директора Эрмитажа Иосифа Орбели, Антонина Изоргина, была тонким знатоком импрессионизма и постимпрессионизма, в итоге в Ленинграде оказались самые авангардные работы из коллекций С. И. Щукина и И. А. Морозова: «Танец» и «Музыка» Матисса, «Любительница абсента» Пикассо.

Навигатор

Навигатор


Текст: Виталий Котов
Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников Государственного Эрмитаж а Е. О. Гетманскую, М. П. Гурьева, Ю. О. Каган, Н. И. Тарасову, Ю. В. Плотникову

Следите за нашими новостями в Telegram
Места:
Государственный музей Эрмитаж

Комментарии (0)

Купить журнал: