• Город
  • Город
  • News
Город

Поделиться:

Почему мы так любим новости о смерти?

Судя по истеричной реакции СМИ на гибель Жанны Фриске, смерть публичного человека — прежде всего инфоповод, а уже потом траур. Вместе со специалистом по масс-медиа коммуникациям Викторией Васильевой разбираемся, как медиа спекулируют на интересе читателей к трагедиям.

Ни для кого не секрет, что плохие новости «продаются» лучше, однако спекуляция СМИ на личной трагедии семьи Фриске возвела эту новость в ранг главных событий не только недели, но и месяцев. Журналисты не гнушались уточнять подробности кончины артистки у близких друзей и родственников.

В «Яндекс. Новостях» по запросу «Фриске» за 24 часа с момента объявления о смерти певицы появилось 2879 сообщений, 145 статей, 11 интервью, 95 видео и 1803 фотографии. Шутка в сообществ MDK о смерти певицы дошла сперва до администрации соцсети — запись удалили, а позже и до Госдумы, которая потребовала закрыть паблик. Прощание и похороны артистки, подобно спортивным матчам, освещались в прямой трансляции, причем, не гнушались подобным форматом не только «звездные» Super.ru, но и общественно-политические типа «МК». Последние одни из первых выложили фото Жанны из гроба, апогеем этой вакханалии стали твит журналистки Life News «Закапывают».

Почему «плохие» новости вызывают у читателей такой интерес, что медиа — от привычных СМИ про звезд до вполне себе авторитетных (о смерти Жанны Фриске активно писали «Эхо Москвы», «Коммерсант», «Ведомости») — вынуждены спекулировать на этом. За разъяснением этого феномена мы обратились к кандидату филологических наук и специалисту по масс-медиа коммуникации Виктории Васильевой.

Виктория Васильева, кандидат филологических наук, специалист по масс-медиа коммуникации:

Страсть людей к переживаниям — это больше физиологический процесс, связанный с выбросом определенных гормонов. И СМИ, увеличивая свои рейтинги, регулярно потакают потребности аудитории «попереживать». Но одно дело, страшная политическая парадигма в информационном пространстве, и другое — страшная личная парадигма. Здесь примешивается еще и некоторый вуайеризм. И когда на эту человеческую потребность реагируют не только таблоиды, но и серьезные СМИ, возникает когнитивный диссонанс. Я деморализована: верный посыл — сопереживать молодой женщине, трагически погибшей, долго боровшейся с тяжелой болезнью. Но в голову сами собой лезут совершенно ужасные мысли: «А кто она вообще такая, чтобы мир так скорбел?». 

СМИ, желая увеличить паблицитный капитал Жанны Фриске, на деле его обнуляют: когда вдруг о поп-певице – да, красивой, да, популярной, но все же вполне рядовой, – говорят как о выдающемся человеке, возникает ощущение, что это просто пиар. В новостных итогах федеральных каналов, в спецвыпусках новостей по Первому каналу чуть ли не с пометкой «молния» – такое количество внимания к смерти Жанны Фриске насильно вводит людей, не принадлежащих к поп-культуре, в эту сферу. Появляется ощущение, что ты пропустил жизнь гениального артиста, и вообще не в материале. У Даля есть пословица «Пошло все, что в народ пошло», - и это как раз тот случай: переживание смерти на уровне духовно неразвитого сообщества с примитивной дихотомией «хорошо-плохо». Информационный шум последних дней является этическим нарушением. Цинизм имеет связь с экзистенциальными узлами «жизнь-смерть», «любовь-похоть» «корысть-бескорыстие». И когда с этими узлами начинают происходить манипуляции – это чистый цинизм. Человек с нормальным сознанием начинает сопереживать смерти, затем возникает внутренний протест против такой информационной насыщенности этого повода, возникают грубые, откровенно недостойные формулировки, и человек испытывает чувство стыда за свои мысли. Это жестокая игра СМИ на чувствах аудитории».

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Жанна Фриске

Комментарии (1)

  • Vadim 20 июня, 2015
    А это что за обобщения? Почему "МЫ", тётка?

Купить журнал: