• Город
  • Город
Город

Поделиться:

Технологический процесс: Спасательная служба аэропорта

Аварийно-спасательная служба аэропорта остается невидимой большинству пассажиров, но именно она играет самую важную роль при разного рода внештатных ситуациях. На примере петербургского «Пулково» мы посмотрели за учениями пожарных частей аэропорта, МЧС и «Скорой помощи», которые, по легенде, предотвращали возгорание самолета Ту-154.

Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов была создана в «Пулково» в 1991 году. Это самое мобильное и оснащенное подразделение аэропорта, в состав которого входят более 150 сотрудников. В этом году в рамках развития и реконструкции аэропорта были построены две новые спасательные станции (по одной на каждую взлетно-посадочную полосу). Они работают 24 часа в сутки в четыре смены. Там, в постоянной готовности справиться с последствиями внештатной ситуации, стоят 8 пожарных машин, вездеход, автобус для поисковой группы и два передвижных командных пункта. Теоретические знания спасатели «освежают» ежедневно, а масштабные учения проводят 2 раза в год: весной и осенью. Легенда учений повторяется уже много лет: при подлете к аэропорту «Пулково» у самолета возникли проблемы с передней стойкой шасси, до прибытия остается менее 30 минут.

«Тревога! Тревога! Воздушное судно Ту-154 бортовой номер №85-305, при подготовке к посадке возникли проблемы с передней стойкой шасси. На борту 39 пассажиров и 4 члена экипажа. Точка сбора — квадрат 11-З, 11-"Зинаида", расчетное время прибытия через 30 минут», — четко произносит в микрофон диспетчер аварийно-спасательной станции. Ее слова из динамиков разносятся по всей взлетной полосе и тут же тонут в звуке сирен пожарных машин. Одна за другой они проносятся по дороге, встают на изготовку и по очереди начинают покрывать полосу, на которую приземлится самолет с пенной смесью. Она должна не только смягчить лайнеру посадку, но и предотвратить возгорание керосина под фюзеляжем. В бензобаках самолета около 50 тонн горючего топлива, и это, фактически, треть его массы. Основная задача спасателей — не дать им взорваться.

Пожарные машины аэропорта в два раза больше городских. Такой агрегат способен выпускать до 100 литров пены в секунду, поэтому бочка размером в пятнадцать тонн растрачивается за три минуты. После подготовки полосы машины пожарной и медицинской служб аэропорта выстраиваются в ожидании приземления поломавшегося самолета.

Все переговоры ведутся по рациям, которые не умолкают ни на минуту. После того, как самолет со сломанным шасси совершил посадку, его обдают водой из брандспойта. На всю операцию у спасателей должно уйти не более 3-х минут — ровно столько выдержит огонь и трение обшивка. Одновременно по аварийным надувным трапам начинается эвакуация пассажиров. На учениях их роль выполняют статисты с табличками названий полученных травм в руках. В основном — переломы, термические ожоги и ушибы. Кто-то съезжает по воздушной подушке самостоятельно, руководствуясь командами стюардесс, кого-то выносят на носилках и передают в руки врачей скорой помощи и психологов. Роль самых тяжелых пострадавших выполняют манекены. 39 пассажиров удается вызволить минут за 10, главное — отвести их как можно дальше от самолета.
Это уже 4-е учение за неделю в «Пулково» (тренировку проходит каждая смена, их тоже четыре). После каждой тренировки —  обязательный разбор полетов.  Руководитель службы Виктор Шведунов отмечает, что с каждым разом огрехов становится все меньше и меньше. «В основном, страдает отсутствие общего канала связи со взаимодействующими силами, по прибытии не хватает иногда людей для сопровождения», —  признается он.

Учебная легенда о сломанном шасси — не миф. В реальной жизни производить все вышеперечисленные манипуляции приходится где-то раз в месяц, но на работе «Пулково» это никак не отражается: аварийную полосу закрывают, и всю нагрузку берет на себя вторая. Если ситуация серьезная, то службы аэропорта оповещают город, запрашивают подмогу и закрывают аэропорт. Последний раз такое случалось в мае 1994 года.

Фото: Лена Насибуллина

Следите за нашими новостями в Telegram
Рубрика:
Технологический процесс

Комментарии (0)

Купить журнал: