В Корпусе Бенуа Русского музея стартуют сразу две выставки видных художников первой половины XX века, прославившихся изображением крестьян: Филиппа Малявина и Аркадия Пластова.
Малявин Филипп Андреевич(1869–1940) |
Пластов Аркадий Александрович(1893–1972) |
ГЛАВНЫЕ ОПУСЫ |
|
«Смех» (1898). Конкурсная работа, вызвавшая возмущение академиков-экзаменаторов и живой интерес богемной публики. Здесь все будущие приметы малявинской живописи: буйная колористика, размашистый почерк, витальные русские бабы, хаотическая стихия русской жизни.
«Портрет Надежды Плевицкой» (1924). В эмиграции Малявин написал много портретов, в том числе инфернальной певицы с интересной судьбой, впоследствии разоблаченной как шпионка ОГПУ и НКВД.
«Вихрь» (1905). Сначала художник писал пейзаж, но в итоговом варианте пляшущие крестьянки захватили все пространство холста. Дионисийский танец малявинских баб современники окрестили символом революционной эпохи, а Репин назвал «оглушительной, как трубы и колокола, оргией красок». |
«Фашист пролетел» (1942). Самое известное свое произведение Пластов создал для патриотической выставки «Великая Отечественная война». Но его мировидение неизменно: война и смерть вторгаются все в тот же милый пасторальный пейзаж.
«Апрельский вечер в саду» (1960). В этой малоформатной картине Пластов, как все чаще бывало с ним в последней четверти жизни, выступает как отличный лирический пейзажист. Не больше, но и не меньше.
«На колхозном току» (1949. Негромкая живописная ода во славу созидательного труда в расправляющей могучие плечи стране, как будто нет и не было липкого страха, ночных арестов и нового — колхозного — крепостного права для крестьян. |
ЖИЗНЬ И СУДЬБА |
|
Вырос в многодетной, умеренно зажиточной крестьянской семье на Южном Урале, был послушником-иконописцем в афонском монастыре, учился в Академии художеств у Ильи Репина. Писал много портретов, в том числе Ленина. В 1922 году эмигрировал в Париж. Умер в год гитлеровской оккупации Франции, успев перебраться в не занятую немцами Ниццу. |
Родился и вырос в поволжском селе Прислониха, которому и посвятил практически все свое творчество. Собирался стать священником, но неожиданно отказался от этой мысли и уехал в Москву, чтобы получить художественное образование. В бурном 1917 году вернулся в родную деревню, где, если не считать кратких отлучек, жил и работал до конца своих дней. |
УНИКАЛЬНЫЙ ВКЛАД |
|
Привнес в народно-реалистический канон русских передвижников пестрое безумие своеобразно понятого модерна. Создавал живопись с редуцированным фоном и фигурами крестьянских женщин, написанными крупными мазками утрированно ярких цветов, — в особенности щедр был на оттенки красного. |
«Певец советского крестьянства» умудрялся совмещать лояльность к советской власти и старозаветную манеру, отличавшуюся от горячечного соцреализма неброскостью и сентиментальностью. Жители колхозной Прислонихи, трактористы, косцы, пастушата, девушка с велосипедом живут вне истории, в идеализированном мире девственной природы и свободного труда. |
РЕПУТАЦИЯ |
|
Бум вокруг заново открытого имени, случившийся в 1970–1980-х, сегодня сменился полярными оценками: одни считают малявинское наследие декоративным салоном, плоско эксплуатирующим деревенскую экзотику, другие превозносят его как праздничное живописное воплощение философских грез Владимира Соловьева и Василия Розанова. |
Мастер, чьи картины в СССР воспроизводились на почтовых марках и страницах школьных учебников, во времена перестройки был сброшен с корабля современности. Немного погодя его опять привлекли к обслуживанию официальной идеологии: пригодились акварели православной тематики, тайно хранившиеся Пластовым на чердаке, а ныне обнародованные семьей покойного художника. |
КАПИТАЛИЗАЦИЯ |
|
Пару лет назад несколько прежде неизвестных рисунков и гуашей Малявина были проданы коллекционером — сыном монакского арт-дилера — на русских торгах в Стокгольме более чем за пятьдесят тысяч евро. |
В начале этого года правительство Ульяновской области учредило и представило в Лондоне Международную премию имени Пластова с неслыханным призовым фондом в полмиллиона фунтов стерлингов. Получить ее могут лишь художники, творящие в ортодоксально реалистическом ключе. |
«Филипп Малявин. 1869–1940». Русский музей, корпус Бенуа, с 19 сентября по 4 ноября
«Аркадий Пластов. Почва и судьба». Русский музей, корпус Бенуа, с 4 сентября по 4 ноября.
Текст: Артем Ланденбург
Комментарии (1)