Они - герои нашего детства, с которыми связано только самое лучшее и светлое. Кажется, что мы не верим уже никому, но им мы верим. Журнал "СОБАКА.RU" спросил пятнадцать классиков о главном и получил один ответ: "Жить!"
В ЧЕМ СИЛА ПРОСТОДУШИЯ?
Классик советского кино, он всего на девять лет младше «Ленфильма».
Виталий Мельников снял такие всенародно любимые фильмы, как «Начальник
Чукотки», «Старший сын», «Бедный, бедный Павел» и другие. А их герои –
комиссар Бычков, музыкант Сарафанов и император Павел Петрович –
запомнились как образцы наивности и душевной чистоты.
Наивная вера в какие-то идеалы свойственна многим моим персонажам. Я не знаю, чем это объясняется. Может быть, я и сам такой? Ведь я человек провинциальный, и жизнь моя началась в самой дикой глухомани – деревне Мазаново Амурской области. Представления о мире у меня были самые что ни на есть книжные, простодушные. Но это мне только помогло, когда окончилась война и я поехал в Москву поступать во ВГИК. Познания мои ограничивались тем, что в детстве я ездил по сибирским деревням с агитбригадой и крутил динамку в кинопередвижке, показывавшей боевой киносборник. Я пришел в институт, показал свой аттестат, написанный от руки на обороте этикетки от консервной банки, – у нас не было бумаги – и меня тут же потащили в приемную комиссию. Потом выяснилось, что там сидели Сергей Эйзенштейн, Сергей Герасимов, Сергей Юткевич – все великие режиссеры. А я ничего не мог, кроме как очень подробно пересказать им фильм, который мы крутили в деревнях. Вдруг Юткевич засуетился – я не понимал почему. Оказалось, боевой киносборник № 7, о котором я говорил, снял он. Это так его растрогало, что он сразу взял меня на свой курс. К тому же у Эйзенштейна тогда была идея воспитывать молодых режиссеров с нуля, так что ему я тоже приглянулся.
На роль в своем первом фильме, «Начальник Чукотки», я отобрал Мишу Кононова, который в жизни был абсолютно таким же светлым, как его герой. Выглядел он простачком, и мне «настоятельно рекомендовали» «правильных» актеров на роль красного комиссара, тем более что лента снималась к пятидесятилетию Октября. Но мне хотелось отойти от штампов и показать такого человечного героя – доброго и наивного. Поэтому зрители его и полюбили. Избавляться от этой наивности с возрастом очень не хочется. По большому же счету мы все простодушны. Ведь ни один человек никогда не может избавиться от заблуждений. И постоянно открывает нечто новое, и в жизни, и в людях. Мне сейчас восемьдесят лет, но я не чувствую себя вполне зрелым и дальновидным человеком, который может что-либо предсказать и оценить окончательно правильно и бесповоротно.
А вообще, доверчивость и вера в светлое будущее – спасительные свойства нашего народа. Вот сейчас я снимаю фильм о любви Антона Павловича Чехова и Лидии Авиловой. Начал снимать на ура, а будет ли возможность доделать картину, в связи с финансовым кризисом, не знаю. Но все мои товарищи дружно работают, пока что за бесплатно. Они надеются на то, что грядущий чеховский юбилей, который, кстати, случайно совпал с нашими съемками, как-то поможет. И все мы, простаки, надеемся на лучшее.
Наивная вера в какие-то идеалы свойственна многим моим персонажам. Я не знаю, чем это объясняется. Может быть, я и сам такой? Ведь я человек провинциальный, и жизнь моя началась в самой дикой глухомани – деревне Мазаново Амурской области. Представления о мире у меня были самые что ни на есть книжные, простодушные. Но это мне только помогло, когда окончилась война и я поехал в Москву поступать во ВГИК. Познания мои ограничивались тем, что в детстве я ездил по сибирским деревням с агитбригадой и крутил динамку в кинопередвижке, показывавшей боевой киносборник. Я пришел в институт, показал свой аттестат, написанный от руки на обороте этикетки от консервной банки, – у нас не было бумаги – и меня тут же потащили в приемную комиссию. Потом выяснилось, что там сидели Сергей Эйзенштейн, Сергей Герасимов, Сергей Юткевич – все великие режиссеры. А я ничего не мог, кроме как очень подробно пересказать им фильм, который мы крутили в деревнях. Вдруг Юткевич засуетился – я не понимал почему. Оказалось, боевой киносборник № 7, о котором я говорил, снял он. Это так его растрогало, что он сразу взял меня на свой курс. К тому же у Эйзенштейна тогда была идея воспитывать молодых режиссеров с нуля, так что ему я тоже приглянулся.
На роль в своем первом фильме, «Начальник Чукотки», я отобрал Мишу Кононова, который в жизни был абсолютно таким же светлым, как его герой. Выглядел он простачком, и мне «настоятельно рекомендовали» «правильных» актеров на роль красного комиссара, тем более что лента снималась к пятидесятилетию Октября. Но мне хотелось отойти от штампов и показать такого человечного героя – доброго и наивного. Поэтому зрители его и полюбили. Избавляться от этой наивности с возрастом очень не хочется. По большому же счету мы все простодушны. Ведь ни один человек никогда не может избавиться от заблуждений. И постоянно открывает нечто новое, и в жизни, и в людях. Мне сейчас восемьдесят лет, но я не чувствую себя вполне зрелым и дальновидным человеком, который может что-либо предсказать и оценить окончательно правильно и бесповоротно.
А вообще, доверчивость и вера в светлое будущее – спасительные свойства нашего народа. Вот сейчас я снимаю фильм о любви Антона Павловича Чехова и Лидии Авиловой. Начал снимать на ура, а будет ли возможность доделать картину, в связи с финансовым кризисом, не знаю. Но все мои товарищи дружно работают, пока что за бесплатно. Они надеются на то, что грядущий чеховский юбилей, который, кстати, случайно совпал с нашими съемками, как-то поможет. И все мы, простаки, надеемся на лучшее.
Комментарии (0)