ДОСЬЕ
Российская эстрада никуда не делась, и способы ее самовоспроизводства остались такими же, как и десять лет назад, частично скопированные с Запада и приправленные национальным колоритом. Нашему поп-артисту нужно обязательно мелькать в телевизионном экране, смотрит его кто-то или нет — неважно. Важен сам факт. От этого зависит частота приглашений на корпоративы и другие мероприятия, связанные с заработком. От статуса артиста зависит и бюджет видеоклипа. Конечно, никто уже не сорит деньгами, как в начале 2000-х, но и сейчас стоимость производства видео для Димы Билана или Стаса Михайлова может доходить до трех миллионов рублей.
Артист должен выглядеть красивым, успешным и всем своим видом демонстрировать: я стою много, не удивляйтесь цене. Повествование, смысл которого отходит на второй план, прерывается кадрами с нарядными исполнителями. Эффект создается средствами мейк-апа и одежды, которые по ходу действия периодически меняются.
Как и встарь, важную роль играют понты — на сайте или в пресс-релизе можно с гордостью написать, что клип снял сам Алан Бадоев или Павел Худяков, самые высокооплачиваемые в отечественном шоу-бизнесе режиссеры, сумевшие превратить клипмейкерство в основную профессию. Их ролики для Нюши, МакSим и Жанны Фриске сделаны профессионально и пафосно. Обязательные черты стиля — буйство силикона, съемки на Лазурном берегу или в Лондоне, дорогие тачки, мелькающие в кадре зарубежные звезды типа Тимбаланда или местные тусовщики типа Оскара Ренкеля, тон-коррекция в Лос-Анджелесе и стилисты из Нью-Йорка. Безусловный шедевр жанра — клип режиссера Александра Игудина на песню Николая Баскова «Странник».
ЧТО ДЕЛАТЬ
Уведите сюжет от реальности. Мир грез можно создать богатым локейшн.
Николай Басков, «Странник», 2012
Потратьтесь на визажистов — мейк-ап рулит. Даже встав из постели, артист должен выглядеть готовым к тяжелому вечеру.Анна Седокова, «Что я наделала», 2012 |
|
Устройте коллаборацию — пригласите сниматься в клипе звезд российского кино или зарубежной эстрады, например Тимбалэнда.Timati & La La Land feat. Timbaland & Grooya, Not All about the Money |
|
Артист должен быть на позитиве — не позволяйте улыбке сходить с его уст, когда он поет и даже когда бежит.Жанна Фриске, «А на море белый песок», 2010 |
|
Посмотрите клипы Леди Гага Paparazzi, Кэти Перри California Girls. Самоирония вам не повредит.Katy Perry, California Girls, 2010 |
|
Отбить затраты на производство поможет ненавязчивый продакт-плейсмент.Жанна Фриске, «А на море белый песок», 2010 |
|
Уровень популярности артиста передайте сценами, где журналисты берут у него интервью, а папарацци слепят вспышками фотокамер.МакSим, «Как летать?», 2012 |
|
Работайте с хипстерской эстетикой: приглушенные цвета, непринужденные луки и романтичный локейшн добавят атмосферы и понравятся другой аудитории.Валерий Меладзе, "Свет уходящего солнца", 2012 |
|
Подчеркните желанность исполнителя приоткрытым ртом, красивым бельем или купальником.Оксана Федорова, «Все из-за тебя», 2011 |
|
Все гламурные певицы — в чем-то барби, а у кукол секса нет. Так что сделайте на него хотя бы намек — поставьте артиста в эффектную позу и окружите загорелой подтанцовкой.Светлана Лобода, «На свете», 2011 |
ЭТАЛОН ЖАНРА
«Винтаж» «Ева» |
Анна Плетнева и Алексей Романов: «Без красивой девушки в кадре у группы “Винтаж” клипов в принципе быть не может. Но при этом каждое видео имеет смысловую нагрузку. У нас не бывает просто набора красивых картинок. Мы хотим передать очень глубокие, волнующие нас чувства. Идеи всех наших клипов мы придумываем сами. И “Ева” не исключение. Это продолжение истории, рассказанной в клипе “Беги от меня” группы “Гости из будущего”. Десять лет назад это видео взорвало музыкальные каналы и наше воображение. И мы хотели рассказать, что же стало с героиней клипа сейчас. Девушка, влюбленная в Еву, мечтает о ней. Пытается стать ею и увидеть в зеркале отражение своего кумира. “Ева” — это признание в любви и восхищение талантом Евы Польны». |
Анна Семенович «Июльское лето» |
Анна Семенович: «Режиссер Сергей Ткаченко придумал идею клипа и рассказал ее мне и моему продюсеру Алене Михайловой. Нам она понравилась, мы добавили что-то свое, но в целом доверились профессионалам. Этот клип призван за три минуты подарить зрителю прекрасное настроение. Лето, море, солнце, беззаботный отдых — красивая зарисовка о приятных мгновениях. Воспоминание о чем-то светлом, хорошем. Этот ролик адресован абсолютно всем. Каждый не только может, но и должен представить себя на месте моей героини и хотя бы мысленно перенестись туда на три минуты. Ведь лето любит каждый человек. Лето — это маленькая жизнь, вряд ли кто-то будет это оспаривать». |
Нюша «Выше» |
Нюша: «Видео снял Баходыр Юлдашев, режиссер трех первых моих клипов: “Вою на луну”, “Не перебивай” и “Выбирать чудо”. На съемках было безумно холодно! Но, как говорится, искусство требует жертв. Наши старания и отчасти даже мучения не прошли даром, клип стал довольно популярным. По сюжету между мной и актером Родионом Юриным разворачиваются непростые отношения. Эти эпизоды прерываются динамичными и зажигательными танцами — их мы снимали всю ночь на крыше одной из московских высоток». |
Алан Бадоев
Он ввел понятие «клип под ключ» и сделал Киев столицей музыкального видео. Его клипы для Веры Брежневой, Валерия Меладзе и Жанны Фриске — упоение восторга.
Моду снимать в Киеве ввел Семен Горов. Его клипы для «ВИА Гра» «Океан и три реки» или «Не оставляй меня, любимый» казались невероятно яркими: свет стал золотым, красное красным, а украинские женщины еще более великолепными.
Клипы Горова действительно были прорывными и нравятся мне до сих пор. «Сто шагов назад» «ВИА Гра» я считаю одной из лучших его работ. Я был студентом Киевского института театра, кино и телевидения и смотрел их в общежитии по черно-белому телевизору. Учился на документальном курсе у серьезного мастера и не думал, что стану клипмейкером. Я приехал из Горловки, хотел остаться в Киеве, но ничего, кроме телевидения, просмотров режиссерам не светило, а я его ненавижу. У нас была команда друзей — двое девчонок-режиссеров и режиссер монтажа, с которыми я работаю по сей день. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что очень интересно и здорово было бы заняться клипами. Это может показаться странным, но рынок был абсолютно непрофессионален. Хотя и случались вспышки неплохих работ, которые делал тот же Семен, сказать, что каждая следующая будет на уровне, было невозможно.
Что лично вы привнесли в индустрию?
До нас не было такого понятия, как «клип под ключ». Все происходило так: артист сам находил режиссера, оператора, сам ездил в салон и брал мебель для декораций. Мы первыми пришли к звездам и сказали: «Друзья, дайте песню и через две недели приходите на площадку. В конце вы получите диск с готовым материалом и будете королями». Я сделал первый клип для никому не известной девочки из Харькова — абсолютно не так, как мне нравится, но как было принято по формату: сочный цвет, наезд вперед, отъезд назад, панорама. Я показал, что так мы тоже можем, чтобы звезды не пугались. Потом мы постучались к самой известной певице Украины Ирине Билык. Она доверила нам русскоязычную песню «Снег». Клип на нее я сделал уже в своем стиле. Не так, как все снимали, а серый, декадентский, вне принятого формата. Нам повезло, клип всем понравился: он сильно выделялся. И с того момента звонки не прекращаются.
За одиннадцать лет вы не раз меняли стиль. Каков ваш принцип работы?
Мы делаем то, что хочется, и задаем определенные тенденции. Но раз в два года тенденцию меняем. Вначале это были ролики с подвижной камерой, зерном, засветами. Потом так стали делать все, это стало модно. Тогда мы применили технологию стекол, когда размывается определенная часть кадра. Со временем это тоже стало повальной тенденцией, я на такое уже не могу смотреть. Сейчас, чтобы сделать другое изображение, мы стали использовать анаморфотную оптику, которая применяется в широкоэкранном кино. Нам интересно открывать новое, играть со стилем и следить, как его заимствуют другие режиссеры. Если вы засядете смотреть все, что я снял, то увидите, что у меня можно найти абсолютно все, кроме хип-хопа. Дорогие машины, буферистые женщины — это круто, в этом есть свой стайл, но я себя в этом не очень нахожу.
Вы умеете сделать странную картинку, когда сюжета в клипе нет, зато есть экзотический привкус и намеки.
Мне нравится, когда красиво и непонятно. Когда горящая спичка в руках девушки создает мистический настрой, а потом превращается в мужчину. Такой бред Алана Бадоева, за которым интересно наблюдать. Сейчас в моде арт-ролики с Vimeo. Например, ты долго смотришь на человека, который курит в кадре. Это красиво, он курит, курит, а в конце гасит сигарету об грудь девочки. И от этого жеста ты впадаешь в экстаз. Или можно снять крупный план мужчины, извергающего эмоции. Ты думаешь, что он испытывает оргазм, а потом на общем плане видишь, что он топит девушку в ванной. Я люблю такие вещи. Перевертыши, когда прекрасное может оказаться ужасным и наоборот.
Один из последних ваших клипов, «Свет уходящего солнца» Валерия Меладзе, где снялась Лиза Боярская, совсем другой — в нем есть сюжет.
На хороший сюжетный клип нужно потратиться. Это должна быть бескомпромиссно рассказанная история, маленькое кино. Если у клиента есть деньги на историю, я ее рассказываю. Иначе я лучше придумаю, как передать сюжет через метафору, которая будет интересна зрителю.
Именно так рождаются клипы вроде «На свете» для Светланы Лободы: апокалипсис, выход из метро, племя танцоров?
Я этот клип назвал «Лобода-мессия, явление нового образы Светы народу». Экзотическая девушка приносит в серый город бриз, вот так можно описать сценарий.
У вас много клипов с компьютерной графикой.
А много, где ее вообще нет. Я работаю этапами. Снимаю с графикой, потом мне надоедает, я сажусь и делаю клипы исключительно без графики.
Раз вы придумали тему «клип под ключ», значит ли это, что артисты теперь вам полностью доверяют?
Конечно. У меня есть бэкграунд, и артист приходит потому, что хочет открыть что-то в себе с помощью моего почерка. Обычно мне присылают песню, и если она меня впечатляет, уже через две минуты я отправляю сценарий. Но вообще, в этом я не системный — могу сразу рассказать, а могу месяц тянуть кота за хвост. Мне важно, чтобы каждый клип был особенным.
Вам приходится работать с песнями, которые не радуют?
Сплошь и рядом. Но тогда я думаю об артисте. Мне это довольно легко сделать, у меня же школа документальной режиссуры. Допустим, вы принесли песню и она мне не понравилась. Я бы ее выключил, посмотрел на вас и подумал, что вы за человек, почему у вас такая брода, прическа, одежда. И сформулировал бы ваш портрет, вдохновляясь тем, кто вы. А потом попытался вывести это аудиовизуально.
Не все музыканты способны «держать кадр». Есть ли у вас рецепты, как заставить лягушку дергаться?
С не очень красивым артистом мы боремся с помощью оператора и компьютерной графики, которая работает с лицом. С не очень пластичным боремся дублерами. В не очень талантливого стараемся вселить талант хотя бы на один клип. Я кайфую от этого: чем сложней задача, тем интересней за нее браться.
Еще многие злоупотребляют рапидом, когда в кадре все, включая артиста, медленно и драматично летит.
Неправда, если человек пустой, то в рапиде эта пустота будет видна еще сильней. Честно говоря, мне не нравится, когда рапид используется тупо ради рапида. Все, кто был на режиссерских курсах, а не пришел с улицы, знают, что этот прием нужен, чтобы придать эпизоду значимости. А рапидить только, чтобы волосы поддуть... Зачем? Любые выпуклые методы съемки должны работать на задачу.
О Киеве сегодня говорят как о столице российского видео. Наверняка в этой индустрии не только вы.
Я не могу снимать все сам, да мне и не хочется это делать. Кто сейчас снимает в Киеве — Женя Тимохин, Катя Царик, Сережа Ткаченко, — все они мои ученики. Семен Горов выпускает, наверное, один ролик в год. По сути, в Киеве снимают те люди, которые работали у меня, со мной, мои друзья. Мы произвели определенный эстетический взрыв.
Стоит ли ждать бума украинского кино после прорыва с клипами?
Не столько украинского, сколько российского. Местное кино делают, но оно мелкое, не особо хорошее. У нас есть проблема с недостатком сценаристов. Их квалификация хуже, чем в России. Работая над своими фильмами — Orange Love, «Мадемуазель Живаго», я привлекаю московских. А в Киеве дешевле снимать по продакшену. В прошлом году я снимал в Москве эпизод для фильма «Мамы». И впал в шок: такой организации на площадке я еще не видел. Я убил бы своих людей, если бы подобное было здесь. Очень стремно работают люди в Москве. В Киеве же продакшены создают для обслуживания иностранных рекламных компаний, приезжает много западных супервайзеров, они так дрессируют, что эту школу потом не вытравить. Да и потом у нас говорят не «кинокорм», а «кейтеринг». И кормят соответственно.
Кто из коллег-режиссеров вас вдохновляет?
Я могу затрудниться с режиссерами, но по видео могу сказать точно: мне очень нравится клип Мадонны Frozen. Прекрасный, мистический, один из лучших за много лет. Я безумно люблю клипы Radiohead. Мне очень интересно следить за режиссером Бруно Авиллиани, который снимает рекламу. В нескольких своих работах я пытался повторить его почерк. В чем-то даже получилось.
В чем вы видите разницу между вдохновением, творческим заимствованием и плагиатом?
Если мне что-то нравится, я обязательно попробую сделать это в собственном исполнении. Я себя так проверяю на слабо: могу ли я привнести в почерк чужого человека свое. Мне это очень по кайфу. Я улыбаюсь, когда плоские лбы пишут, что Бадоев сплагиировал то-то и то-то. Видимо, эти люди не до конца понимают, что такое творческая лаборатория, по каким законам живет искусство. Все поэты и художники вдохновляются друг другом, не стесняются пробовать себя в чужом жанре, развивать его, доводить до нового уровня. Наши люди сразу называют плагиатом то, что они увидели у другого. Но это от мелочности и от привычки думать, что не можем ничего создать сами.
фото: Андрей Давыдовский
Комментарии (0)