18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

ТОП 50. Марина Алексеева

искусство

Марина Алексеева

Марина Алексеева, художница Галереи Марины Гисич, придумала ноу-хау: лайтбоксы с «пляшущими человечками» внутри. Детали их интерьеров напоминают обстановку в доме лилипута, а зритель — Гулливера, заглядывающего внутрь, чтобы увидеть балерину, выполняющую па, или парящего в невесомости космонавта.

Мои объекты ведут свое происхождение от секретов, которые девчонки делают в детстве. Во всяком случае я так поступала: сначала закапываешь в землю некую красоту под стеклышком, потом зовешь кого-нибудь, откапываешь и показываешь, какое там чудо. Уже потом, когда я как художник переосмыслила эти детские игры, стала создавать на разных арт-симпозиумах огромные секреты под большими стеклами, и все по тому же принципу: просто роешь яму в земле, напихиваешь туда всякого интересного добра и даешь смотреть людям. Делала даже светящиеся подземные секреты. Но постепенно они у меня вышли из-под земли и превратились в объемные интерьерные пространства. Точную технологию этого процесса я даже сама себе не могу объяснить. Дело в том, что я всегда мечтала делать диорамы, они меня завораживали. Обычно это нечто военное, как панорама Бородинского сражения: на первом плане что-то настоящее, а задний переходит в живопись. Просто это мое стремление к диорамам реализовалось в небольшом размере.

Интерьеры, диванчики, стульчики — это все мои фантазии. Несколько раз я пыталась воспроизводить настоящие интерьеры, но это не так интересно, мне гораздо веселее делать то, что я сама придумываю. Обычно это узнаваемое помещение, среднестатистическая квартира с креслами и телевизором, каких много, но есть и квартиры с полированной мебелью, и бомжатники — я их очень люблю делать. По образу помещения должно быть понятно, какие люди в нем живут, ведь поначалу в коробочках не было видео и предполагаемых обитателей можно было вычислить только по интерьеру. Персонажа, который существует внутри, я тщательно продумываю и обустраиваю. Например, у меня есть работа «Комната бывшего хиппи» из серии, сделанной еще без видео, так в ней множество намеков и знаков: американский флаг, грязные носки под матрасом, — я чувствую персонажа, который там живет.

Со временем в моих коробочках появилось видео. Меня долго преследовала мысль, что должен же в конце концов кто-то попасть внутрь и как туда этого персонажа запихать. Но я совершенно не понимала, как бы это могло выглядеть чисто технически, пока не познакомилась с человеком, которого зовут Сергей Карлов. Он занимается стеклами, оптикой и всякими прочими инженерными штуками. Меня с ним просто судьба свела, это был дар свыше. Выяснилось, что он знает, как поселить в коробку персонажа, благодаря его техническим умениям они все там теперь и живут.

Сюжета, как и видео, тоже вначале не было — меня радовало само ощущение незримого присутствия персонажа. Но когда я придумала объекты, в которых пространство можно разглядывать сразу с четырех сторон, без сценария было уже не обойтись. Все, что там происходит, все эти полупрозрачные цифровые существа, неощутимые, ненастоящие, — это только химеры, по сути, иллюзия персонажей и их материализовавшиеся мысли и чувства. По крайней мере, так я это вижу.

Для выставки в Галерее Марины Гисич, которая откроется 6 июня, я сделала уже принципиально новый бокс. Мало того, что внутри существует двигающийся персонаж, еще и сам интерьер меняется. Это техническое решение тоже найдено Сергеем Карловым. Обычно у меня все происходит в одной комнате, а в данном случае во время просмотра один интерьер плавно превращается в другой.

Не то чтобы мне нравилась микроскопическая ручная работа, я совершенно не планировала, что погружусь в такую мелкоту. Теоретически раз можно делать маленькое, то можно и большое. Но у меня полное ощущение, что все тут же потеряет свой шарм и смысл, это будет просто дизайн, а у меня нет желания им заниматься. В моей биографии был эпизод, когда я целый год училась на отделении дизайна, очень давно, но я от него все время ухожу. Если мне дать настоящий дом и попросить заполнить его мебелью, я расставлю все тупо возле стеночек, знаю за собой эту прекрасную черту, зато в коробочке так зрителю удобнее смотреть и есть где разместиться персонажу.

Что меня больше всего радует, так это реакция людей на мои работы, — они цепляют практически всех, мало кто проходит мимо. Очень интересно наблюдать, как люди стоят в очереди, чтобы заглянуть в коробки, как они реально меняются в лице, увидев их: рот открыт, улыбка дурацкая, просто идиотизм какой-то разливается по лицам. Хохочут, а ведь ничего особенно смешного нет, — тут срабатывает какой-то эффект подглядывания в дырочку, эффект игрушки или кукольного домика. Нечто такое, что как будто у всех было в детстве и застряло где-то в подсознании. В искусстве довольно редко получается, что одна и та же вещь может заворожить и «мозгового искусствоведа», и «дурачка с улицы». Что-то тут есть помимо искусства. Нужен какой-то психоанализ, чтобы понять, почему люди так реагируют. Но главное, что всем весело!

Фото: Андрей Давыдовский

Текст: Артем Магалашвили

Стиль: Юлия Журавлева

Визаж: MAKE-UP ART SCHOOL Елены Крыгиной

На Марине: блузка, платье, пальто и шляпа — собственность стилиста, кольцо, браслет и ожерелье ELENA TSVETKOVA (ELENA TSVETKOVA), воротник COMME DES GARCONS (COMME DES GARCONS), шлейф — юбка PIROSMANI (PIROSMANI)

Комментарии (0)

Купить журнал: