18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Ёлки: 1913

Ёлки

1817   1913   1937   1956   1975

К началу ХХ века рождественская елка ставилась во всех городских домах. Петербуржцы к этому времени уже совершенно отошли от образца немецкой настольной елочки, они вовсю соревновались,
у кого елка выше, гуще и богаче убрана.

Елки в Петербурге продавались сначала у Гостиного двора, а потом и в других местах финскими крестьянами: это был их узаконенный промысел, и весьма выгодный. Со второй половины XIX века елки устраивались как домашние, так и публичные: в зале помещались дерево и стол с подарками, после раздачи которых или лотереи всех угощали чаем. Иногда на таких елках для военных играл полковой оркестр: «песни, пляски и балалайки». Вскоре начали устраивать и благотворительные елки: для детей, родители которых не могли себе позволить покупку, а главное, украшение дерева.

В 1913 году празднование Рождества было еще ничем не омрачено, но с началом Первой мировой войны многое изменилось. В сложные годы в России всегда выходили особые постановления: проводить елки скромнее, в семейном кругу, ограничивая широкое веселье; например, в 1855 и в 1881 годах — во время годичного траура по смерти императора, в 1877–1878 годах — во время Русско-турецкой войны. Так было и в 1914–1916 годах.

Одевались на Рождество всегда очень нарядно, во все самое лучшее, дамы — в соболя и кружева, мужчины — во фраки. Надевали драгоценности, ведь они в этот день были более чем когда-либо уместны, так как носились «не для себя», а для великолепия праздника. Во всем этом блеске отправлялись в храм Во второй половине XIX века на елках появляются стеклянные шары, сначала немецкие, затем и русские — имитирующие яблоки и мандарины. В 1900 году у Гебгардта на Невском, 88, и у Петто на Караванной, 16, продавали елочные украшения: «бусы, снег и амуров из невоспламеняющейся ваты, обезьян, флаги, сусальное золото, стеклянные шары, бонбоньерки, диамант-пудру, бенгальские огни, зажигательные нитки, комнатные фейерверки». Игрушки изготавливались из проволоки и бумаги, из ваты и вареного крахмала, на них иногда клеили литографированные картинки. Предлагались и «дрезденские», клеенные из картона фигурки. На елках раскладывали имитирующие снег кусочки ваты, усеянной блестками, растягивали нити серебряного и золотого дождя. на всенощную. Вернувшись домой, ожидали приглашения в гостиную, и, когда распахивались ее двери, перед семьей появлялась елка, «сверкающая разноцветными свечами и увешанная позолоченными и посеребренными фруктами и елочными украшениями». Были очень популярны хлопушки и бенгальские огни. В комнате, где помещали елку, также ставили много цветов в вазах, украшали цветами и само дерево. Возле елки размещали столик под белой скатертью, заваленный подарками, или несколько столиков, если подарков было много. После вручения подарков ужинали. На следующий день принимали приглашенных гостей, родственников, и для всех них снова зажигалась елка, готовились подарки.

 

Рождественский ужин начинался традиционными постными блюдами из меда, мака и сухофруктов, потом уже шли дичь, гусь, поросенок, «парные индейки и утки». Обязательно покупались свежие фрукты, на елку вешали крымские яблоки. Употребление алкогольных напитков во время Рождества ограничивалось, с пьянством в праздники начали бороться еще в 1911 году. Правда, эта скромность с лихвой искупалась за время святок. По статистике, на каждого жителя Российской империи в 1913 году приходилось 8,2 ведра сорокаградусных напитков. На стол в праздник среди прочего подавали балык, белорыбицу, белужину, омаров в жестяных банках, икру осетровую и красную и трюфели.

 

Во второй половине XIX века на елках появляются стеклянные шары, сначала немецкие, затем и русские — имитирующие яблоки и мандарины. В 1900 году у Гебгардта на Невском, 88, и у Петто на Караванной, 16, продавали елочные украшения: «бусы, снег и амуров из невоспламеняющейся ваты, обезьян, флаги, сусальное золото, стеклянные шары, бонбоньерки, диамант-пудру, бенгальские огни, зажигательные нитки, комнатные фейерверки». Игрушки изготавливались из проволоки и бумаги, из ваты и вареного крахмала, на них иногда клеили литографированные картинки. Предлагались и «дрезденские», клеенные из картона фигурки. На елках раскладывали имитирующие снег кусочки ваты, усеянной блестками, растягивали нити серебряного и золотого дождя.

 

Книги, особенно хорошо изданные, считались прекрасным подарком. Как и образа, музыкальные инструменты, предметы искусства (картины, гравюры, рисунки). Традиционными рождественскими подарками были те, что восходили к дарам, поднесенным волхвами Младенцу: золото, ладан и смирна. Поэтому и подарок должен был отражать блеск, источать аромат или символизировать процветание и изобилие. Блестят драгоценности, серебряные изделия, фарфор и хрусталь, шелковые платки и галстуки, атлас и золотое шитье. Благоухают духи и одеколоны, мыло и саше, парфюмерные свечи, коньяки, сигары, изделия из ароматной и дорогой кожи. Гастрономические подарки тоже традиционны: марципан, шоколад, кофе и чай, вина и ликеры, лакомства и деликатесы, ароматные коврижки и пряники. Преподносили и хорошую одежду, меха, оружие. Детям дарили игрушки, книги, сласти, одежду. В небогатых семьях подарки бывали практичными: «мандолина и самовар, дамский корсет и дачный участок в Вырице».

 

Огромный выбор платьев, военных мундиров, фраков, шляп, обуви и аксессуаров разных эпох предлагает гардероб исторического костюма «КапуSSтa NZ», располагающийся в ДК имени Кирова на Большом пр. В.О., 83.
www.kapussta.ru

 

Новогодняя история от Анастасии Курехиной

 Единственным Новым годом, который Сергей не встречал с нами, был 1995-й. Тогда его пригласили на телевидение, шел праздничный прямой (!) эфир, организованный Кириллом Набутовым, с участием Мстислава Ростроповича и Анатолия Собчака. Планировалось, что Ростропович и Курехин вместе сыграют некую импровизацию. Но Мстислав Леопольдович предусмотрительно не захватил с собой виолончель, сославшись на то, что он не специалист в спонтанной импровизации. Вместо музыки получилась милая беседа. За всей этой сценкой мы наблюдали по телевизору — Феде было всего три месяца, наша дочь Лиза смотрела на папу, а я периодически фотографировала экран, и рождалось ощущение, что Сергей находится вместе с нами.»

1817   1913   1937   1956   1975

 

 

Материал из номера:
Декабрь

Комментарии (0)

Купить журнал: