Предприниматели из Екатеринбурга – управляющий партнер юридической компании «Энсо» Алексей Головченко и директор группы компаний «Корал» Станислав Павлов – покорили перевал Дятлова. Поход занял неделю - без жертв обойтись не удалось.
Станислав Павлов: Поездка сдвинулась на неделю от изначальной даты - из-за болезни одного из участников. Потом слились и остальные, начитавшись ужасов про погоду. Самых стойких – твердо решивших идти до конца – осталось трое. И вот, девятнадцатого сентября мы выдвинулись короткой колонной до поселка Вижай. Дорога от Ивделя до Вижая не очень - приходилось плестись, поминутно цепляя прицепом неровности почвы. В итоге добрались до перевалочного пункта лишь поздно вечером. Остановиться решили в домике туристической базы Вижая: стоимость - от тысячи с человека (а вообще, как договоришься), плюс сто рублей в сутки с машины. О столь мудром решении – переночевать в комфорте – с утра совсем не пожалели, и бодрые двинулись на штурм.
Алексей Головченко: Самым сложным было доехать до базы – Вижай находится в семистах километрах от Екатеринбурга. До него на машине около восьми часов пути - а дороги разбиты! От Ивделя – вообще только грунтовые, есть места, где вполне можно забуксовать. Ребята успели пробить колесо - пришлось ремонтировать там же, на трассе. Встречных машин не было. Ни знаков, ни указателей, ни сотовой связи - просто движение прямо, по полям. От Вижая мы двинули в сторону Чистопа – горного массива высотой тысяча двести девяносто два метра над округой, над горной тайгой.
Станислав Павлов: Все реки на квадрациклах проходимы без проблем! Добравшись до отворота на Чистоп, решили начать с него. Как оказалось позже – совершенно зря. Дорога на Чистоп утомительна. Как для людей, так и для техники. Сплошные каменные россыпи на склонах – курумник, острый и большой. И вот, через несколько часов мы были у подножия, в пределах видимости разрушенной радиолокационной станции. Последние несколько десятков метров прошли пешком, пожалев квадроциклы. Видимость была потрясающая – ни тучки, ни ветерка!
Алексей Головченко: На Чистопе, в священном месте коренного народа манси, в 70-х годах был построен секретный военный объект – радиолокационная станция, а над самим Чистопом проходила международная авиатрасса. Рядом со станцией когда-то выстроили казарму, баню, гараж, пекарню. Как утверждают аборигены, там постоянно гибли люди, а антенны ломало обледенением и диким ветром – в итоге станцию закрыли. Все, что осталось от нее сейчас – это бетонное основание, детали купола и развалины хозпостроек
Станислав Павлов: Нам в путешествии погода благоволила. Вдоволь налазившись среди развалин, начали спуск и поиск места для ночевки. И вот тут началось веселье!.. Один из участников, обнаружив в наших запасах литровую бутылку виски, радостного заулюлюкал, забыв, что находится на важном стратегическом объекте Советского Союза, и взялся яростно собирать чернику в качестве закуски. Остальных уговаривать не пришлось, литр был отправлен в топки. Дорога стала гораздо комфортнее, кочки все менее ощущались, да и в целом боевой дух получил levelup.
Алексей Головченко:Виды, конечно, были красивые. Горы, холмы, совершенно безлюдные места. Камни, мох с разноцветными узорами и огромное синее северное небо.
Станислав Павлов: до темноты мы не успели спуститься, так как встретили «Урал» с охотниками, которые (спасибо им большое!) угостили нас хариусом, тайменем и какой-то вкусной настойкой. Поболтав немного, мы двинулись дальше, ища красивое и, что почему-то вдруг стало важно для нас, – энергосбалансированное позитивное место.
В результате участник, обнаруживший виски, два раза полностью перевернулся на своем новеньком квадре (слава богу, отделался ушибами и лекциями о вреде жаждоутоляющих напитков за рулем спецтехники – от меня, тоже пребывающего в весьма приподнятом настроении).
В конечном итоге мы выбрали отличное место у реки, как нам показалось – образец спокойного и умиротворяющего отдыха. Разведя костёр, я начал готовить вкуснейшую кашу из тушенки. Палатки были поставлены и, в общем, каждый занимался своим делом, но тут одному, самому удачливому из нас участнику (догадайтесь какому?) показалось, как в песне у Линды, «Мало огня!». Он со спокойным лицом взял с квадра канистру с десятью литрами бензина и аккуратно полил горящий костер. Вспыхнув, бросился в сторону, задев горящим бензином палатку, которая тоже, естественно, загорелась, и продолжил движение в сторону квадра с пятьюдесятью литрами бензина. Я тигриным прыжком успел товарища перехватить и затушить об мох. Результат: палатка сгорела, канистра тоже, огнем испорчены штаны участника и им же получен небольшой ожег правой руки, в том числе, что прискорбно, большого пальца, который он использовал для нажатия курка газа. В общем, были сделаны выводы о запрете взятия в поход любых жаждоутоляющих напитков, чтобы исключить подобные абсолютно непредсказуемые и опасные вещи. Хорошо, что отделались мелкими потерями.
Утром на следующий день спустились до поворота на Вижай, где встретили парней, возвращавшихся со Столбов выветривания. Мы их подзаправили, послушали советы и отправили своего пострадавшего с ними в Вижай. Нас осталось двое…
Алексей Головченко: Столбы выветривания (мансийские болваны) – отдельная история. На языке манси место называется – «малая гора идолов», «Маньпупунер». Семь гигантских каменных столбов высотой от тридцати до сорока двух метров, опутанные мистической историей и огромным количеством легенд. Им мы решили посвятить одно из следующих своих путешествий, в будущем году.
Станислав Павлов: Итак, проводив нашего «удачливого» товарища, мы двинулись в сторону перевала Дятлова, но и в этот день цели не достигли. Доехав до замечательнейшего людского сооружения «Изба Ильича» и встретив вездеход МЛТБ с командой, решили там и заночевать. По старой традиции, геологи начали угощать нас хариусом и, подстрелив глухарей, учили их правильно разделывать, а потом готовить. Вкуснотища неописуемая! Наслушавшись различных полезных историй и налопавшись до отвала местных деликатесов, мы затопили самодельную баньку на берегу Лозьвы. Это было блаженство – выбегать и нырять в ледяную чистейшую реку! А утром нас пригласили прокатиться на МЛТБ.
Алексей Головченко: прокатились и протестировали эту технику - быстроходный вездеход для бездорожья, которому нипочем снежные заносы или топкий грунт, он запросто плавает по болотам и даже валит деревья. Лучшая техника для этих мест.
Станислав Павлов: прежде, чем снова двинуться в путь, мыпровели ревизию и обнаружили, что инструменты для возможного ремонта нашей техники уехали с третьим участником – у нас же не было даже компрессора! Собрав волю в кулак, приняли жесткое бескомпромиссное решение – довериться удаче и достигнуть поставленных целей.
Алексей Головченко: в этих местах абсолютно дикая природа! Вместе с тем не оставляет чувство, что кто-то постоянно следит за тобой. Проехав несколько километров, мы встретили огромные медвежьи следы и свежие признаки недавнего появления медведя…
Станислав Павлов: глаза у нас стали очень зоркими: захватывали всю панораму – на триста шестьдесят градусов. Посовещавшись, даже придумали оборонительное «противонаступательноемедвежье» оружие – это тряпка, бензин и зажигалка. Теперь, обалдев от чувства защищенности, постоянно проваливаясь в медвежьи следы размером с полколеса, мы полетели к перевалу. Дорога вся разъезжена, но есть участки, где можно и немножко в удовольствие буксануть, что мы и хотели сделать, пока не увидели ЕГО. Хозяин леса пробежал прямо через дорогу, метрах в пятнадцати от меня, я чуть не… забыл про оружие и все остальное напрочь.
Но обошлось. Косолапый ушел и хрустел где-то рядом еще очень долго, пока мы ехали, видимо гнал нас со своей территории. И, наконец, перед глазами крутой подъем на перевал, который мы преодолели за считанные минуты. Вот она – скала, о которой столько легенд и рассказов, и мы здесь совершенно одни, ни одной живой души в округе (явное преимущество поездки вне сезона).
Алексей Головченко: мы добрались до останца с мемориальной доской, посвященной погибшей в этих местах группе Игоря Дятлова – девяти молодым здоровым людям, не раз бывавшим в горных походах. История гибели туристов турклуба УПИ в феврале 1959-го до сих пор окутана легендами и загадками. Версий гибели – около десятка, среди них и сход лавины, и испытание ядерного оружия, и отравление метиловым спиртом, и НЛО, и нападение медведя или беглых заключенных, воздействия инфразвука, ошибка спецслужб… Как говорили следователи, палатка дятловцев была разрезана изнутри, погибших туристов нашли полуодетыми, израненными, на расстоянии друг от друга.
У мемориала мы обнаружили пластиковую коробку с вещами, оставленными туристами: батарейками, крупами, медикаментами, тетрадью путешественников, вписывающих в нее свои даты и цели присутствия на перевале, свои имена. Пополнили коробку своим походным фонариком и отправились в обратный путь.
Это была гора Мертвецов. Отортен. В переводе с мансийского - «туда не ходи».
Станислав Павлов: обратная дорогая была тяжелой. Впереди видели следы медведицы с медвежатами, которая шла по дороге и, видимо, слыша нас, убегала вниз. Нас медвежата очень расстроили, в каждый поворот мы входили аккуратно, и ехали стоя, чтобы казаться грозными и большими для медведей. Добрались благополучно.
Дальше решили двинуть в Вижай, чтобы следующим утром поехать домой. Дорога прошла без приключений, один только раз квадр понесло течением, но он вовремя зацепился за камень. По дороге порвали резину на прицепе и ехали на диске, но это уже совсем другая, обычная история.
Комментарии (0)