О том, что Тунис – страна исторических, культурных и социальных контрастов, сообщает любой путеводитель. Но, как часто бывает, реальность оказывается несравненно красочнее любых описаний. В этом убедилась редактор «ЕКБ.Собака.ru» Наталия Каплун, проехав тысячу километров по тунисским степям, пустыням и оазисам.
В путь-дорогу
Белый песок, прозрачные воды Средиземного моря цвета лазури, свежий воздух субтропиков, пропитанный благотворными ионами и ароматами олеандра и жасмина, известные по школьным учебникам истории достопримечательности – честно признаться, я была готова к тому, что за неделю мне предстоит познать стандартный «туристический набор» удовольствий. Но Тунис оказался намного щедрее. С первой минуты пребывания в мавритано-берберской вотчине стало ясно – поводов заскучать эта территория не представит. На все семь дней глаза оказались «загружены» по полной программе быстрой сменой ландшафтов за окном автобуса – от оливковых рощ до песчаных дюн и высохшего соленого озера кофейного цвета, а также впечатляющим количеством транснациональных артефактов.
Следы времени
Финикийцы, римляне, вандалы, византийцы, арабы, турки-османы и французы в свое время занимали эту территорию – на каждом шагу встречаются свидетельства европейских, азиатских и арабских культур, рассеянные по всей территории страны. Прогулка по столичному Тунису сравнима с путешествием во времени. Здесь современные монолиты соседствуют со средневековой арабской Мединой, где на торговых улицах среди грошового безобразия можно отыскать действительно качественное наследие испанцев – деревянные и каменные статуэтки, финикийские циновки-келимы, украшения из берберского серебра, турецкие шешии, экзотические туфли бэлга со скромной вышивкой и традиционно подмятыми задниками, а также разноцветные светильники, чеканные подносы, фужеры из дутого стекла и шелковые палантины. В пригороде столицы стоит своими глазами увидеть то, что некогда было могущественным городом-государством Карфаген – руины крупнейшего на африканском континенте римского амфитеатра I века нашей эры, термы Антония, разрушенные варварами в 439 году, византийские храмы, а также скульптуры, каменные саркофаги, мозаичные панно, украшения и монеты первого тысячелетия, собранные в музее «Лавжери».
Исламским музеем под открытым небом считается Монастир с его крепостью монахов-воинов Рибат Хартем и живописным портом, где пришвартованы сотни разнокалиберных яхт и лодок, готовых отправиться на остров Кураит или поохотиться на морского волка. Список исторических контрастов продолжают самая большая мечеть страны с тридцатипятиметровым минаретом Сиди Окба в священном для мусульман Кайруане, где жители укрывались от набегов византийцев и берберов, и невероятно художественная в буквальном смысле деревенька Сиди-бу-Саид. Она похожа на полотна импрессионистов – белоснежные стены зданий в компании синих оконных наличников, ставней и фигурных решеток, мощеные булыжниками улочки, ярко-розовые бугенвиллии и пронзительная лазурь Карфагенского залива. Кстати, с 1915 года специальный городской указ запрещает менять здесь внешний облик домов.
Долгая дорога к дюнам
Картина мира меняется на глазах, когда двигаясь с севера на юг, минуешь Эль-Джем с Колизеем, промышленный Сфакс и белоснежные песчаные пляжи Махдии, протянувшиеся на целых три километра вдоль линии побережья. После нескольких часов по серпантину в Атласских горах с остановкой на грандиозного вида предгорье, выбранном Лукасом в качестве натуральной декорации к «Звездным войнам», а Стивеном Спилбергом – к «Индиане Джонс», следует экзотическая передышка – гостевой визит в пещерный дом берберов-троглодитов в Матмате с обязательной дегустацией хлебатабуны, обмакнутого в микс из оливкового масла с медом и зеленого чая с кедровыми орешками. После созерцания аутентичной «потусторонней» реалии с десятиметровым кратером вместо входной двери и веревки, заменяющей лестницу на второй этаж, прибытие в город-оазис Дуз воспринимается как заслуженный подарок судьбы. Это – «ворота пустыни», один из колоритнейших городов Туниса, окруженный сотней тысяч пальм. Каждую неделю здесь проходит финиковый базар, а осенью ежегодно проводится фестиваль Сахары с гонками на верблюдах, демонстрацией бедуинских ремесел и фееричными фольклорными шоу. За Дузом, незримым занавесом отделяющим цивилизованный Тунис от первозданной природы, начинается настоящий экстрим. Сахару можно созерцать из кабины маленького винтового самолета или верхом на верблюдах, одевшись в бедуинский балахон-джуббу. Я, как заядлый автомобилист, выбрала джип-сафари. Сказать, что все понравилось – ничего не сказать. Ощущения от покорения огромных барханов под тунисские напевы, внезапной остановки у крутого склона и спуска под углом шестьдесят градусов (американские горки отдыхают!) не поддаются описанию, они из категории «попробуйте сами». Адреналин зашкаливает так, что и сорокаградусная жара не замечается, чувствуешь себя одной из миллиардов песчинок в растворяющей даже горизонт пустыне.
Простые радости
Пляжный отдых был и остается главной туристической «фишкой» Туниса – более тысячи километров песчаного побережья, собственный островной курорт Джерба впечатлят любого солнцепоклонника. В стране около трехсот отелей – от городских «трешек» по смешной цене до люксовых комплексов, расположенных на первой береговой линии.
Практически в каждом из них есть свой центр талассо- или бальнеотерапии. Воспетые еще Гиппократом процедуры с использованием подогретой до температуры тела морской воды, водорослей и грязей в сочетании с уникальными травяными чаями способны за неделю оздоровить-омолодить организм. Причем в Тунисе лечебная грязь свежайшая – она поступает непосредственно по трубе, выведенной на расстояние около полукилометра от берега.
На вкус и цвет
Было бы несправедливо умолчать о кухне Туниса. Это некий фьюжн европейского и восточного, где сочетается несочетаемое. Любая трапеза, как правило, начинается с хариссы – острой пасты из перетертого жгучего перца, чеснока, специй и оливкового масла. Не менее популярны в качестве аперитивов консервированный тунец, оливки, салаты из моркови и тыквы, а также соленые лимоны. Общеарабское блюдо кус-кус в каждом селении готовят по своему, конечно же, единственно правильному рецепту. На тунисском столе практически всегда есть суп шорба, тажин, сибас, дорада, угорь и жареные на гриле морепродукты – кальмары, каракатицы, осьминоги. Почетное место в трапезе занимают десерты из орехов, меда, сахарной пудры, а также ягодно-фруктовые фреши и кофе с кардамоном, неожиданно пикантный на вкус, впрочем, как и многие другие «ингредиенты» самобытного Туниса.
Благодарим за помощь в создании материала «Трансаэро Тур», тел. 370-70-71;
Текст: Наталия Каплун.
Комментарии (0)