Бизнесмен Юрий Ачимов совершил повторное путешествие, или, скорее, паломничество, по христианским святыням, куда «запрещается ступать женщинам». По его мнению, несколько дней пребывания на Святой горе Афон, в Киево-Печорской Лавре и Почаево – это лучшее лекарство от будничной суеты и мощный «духовный энергетик». |
На круги своя
Первый раз я побывал на Святой горе Афон в 1996 году с отцом Николаем, служителем Храма Преображения Господня. Тогда это место еще не было открытым для массового паломничества. Получить диамонитирион было намного тяжелее, чем сейчас. Пришлось пройти непростые формальности в отдельном консульстве прежде, чем мы попали на территорию монашеской республики со столицей в городе Кирее. Но пути господни неисповедимы, и не стоит сопротивляться, если манит куда-то – надо следовать зову. Так, спустя 17 лет я в компании отца Николая и двух близких друзей – Ивана Яковлева и его сына Михаила, снова оказался на Афоне. Надо сказать, с момента первого визита там произошло не много изменений: все тот же гористый рельеф, густые леса, бесчисленные скалистые овраги, изумрудные воды Эгейского моря, лишь кое-где появились действительно хорошие дороги. В остальном этот земной удел Пресвятой Богородицы, где меж двух скал пребывает невидимый образ, именуемый Игуменьей Святой горы Афон, остался неизменным. Это – место непрестанной молитвы к Богу, место, освященное подвигами тысяч монахов, на протяжении многих веков передававших своим последователям Православную веру и сохраняющих ее по сей день.
Нашей первой обителью стал русский монастырь Святого Пантелеймона, где хранится его глава. Многоэтажные постройки, высокие купола храмов и знаменитые по всему Афону русские колокола – нам еще предстояло впечатлиться рукотворным величием монастыря, который был основан во времена князя Владимира. Прежде всего, по прибытию мы оказались в архондарике, где монахи приготовили традиционные угощения – виноградный самогон ципуро собственного производства, кофе и лукум. Вообще, погружение в атмосферу благостного аскетизма произошло мгновенно. Когда на протяжении нескольких дней живешь в кельях, трапезничаешь за одним столом с монахами вареными бобами, пастой из баклажан, апельсинами или под звук било готовишься к утренней и вечерней службе, невольно наполняешься каким-то особенным духом. И наши ощущения бесконтрольно возникающего умиротворения только усиливались с переходом от монастыря к монастырю. Всего их двадцать: семнадцать греческих и русский, болгарский, сербский. Концентрация святынь на Афоне невероятно высока. Среди них – крест с частицей Древа Креста Господня, мощи Иоанна Крестителя, стопа апостола Андрея Первозванного. Кроме того, в каждом монастыре пребывает «свой» чудотворный образ Пресвятой Богородицы – «Вратарница» в Ивироне, «Скоропослушница» в Дохиаре, исцеляющая от рака «Всецарица» в Ватопеде, Геронтисса или «Старица» в Пантократоре и Одигитрия в Ксенофонте. Кстати, в последних двух хранятся явленные морем чудотворные Иконы Святого Георгия Победоносца. Образ великомученика в разных ликах, находящегося всегда «на страже», почитаем и греками, и болгарами, и русскими христианами. Каждая из монашеских обителей – это не только намоленное место, но и удивительные архитектурные сооружения. Причем не чужеродные и искусственные, а органично вписанные в окружающий ландшафт. Своими глазами мы увидели то, что монахи строили веками, не разрушая, а продолжая творение Божие, и имея в распоряжении только веру, собственные руки и мулов. Стены одних монастырей служат естественным продолжением скал. Другие же, как греческий Дионисиат, похожи на военные крепости. Они окружены высокими стенами с несколькими рядами зависших над морем хрупких балконов и сторожевыми башнями потому, что приходилось защищаться от набегов крестоносцев, пиратов, сарацин. Есть среди величественных монастырей и едва заметные строения – в расселинах на неприступных скалах разбросаны напоминающие ульи скиты монахов-отшельников. По сложным тропинкам или по цепям они однажды поднимаются в свою хижину и остаются там до конца жизни. А пищу им подают из лодки по специальному канату с катушкой. История христианства из первых уст, прогулка по угодьям с оливковыми рощами и виноградниками, возможность прикоснуться к святыням, и каждый раз теплые, глубинные, из самого сердца улыбки монахов при прощании – покидая Святую гору Афон, мы были переполнены эмоциями, желанием жить и творить добро для близких и чужих, для себя.
Здесь русский дух
Киево-Печорская Лавра стала следующим местом нашего путешествия по святым местам. Многие годы эта территория является центром притяжения паломников. Люди приходят сюда по разным причинам – либо из интереса к истории, либо в благодарность Богу, либо в надежде получить помощь свыше. Древнейший и один из самых значительных православных мужских монастырей на Руси знаменит своими пещерами с мощами святых. Здесь же расположено захоронение известного российского реформатора Петра Столыпина. Кстати, впервые эти самые пещеры упомянул Нестор Летописец в «Повести временных лет».
Это сегодня Киево-Печорская Лавра – золотые купола, каменные храмы, украшенные живописью (Успенский собор, Церковь Преображения Господня и другие), Великая Лаврская колокольня, кельи, крепостные башни, мастерские. А начиналось все с маленькой пещерки, вырытой на плато духовником Ярослава Мудрого Иларионом, решившим в уединении предаться шагам Христовым в середине XI века. Каждый раз, заходя в пещеру, мы склоняли голову в прямом смысле – из-за маленьких проходов. А к концу пути по извилистым коридорам с многочисленными раками со святыми мощами и длинным вековым лестницам (некоторые достигают 30 метров) пытались прочувствовать насколько же сильны духом были отшельники, сознательно отказавшиеся от мирских благ ради спасения души, ради близких, за кого проводили в молитвах остаток жизни.
Бог любит Троицу
Отец Николай, опекавший меня во время всей поездки, и, словно учитель, дающий ответы на постоянно появляющиеся вопросы, пригласил посетить мужскую Лавру в Почаево, откуда он сам родом. Мысли отказаться, естественно, не возникло. Мне всегда хотелось своими глазами увидеть проявления христианства в деталях, понять кто такие подвижники, иноки, схимники. И Почаевская Лавра – форпост православия, возвышающийся над городом на восьмидесятиметровом холме, стал еще одной иллюстрацией. Величие его архитектуры впечатляет, желание прикоснуться к чуду – притягивает. А чудеса происходят здесь на протяжении почти восьми веков, начиная с явления Пресвятой Богородицы в 1240 году и оставления ею следа правой стопы, где забил Святой источник. Обитель спаслась от татаро-монгольских завоевателей, стрелы которых необъяснимым образом обратились против них самих, осталась нетронутой оккупантами во время обеих мировых войн, пережила «хрущевскую» волну гонений на церковь. С 1664 года в специальных «Книгах записи чудес» фиксируются невероятные явления и многочисленные случаи исцеления больных, происходящие по молитвам Пресвятой Богородице перед чудотворной иконой Божьей Матери. Кстати, каждое утро эту святыню спускают для молитвенного поклонения насельников монастыря и паломников. Находясь в Почаевской Лавре, хочется думать о вечном, иначе смотришь на привычное. Как-то само собой приходит понимание простых истин, без которого сложно жить, заниматься бизнесом, просто общаться с миром.
Юрий Ачимов: Каждый сам выбирает себе жизненную тропу – чистую и светлую либо болотистую. Но важно помнить, что жизнь – это бумеранг. Что сегодня посеешь, то завтра и взрастет». |
Интервью: Наталия Каплун.
Фото: личные архивы героя.
Комментарии (0)