Под конец прошлого года главный редактор журнала «ЕКБ.Собака.Ru» Ксения Халтурина и актриса Свердловского театра драмы Екатерина Живоглядова совершили неожиданное для самих себя путешествие – или, скорее, паломничество, в ходе которого им удалось выяснить много интересного не только о древних святынях, но и о самих себе.
Вифлеем или Кому нужно в Израиль
Мы твердо убеждены в том, что в Израиле стоит побывать тем, у кого есть глубокая вера, кто мечтает побывать в святых местах. Если вы настроены скептически, если вы атеист или агностик – для вас это будет не больше чем пролистать учебник истории. Кроме того, нужно иметь в виду, что ко всем святым местам стоят длинные очереди туристов – поездка в Израиль это неизбежное паломничество даже для тех, кто его не планировал. Самая, на вид, бесконечная из всех очередей вела в Храм Рождества Христова на Ясельной площади в Вифлееме – с него и начнем наш рассказ.
Когда заходишь в эту церковь, меньше всего кажется, что ты в храме. На первый взгляд – полуразрушенная стройка, серые стены и колонны, заколоченные фрески, которые можно увидеть только в дни главных христианских праздников. Нет освещения, темный, мрачноватый храм, но… Не надо судить о книге по обложке, а о спектакле – по первым минутам. Дождитесь второго акта, следующей главы – и все поймете. Начнем с того, что в Храм нужно входить через Врата смирения – очень маленькие, пройти в которые можно только склонив голову. Грот Рождества, расположенный в самом центре храма, украшен серебряной звездой – именно на этом месте родился Христос. А в алтаре хранится икона Вифлеемской Божьей матери, одна из двух главных христианских святынь в Израиле, ее дарят женщинам на рождение детей. И все это вместе производит грандиозное впечатление. Поразительное, намоленное место!
Здесь постоянно проходят церковные службы – совместную опеку над храмом несут Римская католическая, Армянская и Греческая православная церкви. И, к примеру, на армянскую половину можно пройти только в том случае, если ты знаешь армянский язык и принадлежишь к этой национальности. Жаль, что в Гроте Рождества постоянно находится специальный человек, который следит за тем, чтобы здесь никто не задерживался – даже ради молитвы. Вот и нам не хотелось уходить, но пришлось.
Иерусалим. Старый город или Не бойтесь людей с автоматами
Храм Рождества Христова находится на территории Палестинской автономии. Отправляясь оттуда в Иерусалим, переходишь через государственную границу. Люди с автоматами сначала напрягают, но потом к ним привыкаешь. В Израиле к угрозам терроризма относятся очень серьезно, и благодаря людям с автоматами и собаками, можно быть уверенными в собственной безопасности.
Первым, что мы увидели в Иерусалиме, стала Стена Плача, и это оказалось то самое место, где можно было выдохнуть и побыть наедине с собой и Богом. Любопытно, что мужчинам отдано триста метров Стены, тогда как женщинам – лишь пятьдесят. По сути своей Стена Плача – это синагога под открытым небом, но молятся здесь люди всех конфессий. Наш гид объяснил, что можно подойти, помолиться, оставить записочку – но, вообще, достаточно просто постоять рядом, положить руку и подумать о том, что для тебя важно. Это вопрос личной веры. Если верите, что все получится – так и будет. Если нет – записки не помогут. Пятнадцать минут, которые нам дали, пролетели как один миг. Мы с трудом нашли себе свободное место на женской половине, чтобы приткнуться – а когда приложились, наконец, к Стене, то нас насквозь пробрало. Удивительное чувство!
Отойдя от Стены (кстати, уходить от нее нужно, пятясь – поворачиваться спиной к этой святыне недопустимо), мы с удовольствием наблюдали за ортодоксальными иудеями – они хором молятся, веселятся, и в целом ведут себя так, что фэшн-съемки отдыхают.
Иерусалим – город трех религий, и забыть об этом нельзя даже на минуту. Сразу после Стены Плача началась наша экскурсия по Старому городу. Мы повторяли Крестный Путь со всеми его остановками, правда, двигались наоборот – начали с Храма Гроба Господня и Голгофы. Храм был возведен на месте, где был распят и похоронен Христос, там где он воскрес. Нам показали великие святыни, к которым очень хотелось прикоснуться, прочувствовать – но если тебя все время торопят: «Go, go, go!», это практически невозможно. А ведь в этом храме накануне православной Пасхи нисходит Благодатный огонь, здесь находится гробница Спасителя… Увы, сейчас здесь все расписано по часам – сначала служат армяне, потом греки, потом еще кто-то… Декретом «Статус-кво» принято решение разделить святое место между Коптской, Армянской, Греческой, Римской католической, Эфиопской и Сирийской церквями. Выходили мы из храма как раз-таки через Эфиопский монастырь – это нечто особенное, для нас непривычное. Людей во время службы внутрь не пускают, для них открывают небольшое окошечко.
Храм всех наций, где была наша следующая остановка, построен над камнем в Гефсиманском саду – возвел его итальянский архитектор Антонио Барлуцци.
В Иерусалиме мы поняли, что не осознавали, куда едем. Нас поселили на палестинской территории, в гостинице «Интерконтиненталь» – хорошая, кстати, гостиница, похожа на замок, и нам там было комфортно, – но мы все равно поначалу фыркали. Здесь грязно, там долго, тут очередь, а там и вовсе с автоматами стоят. Да еще и кормят не самой привычной едой. После дня в Иерусалиме мы поняли, что здесь важно нечто другое – то, что недоступно в других курортных городах, уютных, чистых и красивых. У нас появилось ощущение чуда – и, кстати, чудеса случались с нами постоянно. Вот, например, такое. Было невероятно холодно, прогноз обещал тридцать градусов и обманул, а с нами не было ни мамы, ни бабушки, которая бы сказала: «Замотайся, возьми с собой курточку», и так далее. Кто-то был в балетках, кто-то – и вовсе в босоножках, целый день по каменным улицам Старого города. И при этом никто не заболел – что значит святые места!
Тель-Авив и Яффа или Как купить иконы вместо бриллиантов
Ксения ехала в Израиль с твердой целью купить бриллианты, о которых все наслышаны. Но купила вместо них иконы, хотя туристов возили на бриллиантовую фабрику в Тель-Авиве – очень достойное место, где много рассказывают о добыче алмазов, о том, как определяется ценность камня, какие бриллианты ценятся выше других, и так далее. Тем не менее, на протяжении всей нашей поездки духовное побеждало материальное – поэтому Ксенины бриллианты так и остались на фабрике.
Тель-Авив – молодой город, который понравился нам своей светскостью, непохожестью на другие израильские города. Здесь есть все, к чему привыкли современные столичные жители – отели, бары, шикарные клубы, магазины ведущих мировых брендов. Тем не менее, среди молодежи, как нам рассказали, принято тусоваться вечером в клубах и гулять по набережной, а после этого все-таки уезжать в Старую Яффу и гулять по узким улицам, многие из которых называются в честь знаков Зодиака. Нам очень понравилось «древо любви» в квартале художников – посаженное на весу апельсиновое деревце буквально парит в воздухе. Оно еще и плодоносит! У молодых жителей столицы принято прикасаться к этому деревцу на счастье – и загадывать желание.
Иерихон или Благодатный день
Разумеется, мы слышали про иерихонские трубы – в книге Иисуса Навина рассказывается о том, как сыны Израилевы разрушили стены города звуками труб (теперь сувенирные версии иерихонских труб продаются здесь в каждой лавке). А вот что Иерихон – самый древний город мира, довелось узнать впервые. Честно сказать, самое сильное впечатление произвел не столько сам библейский город, сколько его окрестности. Вначале гид по личной инициативе отвез нас в пустыню, и показал удивительный монастырь святого Георгия, где проживает в настоящее время лишь один монах. Это невероятное здание выдолблено в скале ущелья Вади-Кельт, и у него древняя история. Монастырь был основан в 408 году, спустя века его грабили персы, позднее здесь жили крестоносцы… Если смотреть на монастырь издалека, он напоминает скальные жилища индейцев в американских каньонах.
Вторым переживанием дня стал подъем к монастырю Искушения – Каранталь. Именно отсюда пошло название «карантин», ведь ровно сорок («каранта» по-итальянски) дней здесь постился и молился Иисус Христос, здесь его искушал дьявол. Сейчас в пещере на вершине скалы действует греческий православный монастырь. Поднимались мы туда по канатной дороге, потом еще долго шли пешком. В монастыре никто никого не торопил, в священном гроте очень спокойно – можно было посидеть, подумать, оставить записочку... Здесь живут сейчас лишь два монаха, и записок на английском языке они не принимают, потому что не знают его.
Что касается самого Иерихона, то он, пожалуй, менее интересен, чем его удивительная история – оказывается, Марк Антоний однажды подарил этот цветущий город Клеопатре, а она передарила его Ироду Великому. Испытание медными трубами!
Мертвое море и Красное море или Живее всех живых!
На Мёртвом море мы оказались впервые – и оно нас по-настоящему поразило. Развлекались по полной, хотя сервис здесь, честно говоря, скромный. Не стоит ожидать, что этот курорт хоть отдаленно напомнит вам Виши или Карловы Вары. На Мертвом море всё очень демократично, и если вам хочется просто испытать на себе его необычные свойства – достаточно одного дня. Совсем другое дело, если вы едете лечиться – тогда стоит провести здесь пару недель. Между прочим, Мёртвое море, на самом деле – озеро, одна половина которого находится в Израиле, а другая половина – в Иордании. (Как, кстати, и наша поездка – она тоже была поделена между двумя странами). Всем, кто приезжает на это то ли море, то ли озеро, предлагают купить косметику местного производства Ahava – мы опробовали на себе эти кремы, и можем подтвердить, что они замечательные.
На пути к другому курорту – теперь уже красноморскому Эйлату, - нас привезли в национальный парк Тимна. И снова вспомнилась Америка! Долина Красных Замков, Парк арок в штате Юта, Брайс Каньон… Оказывается и в Израиле есть что-то подобное! В Тимне еще во втором тысячелетии до нашей эры добывали медь египтяне. Потом копи были заброшены, а сейчас территория объявлена национальным парком, где каждый может полюбоваться причудами природы – невероятными скалами живописной формы. В парке проводятся еще и ночные экскурсии, но мы не смогли принять в них участие – нас ждал Эйлат.
Из окон комфортного Dan Eilat виден иорданский берег, курорт Акаба. Эйлат – единственный израильский город на Красном море – и он пользуется заслуженной популярностью у местных жителей. Дети и взрослые с удовольствием приезжают в Подводную обсерваторию «Коралловый мир», чтобы понаблюдать за рыбками и губками. По пляжу в Эйлате запросто ходят громадные павлины, что тоже добавляет экзотики. Но нас больше всего впечатлили дельфины. Не те ручные, к которым все привыкли – а настоящие, «дикие». Нам рассказали, что когда-то сюда привезли парочку из Черного моря, и они, на радость всем, расплодились. Мы взяли на себя смелость погрузиться с аквалангом – и долго наблюдали за этими удивительными созданиями, живущими на свободе. Совершенно иной мир – отдельный космос!
Из Акабы в Петру или В купальниках вход воспрещен
Мы так привыкли пересекать границы, что почти не заметили, как оказались в Иордании. Местный курортный ответ Эйлату – Акаба, единственный иорданский выход к морю. Кристальные воды, архитектурные достопримечательности (Мамлюкский форт точно стоит посещения), – нам всё понравилось, кроме разве что того, что загорать в купальниках можно далеко не на каждом пляже. То есть, в отелях с этим всё в порядке, но прежде чем разоблачаться на городских пляжах, обязательно выясните – не оскорбит ли ваша красота местных жителей.
После отдыха в Акабе нас повезли к жемчужине Иордании, прекрасной и загадочной Петре. Это и в самом деле – чудо света. Сам путь по ущелью Сик к знаменитой Сокровищнице – незабываем. Идешь среди древних скал и ждешь, что вот-вот появится знаменитый розовый фасад, но все равно оказываешься не готов к его красоте: он буквально вырастает перед тобой. Дух захватывает! Легко представить, что чувствовал немецкий путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт, обнаруживший забытый для всех город в девятнадцатом веке.
Иордан или Стопами паломников
Из Петры мы ехали очень долго, и теперь знаем, что такое автобусный тур! Впрочем, в хорошей компании можно перенести даже самую утомительную дорогу. Финальным пунктом назначения стал… Русский Дом паломника, которого у нас в программе вообще-то не значилось. Так получилось, что все гостиницы в Акабе оказались заняты, и две последние ночи нам предложили провести в этом самом Доме паломника. Находится он в Иордании, напротив Иерихона. Крюк немаленький, но как выяснилось, мы просто должны были туда попасть! Дом паломника построили специально для россиян, он был готов еще два года назад, но все ждали разрешения от израильских властей – пусть это иорданская земля, она находится в ведении патриарха Иерусалимского. Готовое здание торжественно открывали президент Путин и Патриарх Кирилл.
Стоит напомнить, что по реке Иордан проходит граница между двумя странами – это при том, что сама река широтой не поражает. Однажды некий паломник окунулся с иерусалимской стороны, увидел из воды купола греческой церкви и решил зайти помолиться. Переплыл реку – и оказался в Иордании. Пришлось доказывать, что он не преступник, а всего лишь запутался в процессе погружения в воду.
Дом паломника на реке Иордан – новое, симпатичное здание, где нас ждали скромные, но чистые и свежие номера. В трапезной кормили борщом – кто бы видел, как мы накинулись на этот борщ и котлетки с пюре! Тут же – храм, очень красивый, иконы выполнены в технике мозаики, которыми вообще славится Иордания. И выясняется, что батюшка, который там все время служит, уехал к Москву, но на смену ему прибыл польский священник, который будет сегодня служить вечерню. У Ксюши не было сомнений – раз уж оказались в таком месте, нужно натянуть юбку, повязать платок – и вперед! Мы были до такой степени пропитаны и переполнены духовными переживаниями, что нам просто требовался завершающий аккорд. Этакая точка над i. А вот Катя не собиралась исповедаться, не была готова морально – но это тот самый случай, когда голова думает одно, а ноги делают другое. Катя просто обнаружила себя в очереди на исповедь – и впервые в жизни пережила настоящее очищение!
На следующий день мы опять пошли на службу, после – к Причастию, а потом, когда нас уже ждал автобус, натянули на себя рубахи – и вместо завтрака окунулись в Иордан. Река довольно мутная, течение сильное, вода холоднючая! Ксюша, та ныряет в прорубь, а Катя, опять же впервые в жизни решилась превозмочь себя и окунуться… Даже и страха особого не было, мы получили эмоции, после которых стало понятно – теперь можно и домой! На месте крещения Христа намоленность места чувствуется кожей, тебя охватывает благость, ты не думаешь ни о каких мелочах, особенно бытовых и материальных.
Мы поняли, что нам не хочется просить у Бога – дай нам то, или это. Хочется желать всем счастья - и сохранить у себя в душе это ощущение. Важно, чтобы действительность не забрала ту часть, которая образовалась у нас после этого путешествия. Мы ее искренне оберегаем.
Так что в Израиль и Иорданию стоит поехать и в том случае, если ваши душевные силы на исходе. Если вам нужно себя подпитать, наполнить, получить ответ и поддержку.
Текст: Ксения Халтурина
Комментарии (5)