Культовая лента всех эстетов «В прошлом году в Мариенбаде» — классические парки, закат Европы и костюмы Chanel — была отреставрирована и показана на Венецианском кинофестивале. Директор моды «Собака.ru» Ксения Гощицкая, посетившая премьеру вместе с Тильдой Сиунтон, Мариной Вакт и Хлои Севиньи, рассказывает, почему ее нужно посмотреть хотя бы раз в жизни.
Спустя пятьдесят семь лет после триумфальной премьеры на XXII Венецианском кинофестивале — и «Золотого льва»! — гипнотическая лента «В прошлом году в Мариенбаде» не потеряла ни в новаторстве, ни в магии. В работе над фильмом-манифестом в 1961 году сошлись все сверхновые звезды: режиссер «новой волны» Ален Рене, писатель — идеолог «нового романа» Ален Роб-Грийе, оператор-новатор Саша Верни и законодательница новых мод Габриэль Шанель. Об этом манифесте, детективе, романе-лабиринте спорят до сих пор: в какой последовательности на самом деле разворачивались события странного любовного треугольника? Или никакого треугольника не было вообще?
Отсутствие линейного сюжета, чередование длинных и крупных планов, симметрично снятые интерьеры баварских дворцов, символизирующих условный отель, повлияли на Дэвида Линча, Питера Гринуэя, Стэнли Кубрика, Уэса Андерсона, Микеланджело Антониони. Визуальное решение фильма было целиком задумано автором сценария — Роб-Грийе детально описывает интерьеры, предметы, жесты и даже то, где должна находиться камера. И каждая деталь играет собственную роль, особенно костюмы Chanel, символизирующие то легкость слоями шелка и серебряной парчой, то драму птицы в золотой клетке неистовым каскадом перьев. Все это снято на контрастах черного и белого — и реставрация ленты позволяет оценить точность картинки.
Наряды для главной героини — Дельфин Сейриг — Габриэль Шанель создала в свои семьдесят семь лет. Перед ней стояла задача сделать костюмы максимально драматичными и гламурными, опираясь на эстетику немого кино 1920-х. Но Шанель не стала цитировать ее в лоб, решив сохранить лишь условный аллюр эпохи и сделать их не столько современными, сколько вневременными, что в точности соответствовало идее режиссера. Эта работа оказалась настолько удачной, что стала одним из символов Chanel, и Карл Лагерфельд часто вспоминает о ней в новых коллекциях модного дома.
Текст: Ксения Гощицкая
Фото: архив пресс-службы
Комментарии (0)