Худрук единственного в мире мистического театра «У Моста» Сергей Федотов возвращается в Екатеринбург, чтобы представить два спектакля по русской классике и один по американскому сценаристу Мартину МакДонаху, который стал известен в России именно благодаря пермской труппе.
Вас не было в Екатеринбурге шесть лет, в ноябре вы прервали эту затянувшуюся паузу. Чем занят был театр шесть лет?
Творческая жизнь театра очень насыщенна: мы даем спектакли в Перми, учимся новому на фестивалях, даем гастроли в России и за рубежом, я провожу мастер-классы по системе Михаила Чехова. За эти шесть лет наш театр побывал на многих фестивалях и гастролях, но мы всегда рады выступать для земляков, и в этом году нам это удалось.
В начале года вы «привезёте» гоголевские истории «Панночка», «Женитьба» и, конечно, английского кинорежиссёра и драматурга Мартина МакДонаха «БЕЗРУКИЙ ИЗ СПОКЭНА». Чем инспирирована такая подборка спектаклей январских гастролей?
Это самые популярные наши спектакли на сегодняшний день. Каждая из этих постановок для нас чем-то замечательна. После «Панночки» - наш театр признали мистическим, «Женитьба» - нам открыла двери на международные фестивали, а «Безрукий из Спокэна» — это спектакль по пьесе моего любимого драматурга Мартина МакДонаха (Автор семи пьес и постановщик двух полнометражных кинофильмов — «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» (2012). – прим. редакции). Кроме того, в этот раз мы выступаем в Театре Кукол, а в «Женитьбе» некоторые сцены первого действия, с участием женихов, поставлены, как мизансцены театра кукол. И сам спектакль о какой-то силе, которая вмешивается в жизнь людей и расставляет их, как кукол за ширмой.
В ваших постановках всё очень по-настоящему: вы создаёте абсолютно натуральную картинку в декорациях, костюмах, реквизите, и если герои спектакля разливают стопку водки, то в зале пахнет спиртом. До какой степени театр может быть реалистичным и почему вы не заменяете «натуральность» модными авангардными решениями?
Самое главное, чтобы зритель поверил в реальность происходящего на сцене, чтобы в какой-то момент он забыл, что он в театре. Мы добиваемся этого эффекта с помощью уважительного отношения к тексту, четкой проработки деталей и проживания ролей. Наши спектакли вызывают глубокий эмоциональный отклик, потому что мы всегда ставим только лучших авторов, и в подготовку актеров входит полное погружение в исторические реалии времени, вживание в образ. Например, для спектакля «На дне», они побывали в нескольких пермских ночлежках. И еще наши актеры – это друзья, которые помогают друг другу на площадке. Секрет наших спектаклей в том и заключается – их энергия и атмосфера рождаются именно через ансамблевую игру, и очень точный ролевой рисунок, заложенный в каждого персонажа.
На прошлых гастролях в ноябре, вы сказали, что часть декораций к спектаклю «На дне» вы привезли из Перми, а остальную часть - доски, двери и другие предметы убогого быта героев пьесы - находили на задворках Екатеринбурга и строили весь этот «быт» прямо на сцене. Как готовитесь к январским гастролям, что будет сделано?
Это правда. На фестивали и гастроли мы везем с собой только десятую часть декорации, а все остальное собираем на месте. Это, действительно, интересно – каждый раз делать «своим» пространство. Каждый город обладает своей неповторимой энергетикой, и поэтому наши декорации всегда выглядят по-разному, и Екатеринбург – не исключение. Но есть предметы, которые мы берем с собой всегда, потому что они стали частью спектакля. Например, на «Панночку» мы везем только гроб и иконостас, эти предметы играют в постановке двадцать семь лет и заряжены удивительной энергетикой.
Почему произведения Мартина МакДонаха играет только театр «У моста»?
На этот вопрос нет однозначного ответа. МакДонах – автор невероятно человечный, мудрый и мистический. Он классик нашего времени. Его пьесы ставятся во многих театрах мира, но они, к сожалению, не имеют такого успеха, как в нашем. Это происходит потому, что режиссеры часто ставят чернуху. Выпячивают все темное и скрывают все светлое, а светлого и чистого у МакДонаха гораздо больше, нежели черноты и грязи. И еще он невероятно смешной, но его юмор не лежит на поверхности, режиссеры не всегда этот юмор замечают.
Самое, пожалуй, любопытное в описании театра, это словосочетание «единственный мистический в мире». Это обусловлено репертуаром, в котором Гоголь и МакДонах или чем-то еще? В чем мистика?
В нашем театре проходила битва экстрасенсов, и они подтвердили наличие сущностей, которые помогают театру. Некоторые актеры сталкивались с необъяснимыми явлениями в здании театра. Звукорежиссеры постоянно слышат посторонние шумы. У меня есть ангел-хранитель, который спасает меня в самых безнадежных ситуациях. Мы не преувеличиваем значение потустороннего мира в нашей жизни: оно огромно, и репертуар, конечно, играет первостепенную роль.
В 2018 году театру «У Моста» исполнится 30 лет. Как будете отмечать? Связан ли юбилейный год с гастролями в Екатеринбурге в начале знаменательного года театра.
Отмечать будем с русским размахом. Мы счастливы, что наш юбилейный год начался именно с гастролей в Екатеринбурге, мы этого не планировали, но нас пригласили, и мы с удовольствием откликнулись. Думаю, это будет хорошим началом юбилейного года.
26-28 января «Панночка» Н. Садур, «БЕЗРУКИЙ ИЗ СПОКЭНА» М. МакДонах, «Женитьба» Н. Гоголя, Екатеринбургский театр Кукол
ТЕКСТ: Саша Колесниченко ФОТО: Архивы пресс-службы театра «У Моста»
Комментарии (0)