18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

Алла Демидова: «Я бы и сама себя не взяла в театральное училище»

Великая актриса, звезда постановок Любимова в Театре на Таганке и фильмов Тарковского и Муратовой, покажет в Петербурге новый спектакль «Ахматова. Поэма без героя», созданный ею в «Гоголь-центре» в соавторстве с Кириллом Серебренниковым.

Трагический моноспектакль, стихотворная форма — при этом показы в «Гоголь-центре» неизменно сопровождаются овациями. Как вы думаете, это говорит о подготовленности публики или о ее любви к актрисе Демидовой?

После спектакля читаю в «Фейсбуке» о том, что театр Серебренникова наполняет смыслом современного момента каждый спектакль, что эта постановка — поступок, напоминающий нам о неизжитых ранах, о том, что мы забыли и воспринимаем как норму. Люди пишут и о том, что опять символами нашей истории становятся Грозные, Сталины и автоматы Калашникова, и о том, что опять жены не получают свиданий со своими мужьями, сидящими в СИЗО, и об умении Серебренникова ставить классические спектакли наряду с экспериментами. Я удивляюсь, какой грамотный анализ делают зрители, одновременно эмоционально откликаясь на увиденное: рассказывают о спиритическом эффекте спектакля, о его пролонгированном действии. Мое участие отмечают, конечно, тоже — потому что я много работаю!


После спектакля читаю в «Фейсбуке», что эта постановка — поступок

Спектакль, который вы привозите в Петербург, поставлен по ахматовским «Поэме без героя» и «Реквиему». Оба произведения вы много лет читаете со сцены. Как декорации меняют ваше отношение к этому материалу?

То, что я делала прежде, было поэтическое чтение, затем концерт. Я читала «Реквием» со сцены с ранних перестроечных лет. Позже стала выступать с «Поэмой без героя». Однажды мы сделали по ней совместный проект с дирижером Евгением Колобовым и Камерным оркестром театра «Новая опера». А то, что сделал Кирилл, — спектакль. И декорации здесь ни при чем, не они определяют постановку. Они есть, потому что нужны режиссеру. А могут быть и не нужны.

За последний год вы сделали на сцене два спектакля. И второй из них, «Старик и море» Анатолия Васильева по повести Хемингуэя, также ждали в Петербурге в ноябре, но показ отменили.

Это была акция, посвящение Юрию Любимову (В этом году отмечается 100-летие режиссера. — Прим. ред.). В Петербурге не нашлось технически подходящей сцены. Я не знаю, будет ли этот спектакль существовать дальше.

 

 

Вы впервые встретились с Серебренниковым еще до того, как о нем узнали в Москве, как раз благодаря Анатолию Васильеву. Как это произошло?

Да, однажды Анатолий Васильев пригласил меня на студенческий спектакль в университетском театре его родного Ростова-на-Дону. Эта постановка молодого Кирилла Серебренникова запала в душу. Прошло энное количество времени, и мне предложил совместный проект Роберт Уилсон (знаменитый американский театральный режиссер-авангардист, сценограф и драматург. — Прим. ред.). Но при этом Боб хотел привлечь к этой работе и российского режиссера — чтобы и самому что-то перенять из русской школы, и коллегу чему-нибудь научить. Я вспомнила про Кирилла, его пригласили, он прилетел, познакомился с Бобом Уилсоном, они друг другу, по-моему, понравились. Репетировать мы должны были под Нью-Йорком, в уилсоновском Уотермилл-центре. Но я заболела, и этот проект не состоялся. Прошло еще какое-то время, в самом начале 2000-х на телевидении затеяли проект «Уроки русского. Чтения», в котором Олег Ефремов читал «Мою жизнь» Чехова, Михаил Ульянов — главы из «Мертвых душ» Гоголя, а мне предложили самой сделать выбор. Я подумала, что было бы неплохо взять «Темные аллеи» Бунина — их никто никогда не записывал. Меня спросили: «Кого вы хотели бы в качестве режиссера?» Я ответила: «Кирилла Серебренникова». Так он начал работать в Москве — по каждой новелле снимали отдельную маленькую серию. Проект показали на телеканале «Культура». А потом Кирилла стали приглашать театры.

спектакль «Ахматова. Поэма без героя»

спектакль «Ахматова. Поэма без героя»

спектакль «Ахматова. Поэма без героя»

спектакль «Ахматова. Поэма без героя»

спектакль «Ахматова. Поэма без героя»

спектакль «Ахматова. Поэма без героя»

Начало вашей актерской карьеры складывалось непросто: не поступив в театральный, вы окончили экономический факультет МГУ. Затем были исключены из студии при Театре имени Ленинского комсомола за профнепригодность. А начав работать в Театре на Таганке, далеко не сразу стали играть первые роли. Что двигало вами в этом движении против судьбы?

Все неверно! Наоборот, у меня все очень счастливо складывалось с театром. Мы жили на Балчуге, мама трудилась в Университете, и мы с ней ходили вместе на Моховую — она на работу, а я в детский сад. И уже в детском саду я играла в своем первом спектакле — «Финист — Ясный сокол». Потом в нашей женской школе был драмкружок, которым руководила Татьяна Щекин-Кротова, очень хорошая актриса детского театра. Мы все были увлечены игрой на сцене. Другое дело, что меня не сразу приняли в театральное училище, но я бы и сама себя не взяла, потому что у меня была плохая дикция, я шепелявила. Но, окончив в итоге Щукинское училище, я уже в конце 1960-х играла Эльмиру в «Тартюфе» — а это очень ранняя Таганка. А в 1971-м — Гертруду в «Гамлете». Очень много за спинами у актеров создается легенд. В доказательство даже приводят мою прямую речь — правда, сказанную в другом контексте. В прошлом году, например, на телевидении показали фильм, из которого я узнала, что у меня, оказывается, был муж, который женился потом на Людмиле Зыкиной. И показали фотографию какого-то алкоголика. Я с такими историями часто сталкиваюсь, но никогда их не опровергаю.


Алла Демидова из рода знаменитых уральских заводчиков. С 1960-х до начала 1990-х работала в Театре на Таганке. Затем она создала собственный «Театр А», сыграв в нем Федру и Медею. Алла Сергеевна написала девять книг воспоминаний и размышлений о природе актерского мастерства. Спектакль «Ахматова. Поэма без героя» будет показан в БДТ 28 и 29 ноября на фестивале премии «Золотая маска».

Текст: Светлана Полякова

Фото: Владимир Васильчиков

Спектакль «Ахматова. Поэма без героя» покажут 28, 29 ноября в БДТ в рамках фестиваля «Золотая маска» в Петербурге

Материал из номера:
Ноябрь, 202
Дата события:
28 - 29 ноября 2017 года
Люди:
Алла Демидова

Комментарии (0)

Купить журнал: