29 и 30 мая в Театре Драмы состоится премьера спектакля «Трехгрошовая опера», основанного на самой известной пьесе Бертольта Брехта.
Немец Брехт снискал скандальную популярность на родине еще до написания «Die Dreigroschenoper» (1928), однако именно последняя сделала его – и внедряемую им теорию эпического театра – желанными гостями на театральных подмостках всей Европы. «Брехт наконец победил!», – писала критика после первой премьеры «Оперы» в берлинском Театре наШиффбауэрдамм; публика вынесла зонги на музыку Курта Вайля в буквальном смысле «на улицу», распевая куплеты главного героя на бульварах и в кафе; к драматургу выстроилась очередь из режиссеров, желающих воплотить историю «без единого положительного героя» силами своей труппы… И вот уж без малого век «Трехгрошовая опера» триумфально шествует по сценическим площадкам мира, вознося на вершину театрального Олимпа многих из тех, кто рискует вновь «пропеть» гимн во славу людских пороков, ничуть не изменившихся за эти без малого сто лет!
Впрочем, почему всего лишь «сто»? Брехт не скрывал, что «Трехгрошовая опера» – это переделка «Оперы нищих», написанной на сто лет раньше англичанином Джоном Гэем на сюжет, подсказанный ему «тем самым» Джонатаном Свифтом. Прототипами главного героя, профессионального бандита Макхита по прозвищу «Мэкки-Нож», были знаменитые английские преступники XVIII века – мошенник Джонатан Уайльд и вор Джек Шеппард. Брехт почти не изменил придуманную Гэем событийную канву, но ввел новых персонажей и категорически лишил Макхита и его товарищей даже намека на своеобразное благородство помыслов и поступков, которыми отличались как герои Гэя, так и названные выше реальные исторические фигуры. Впрочем, неприглядными с точки зрения морали выглядят и прочие действующие лица пьесы Брехта, в силу чего «Опера» неоднократно корректировался цензорами: как исторический анекдот сохранилась история о бургомистре Кельна, лично пытавшегося приспособить постановку на сцене местного театра к требованиям католической благопристойности – впрочем, безуспешно.
В истории отечественного театра самыми яркими воплощениями творения Бертольта Брехта считаются спектакль Александра Таирова на сцене Московского Камерного театра (1930), постановки Московского театра Сатиры (1980, режиссер Валентин Плучек, в главной роли Андрей Миронов) и театра «Сатирикон» (1996, реж. Владимир Машков, в главной роли Константин Райкин). Сегодня «Трехгрошовую оперу» прежде всего соотносят с работой Кирилла Серебренникова, представленной на сцене МХТ им. Чехова (в главной роли Константин Хабенский): спектакль был на гастролях в Екатеринбурге в 2013 году.
Волею обстоятельств, в репертуар Свердловского академического театра драмы главная пьеса Брехта входит впервые – по воспоминаниям старшего поколения труппы, идея постановки рождалась не один раз, но по тем или иным причинам до зрителя спектакль так и не дошел. Никоим образом не соперничая с предшественниками, в театре надеются, что сегодняшняя версия будет и оригинальной, и увлекательной – и не только в силу непреходящей актуальности драматургического материала.
Спектакль ставит Павел Южаков из Новосибирска, где он возглавляет собственный театр-студию, и считается одним из самых интересных и востребованных режиссеров: его работы, представленные в афише всех новосибирских театров, неизменно собирают аншлаги, участвуют в престижных фестивалях. В оформлении сценического пространства участвуют сценограф Николай Чернышев и художник по свету Тарас Михалевский, уже известный екатеринбуржцам как один из создателей красочной сказки «Русалочка», представленной на сцене ТЮЗа. На сцену выйдут ведущие артисты труппы Борис Горнштейн (Джеремия Пичем), Ирина Ермолова (Селия Пичем), Александр Борисов (Филч), Татьяна Малинникова (Дженни – «Малина»), Валерий Прусаков (Браун), Анастасия Каткова (Полли), Игорь Кожевин («Мэкки-Нож) и др. А легендарная музыка Курта Вайля прозвучит в осмыслении популярной рок-группы «Смысловые галлюцинации».
До конца 84-го театрального сезона «Трехгрошовая опера» будет показана всего три раза: 29 – 30 мая и 13 июня. Желающих первыми увидеть красочное и во всех смыслах «громкое» зрелище приглашают поторопиться с приобретением билетов!
Материалы предоставлены пресс-службой.
Комментарии (0)