Он может раздеть на сцене стареющих народных артистов, сделать унитаз важной образующей частью мизансцены или натравить на зрителей настоящих овчарок. Украинский режиссер Андрий Жолдак, прославившийся как самый скандальный мастер современности, представляет премьеру в России — на сцене Большого драматического театра он ставит свою версию классической пьесы Карло Гольдони «Слуга двух господ».
Мало кто знает, что Жолдак, помимо практики, еще и теоретик театра, автор курса лекций под названием «Как убить плохого актера». Это особый метод работы над ролью, подразумевающий сильное психологическое давление на артиста и неизбежное вмешательство не только в личное пространство, но и в багаж его бессознательного. Основная идея метода заключается в том, что актер во время репетиции должен «умереть» как актер и как человек, а затем «воскреснуть» в сценической, идеальной версии себя.
Жолдак — один из самых скандально известных режиссеров современности. Полностью раздеть на сцене стареющих народных артистов, сделать унитаз важной образующей частью мизан сцены или даже натравить на зрителей настоящих овчарок — все это в порядке вещей. Его часто обвиняют в нарушении всех этических и моральных норм, но эпатаж и провокацию здесь следует принимать как художественное средство и смотреть глубже, в самую суть. Спектакль «Ромео и Джульетта», поставленный Жолдаком в Харькове в 2005 году и наполненный сексуальными сценами, был запрещен к показу на Украине сразу после сдачи, причем с таким шумом, что режиссеру пришлось покинуть не только пост худрука и генерального директора Театра имени Тараса Шевченко, но и родную страну.
Его «Слуга двух господ» — для тех, кто не ждет дословного пересказа литературной основы, но способен подключиться к энергетическому потоку: от классицистского канона данная постановка будет предельно далека. В спектакле заняты молодые артисты БДТ Яна Савицкая, Полина Дудкина, Семен Мендельсон, Руслан Барабанов, а также Елена Калинина из труппы МДТ, уже игравшая Эмму Бовари у Жолдака. Сценографию режиссер создает сам, как и почти во всех своих спектаклях. Например, в «Евгении Онегине» на сцене Михайловского театра, где Жолдак дебютировал как оперный режиссер, он придумал крайне эффектные декорации и световую партитуру: ослепительно-белый цвет по мере нарастания действия постепенно заменялся черным, вплоть до кромешной тьмы в финале.
Согласно легенде, театральный режиссер Андрий Жолдак состоит в родственных связях с поэтом Арсением Тарковским, а соответственно, и с киногением Андреем Тарковским. Кроме того, он является представителем знаменитой украинской театральной династии Тобилевичей, в которую входят драматург и актер Иван Карпенко-Карый, актеры Николай Садовский и Панас Саксаганский. В связи с этим Жолдак какое-то время настойчиво добавлял к своей фамилии «Тобилевич IV», подчеркивая этим тот факт, что осознает свое предназначение и всю меру ответственности перед театром Украины.
Режиссерскому мастерству Андрий Жолдак учился в ГИТИСе, он выпускник самого Анатолия Васильева. Конечно, при желании между этими двумя великими авангардистами можно найти определенное сходство, начиная от подхода к материалу и заканчивая приемами работы с артистами, но по большому счету пути ученика и учителя разошлись сразу после выпуска.
Мастер часто выстраивает драматическое действие вокруг женского архетипа. Так было в спектаклях «Мадам Бовари», «Медея», «Анна Каренина», «Кармен. Исход», «Федра. Золотой колос». Специфика женского сознания соответствует дионисийской природе его спектаклей-мистерий.
Для любого проекта Андрий отбирает людей с тщательностью сапера, и это касается не только актерского состава, но и представителей технических служб. Здесь учитываются все факторы, от профессиональных возможностей и личных симпатий до знака зодиака. Для Жолдака невыразимо важно качество атмосферы, в которой создается продукт. И речь идет не о приятной компании, а об общих возможностях коллективного бессознательного. Кажется, была бы у него возможность, он и зрителей бы отбирал по конкурсу.
Большой драматический театр (вторая сцена), 7 мая
Текст: Анастасия Мордвинова
Комментарии (0)