В Михайловский театр во главе оркестра берлинской Штаатскапеллы приезжает дирижер Даниэль Баренбойм. Дмитрий Ренанский объясняет, почему это здорово, и рассказывает самые забавные факты о маэстро.
Жизнь Даниэля Баренбойма — стремительный квест, конечная цель которого — обретение планетарного господства путем преодоления всех мыслимых географических и профессиональных границ. Родился в Буэнос-Айресе, рос в Израиле, учился в Париже, к мировой славе пришел во главе Чикагского симфонического оркестра. Пожалуй, наиболее одаренный пианист своего поколения, он за считаные годы сделал себе еще более громкое имя за дирижерским пультом, что даже с самыми талантливыми инструменталистами случается довольно редко. Сегодня семидесятилетний Баренбойм не просто властелин умов и законодатель мод, но одна из самых влиятельных фигур в академической музыкальной индустрии. В России гастролирует регулярно, но в Петербург приезжает впервые за много лет, вместе с никогда не бывавшей тут Берлинской штаатскапеллой — штатным коллективом Берлинской оперы, на концертной эстраде едва ли не более успешным, чем в оркестровой яме. Оркестры такого класса и Москву-то навещают лишь по большим фестивальным праздникам — продюсерский отдел Михайловского театра определенно может праздновать стратегическую победу. Отдельный повод для гордости и гостей, и принимающей стороны — программа гастролей: Вагнер (увертюра к «Нюрнбергским мейстерзингерам» и оркестровый диптих из «Тристана и Изольды») и Рихард Штраус (симфоническая поэма «Жизнь героя») в первый вечер, бетховенская Пятая симфония во второй. Лучшего репертуара для знакомства с Баренбоймом и его статусными подопечными трудно пожелать.
Однажды маэстро Баренбойм...
...выступал после долгого перерыва на исторической родине. Расчувствовавшись, он решил поделиться с местной публикой главной страстью своей жизни и продирижировал на бис музыкой Рихарда Вагнера из «Тристана и Изольды», нарушив тем самым негласный запрет на исполнение в Израиле сочинений любимого композитора Адольфа Гитлера. Израильский парламент жеста Баренбойма не оценил и признал его персоной нон грата. | |
...поссорился с директором парижской Opera Bastille Пьером Берже, подал в отставку с поста музыкального руководителя театра и хлопнул дверью. Вскоре Баренбойм возглавил сначала берлинскую Staatsoper, а затем миланскую La Scala. Последние шесть лет он руководит двумя главными оперными домами Европы одновременно, а дирекция Opera Bastille кусает локти от зависти. | |
...решил сделать для разрешения арабо-израильского конфликта больше, чем иные политики с их стратегическими многоходовками, и основал оркестр «Западно-восточный диван», состоящий разом из молодых арабских и еврейских музыкантов. На Ближнем Востоке Баренбойму, впрочем, оказалось тесно: два года назад он провел концерт в поддержку мирного диалога между Южной и Северной Кореей — и впредь, кажется, сокращать обороты своей дипломатической деятельности не намерен. | |
...затеял радикальную реформу итальянской оперной кухни: консервативную миланскую публику он посадил на непривычную диету из австро-немецкого репертуара и современной музыки. Миланцы погоревали, поплакали — и попривыкли, справедливо решив, что прогрессивный баренбоймовский фьюжн на вкус куда лучше, чем те бабушкины разносолы, которыми зрителей La Scala девятнадцать лет подряд потчевал его предшественник Риккардо Мути. | |
...был избран музыкантами Берлинской штаатскапеллы пожизненным главным дирижером. Баренбойм от души поблагодарил, а всем недоброжелателям прозрачно намекнул: «Не дождетесь!» |
Михайловский театр, 8 и 9 сентября
Комментарии (0)