18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Андрей Римский-Корсаков: «Я пытаюсь писать музыку в стиле соул, фанк, джаз»

УЛИЦА ИМЕНИ

к оглавлению

Прямой потомок создателя опер «Снегурочка», «Садко» и «Царская невеста» в июне окончил экономический факультет СПбГУ, собирается продолжить образование в Гонконге, выучить китайский и создать собственную компанию в сфере онлайнторговли. А для души прапраправнук великого композитора пишет фанк и соул-музыку.

Профессиональных музыкантов у нас в семье нет. Бабушка — искусствовед, работает в Русском музее, а дедушка, ядерный физик, — в Радиевом институте имени Хлопина. На праздники в их доме за одним столом собираются три поколения: приезжаем мы вчетвером — отец, мама, я с младшим братом Сашей — и сестра папы с мужем и сыном. Каждый год мы вместе празднуем Пасху, инициатива исходит от бабушки, Светланы Викторовны, она религиозный человек. И обязательно встречаемся на Масленицу: бабушка печет вкуснейшие блины, которые подает с малиновым вареньем или икрой. Я уверен, что такие собрания очень полезны, потому что сплачивают семью. Тем более что на отдых мы редко ездим вместе: дедушка до сих пор невыездной, он знает слишком много секретов. (Смеется.) У деда, Александра Андреевича, хранится портсигар с гербом Римских-Корсаковых, который передается из поколения в поколение. Возможно, когда-то достанется имне.

Все потомки Николая Андреевича ежегодно в памятные даты собираются в музее-квартире Римского-Корсакова на Загородном проспекте, или в фамильном доме в Тихвине, где мой прапрапрадедушка родился и провел детские годы, или в усадьбе Любенск в Псковской области, где он жил каждое лето и в которой умер. Нас всякий раз представляют аудитории — как я понимаю, это помогает организаторам привлекать на концерты больше слушателей. Но сам я скорее предпочту пойти в Джазовую филармонию, чем в Филармонию на площади Искусств. Минимум раз в год хожу на «Снегурочку», недавно слушал ее в театре «Зазеркалье», и конечно, бывал на всех операх Николая Андреевича, которые идут в Мариинском театре.

Легко могу объяснить, почему я выбрал экономическое образование и собираюсь стать бизнесменом: поскольку я родился мужчиной, то мне надо содержать семью и иметь почву под ногами. Мои родители занимаются бизнесом, но я не считаю, что просто пошел по их стопам, это было мое собственное решение, не навязанное мне извне. Со временем хочу создать собственную компанию и заниматься электронной коммерцией. Несомненно, в положении наемного работника есть определенные преимущества: стабильность, отсутствие необходимости отвечать за дело своей шкурой. Но при этом, как я понял современный капитализм после изучения его в университете, собственник всегда заинтересован в том, чтобы выжимать максимальные соки из своих сотрудников, платя им минимум. Чаще всего сотрудник приносит своей компании гораздо больше, чем получает от нее. Мне нравится ставить самому себе задачи и решать их.

На экономфак СПбГУ я перевелся после года учебы в петербургском филиале Высшей школы экономики: не очень хорошо окончил первый курс, попросили забрать документы, а в университете существовала возможность поступления на второй курс, правда пришлось перейти с бюджетной на платную форму обучения. Только что я получил диплом бакалавра и теперь хочу поехать учиться в магистратуру в Азию, в идеале в Гонконг: там мощная ИT-база в университетах, это перспективное место с точки зрения моего карьерного роста. Хочу доучить китайский язык — я начинал изучать его в СПбГУ, но, к сожалению, из-за проблем с сессией много пропустил и не смог догнать группу. Решил, что это лучше делать на месте с носителями языка. В школах до этого у меня были английский, немецкий, испанский, французский, поскольку учился я в трех местах: сначала в 631-й школе на Черной речке, после седьмого класса перешел в известную физматшколу № 239, а десятый-одиннадцатый классы окончил в 56-й гимназии на Петроградской стороне. Периодически от солидных вроде бы учителей звучали дурацкие шутки, вроде «Это Римский или Корсаков отвечает?». Я к таким уже привык. Одноклассники относились ко мне по-разному, некоторые с неприязнью, но я даже не хочу анализировать, чем она была вызвана.

Года в четыре меня впервые отвели на уроки музыки для подготовки к поступлению в музыкальную школу, и запомнилось, что преподаватели как-то по-особенному реагировали на мою фамилию. В итоге я окончил музыкальную школу по классу фортепиано.

Я пытаюсь писать музыку в стиле соул, фанк, джаз. Но воспринимаю это как хобби, которое приносит мне удовольствие, — еще далек от того, чтобы показывать свою музыку какой-то более-менее искушенной аудитории. Свое любимое направление фанк я бы охарактеризовал словами «солнечный», «хорошее настроение», «ритмичность», «сделано руками», «драйв». То, что сейчас популярно, — фигня по сравнению с мелодиями 1970-х, особенно в плане богатства звучания: сегодня в электронике две ноты и три аккорда, это неинтересно. А для создания новых хитов современные музыканты берут части из тех самых джазовых и соул-песен. Считается, что если когда-то композиция «выстрелила», то новый трек с заимствованной ритм-секцией тоже, скорее всего, станет успешным. Регулярно просматриваю Last.fm, а кроме того, ищу новых артистов на уже знакомых мне лейблах. Так, на Salsoul Records, где выпускался аргентинский пианист и композитор Бебу Сильветти, я нашел Лолитту Холлоуэй, американскую соули  диско певицу, участницу госпел-группы The Caravans. Безусловно, наслушавшись мэтров, я им стилистически подражаю в своих записях. Но считаю, что вдохновение приходит из повседневной жизни, а у классиков жанра стараюсь находить для себя технические элементы: переходы, сбивки, сочетание инструментов. Сейчас у меня в почете звучание плотных басовых гитар и ритмичное звяканье на акцентах.


Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844– 1908), сын новгородского вице-губернатора, в возрасте 12 лет по примеру дяди и старшего брата поступил в Морской кадетский корпус, а окончив его, на три года отправился в кругосветное плавание. Но еще до этого 18-летний Николай познакомился с Балакиревым и стал членом его кружка — будущей знаменитой «Могучей кучки». В 27 лет РимскийКорсаков, не имевший законченного музыкального образования, был назначен профессором Санкт-Петербургской консерватории и к концу жизни воспитал около 200 композиторов, в том числе Глазунова, Лядова, Мясковского, Прокофьева, Стравинского, Танеева. Большинство из 15 написанных им опер не сходят со сцен оперных театров России, а в последнее время все чаще ставятся и в мире. Екатерингофский проспект был переименован в честь композитора в 1939 году


Текст: Виталий Котов

Комментарии (0)

Купить журнал: