Пока комедийный триллер «Парень с нашего кладбища» вторую неделю идет в кинотеатрах, мы публикуем интервью самого успешного российского продюсера, у которого в планах еще примерно двадцать премьер.
В вашем продюсерском портфеле уже есть успешные комедии: постперестроечный хит «Особенности национальной рыбалки» Александра Рогожкина и хулиганский трэш «Неправильные копы» Квентина Дюпье. В сентябре в прокат вышел комедийный триллер «Парень с нашего кладбища».
Главный герой этой приключенческой картины — охранник. В народе представление о таких людях чаще всего как о дебилах или лентяях. А мы придумали охранника, который «не спит, а бдит», это цитата из фильма. В главной роли — Саша Паль, звезда народной комедии «Горько!». То, что его любит зритель, как массовый, так и интеллектуальный, — это уже большой успех для молодого артиста. Но Паль еще и толковый актер, который попал в свое время. Сейчас мы имеем достаточный выбор героев без страха и упрека, благородных, возвышенных, героических. А Саша в отечественной индустрии занял нишу такого родного и милого сердцу пацана из соседнего подъезда: девчонки влюбляются в таких в старших классах, парни — пробуют с ними первые сигареты в парадных и играют в мяч. Проводить параллели с Сергеем Бодровым-младшим я бы не стал, но у Паля есть все данные, чтобы стать героем нашего времени.
Эта работа — режиссерский дебют выпускников ВГИКа Ильи и Антона Чижиковых. Вы как-то заметили, что дебюты — особый вид энергии, который возникает раз в жизни.
Это правда, дебюты — топливо для индустрии. Но наша система образования построена таким образом, что подавляющее число дебютов — артхаусные работы, а зрительских не хватает. Однако сейчас многие мастера авторского кино пробуют свои силы в зрительском: Алексей Попогребский, Бакур Бакурадзе, Борис Хлебников, запускающий этой осенью сериал «Озабоченные» на ТНТ. Как говорил Василий Шукшин: «Будь ты трижды современный — все равно ты должен быть интересен и понятен. Вывернись наизнанку, завяжись узлом, но не кричи в пустом зале». Всем кинематографистам хочется любви народа, потому что кино — это когда много людей сидит в большой темной комнате с белым экраном и сопереживает происходящему на нем в едином порыве. Это заложено в природе кино, оно в том числе и технически делается для больших залов, а не для домашних кинотеатров. Те, кто смотрят фильм у себя дома, что-то недополучают. Так вот, мы искали тех, кто хочет и способен достойно сделать первый шаг в зрительское кино, и нашли братьев Чижиковых. Словосочетание «братья Чижиковы» уже звучит броско, согласитесь.
Ваша следующая, уже октябрьская, премьера, «Родина» Петра Буслова, на фестивале «Кинотавр» разделила критиков на два враждующих лагеря.
Буслов — большой художник, которому ничего не надо доказывать. И «Родина», как и его дебютный фильм «Бумер», максимально точно описывает наше время. Картина вызывает у зрителей противоречивые мнения, но это как раз и ценно. Действие происходит в Гоа, вся фактура, живущие там дауншифтеры из России показаны со знанием дела. В «Родине» сильные актерские работы Андрея Смолякова, Петра Федорова, Екатерины Волковой, Александра Робака, Андрея Мерзликина и Любови Аксеновой. Люба — сильная молодая артистка, по моему мнению — из женщин российского кино наиболее яркая.
Говорят, вы еще задумали альманах о Петербурге.
Он выйдет на экраны следующей осенью под названием «Петербург. Категория чувств». Мы решили, что здесь надо дать слово нашим женщинам-режиссерам. Хотя они уже сами его взяли давно и прочно, а мы лишь пошли у них на поводу. (Смеется.) Фильм будет состоять из шести новелл, четыре снимаются сейчас, а две — зимой, чтобы была разница в картинке. Производство только стартует, поэтому не стану называть имен. Все сюжеты завязаны на отношениях героев с Петербургом, при этом параллель с франшизой «Париж, я люблю тебя» мы не проводим. Создатели «Парижа» решили, что они придумали какое-то невероятное ноу-хау и все, что хоть как-то похоже на него, должно быть куплено у них за полмиллиона евро. Хотя оригинальности в этой идее нет — фильмов, состоящих из новелл, в мире сегодня делается очень много.
Помимо проектов вашей компании СТВ вы заняты продюсированием полнометражных мультфильмов студии «Мельница».
Сейчас в производстве комедийные серии «Три богатыря» и «Иван Царевич и Серый волк», сценарий ко второй снова написали наши друзья из московского театра «Квартет И». Еще готовим к выходу две части «Урфина Джюса и его деревянных солдат». Ближайшая премьера — мультипликационный военный блокбастер «Крепость». Получается очень сложный проект из-за совмещения 2D и 3D, а также больших батальных сцен. Он выйдет на экраны 29 октября, и это не случайная дата: 4 ноября отмечается День народного единства, приуроченный к освобождению Москвы от польских интервентов в 1612 году. Отношение к этому празднику в нашей стране разное: кто-то про него вообще не знает, кто-то относится скептически, а я испытываю исключительно позитивные эмоции. В юности у Ключевского, выдающегося историка XIX века, прочитал, что в Смутное время и родилась русская нация. В нашем случае все сошлось воедино, когда выяснилось, что пращур Александра Боярского, моего сопродюсера, руководителя студии «Мельница», — воевода Шеин, возглавлявший во время Смуты оборону Смоленска от польских войск, о которой идет речь в сюжете. Поэтому «Крепость» имеет еще и семейный подтекст помимо глобального патриотического. Мы начали делать этот проект четыре года назад, когда патриотизм еще не был в моде.
По-вашему, в чем причина патриотического тренда?
Здесь дело в чувстве собственного достоинства, в котором мы нуждаемся. Патриотические фильмы отчасти дают позитивный ответ на вопрос «Мы, вообще, чего-то стоим?». Когда-то мы сделали фильм «Брат», и он вызвал шквал критики. Но почему эта работа стала любима в народе? Понятно, в ней заложен талант Алексея Балабанова, Сережи Бодрова, но дарования создателей далеко не всегда бывает достаточно. Да просто «Брат» — это история про достоинство. Смотря его, зритель понимает, что можно стоять ровно, держать судьбу в своих руках и не прогибаться.
На тему «стоять ровно»: в последнее время вы активно оппонируете министру культуры Мединскому в вопросе финансирования государством кино и контроля за ним.
Я скажу только о зрительском кино. Благодаря тому что государство брало на себя часть рисков — речь о сорока процентах от общего бюджета фильма, — в отечественном кино появились частные инвесторы. Так в нашей стране начали делать конкурентные фильмы: вышли «Елки», «Легенда № 17», «Сталинград», «Метро», «Призрак». Но в последнее время Минкульт сократил объем поддержки, которую в любом случае нужно будет отдать, независимо от выручки. Пока еще действует инерция прежней, правильной модели — в 2016 году мы увидим много ярких картин. А потом начнется падение доли российского кино на отечественном рынке. Мы-то сами проживем, но за державу обидно. Премьерный каток в прокате — а это кассовые монстры вроде голливудских «Мстителей» — подминает под себя всех, причем не только у нас, но и во всем мире, кроме Индии: они там очень любят свое кино.
После успеха «Гравитации» и «Интерстеллара» снова стали востребованными фильмы про космос. Есть ли у нас достойный ответ Голливуду?
Скоро в Петербурге начнутся съемки проекта «„Салют-7“. Космическая катастрофа», сюжет которого основан на реальных событиях 1985 года. До орбитальной станции «Мир» вокруг Земли летал «Салют-7», который однажды по неизвестной причине выключился, превратившись в бесполезный кусок металла. Станция неизбежно должна была упасть на Землю, скорее всего на территорию Канады. И для спасения положения организовали миссию, состоявшую из космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, которые героически оживили станцию в условиях смертельной опасности. Роли астронавтов исполнят Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко, режиссером выбран Бакур Бакурадзе.
Уже два с половиной года с нами нет Алексея Октябриновича Балабанова. По прошествии времени как вы можете оценить его вклад в российский кинематограф и конкретно в вашу жизнь?
О чем тут говорить, это большая потеря для меня лично, для его близких, для страны. Но фильмы Балабанова живут, во всем мире идут ретроспективы: в Англии, Франции, Канаде, Австралии. Мир не очень хотел его при жизни: он участвовал в фестивалях, но чувствовался налет отторжения. А потом его не стало. И теперь многих в мире, кто следит за кинематографом, настигло ощущение потери. Мы сейчас занимаемся творческим наследием: оцифровываем звук и изображение его лент, чтобы они могли существовать в современном медийном пространстве, а не лежали пленочным грузом в архивах. К сожалению, Петербург не бережет своих ярких и видных горожан. Кто-то не выдерживает и уезжает в Москву или куда-нибудь в Париж, а кто-то просто уходит навсегда.
Текст: Наталья Наговицына
Комментарии (0)