18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Почему у войны женское лицо

В год 70-летнего юбилея Победы в кино развернулся театр боевых действий, где главные роли выпали женщинам. «БатальонЪ» задал тему девиц на фронте, ремейк «А зори здесь тихие…» напомнил о цене войны, а байопик о легендарном снайпере Людмиле Павличенко показал патриотизм с гуманной стороны. Мы разобрали этот феномен и поговорили с ведущими актрисами патриотических лент.

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие…»

Кино о войне в числе прочего своеобразная психотерапия, позволяющая на пару часов забыть о реальных вооруженных конфликтах из новостей. В первую очередь режиссеры продолжают переосмыслять советскую классику. Ренат Давлетьяров снял новую версию фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…», который в 1972-м получил спецприз Венецианского фестиваля и был номинирован на «Оскар». Сценарий Юрия Короткова снова воспроизводит жестокую повесть Бориса Васильева об отряде из пяти девчонок-рядовых во главе с командиромстаршиной, вступающем в неравный бой с немецкими диверсантами. Старая лента была историей тихого подвига, новый фильм — о том, как война лишает девушек возможности мирно проживать свои судьбы, заставляя становиться героинями.

Агния Кузнецова, студентка Соня Гурвич в фильме «А зори здесь тихие…»

Моя героиня не зенитчица, она не стреляет из винтовки. Соня Гурвич — девушка умная, недавно поступившая в институт. Самым тяжелым был эпизод, когда мы шли по болоту в военной форме, а на дне лежали острые коряги. Хорошо, что в Карелии в августе не было комаров. Остров, который показан в фильме, был построен из досок на одном из озер. Доски замаскировали, посадили деревья, чтобы он выглядел как настоящий. Когда я вылезала из воды, сильно поранилась. Я долго не могла справиться с военной формой, обращалась за помощью к реквизиторам. Позже наловчилась и даже привыкла. ».


 

Другое проявление тренда — патриотический блокбастер, черпающий силу в советском мифе. «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого основана на реальных фактах жизни Людмилы Павличенко, самой известной в истории женщины-снайпера, на счету которой более трехсот убитых врагов. В истории Людмилы, сыгранной Юлией Пересильд, драма сочетается с сюжетом про своеобразный «социальный лифт» для простой советской девушки. Будучи комиссованной из-за контузии, она поехала в составе советской делегации в США, чтобы убедить союзников открыть второй фронт. Там бывшую работницу одесского завода с почестями принимала Элеонора Рузвельт.

Юлия Пересильд, Людмила Павличенко в фильме «Битва за Севастополь»

Если говорить о моей героине, то она отправилась на фронт девчонкой в трогательном белом платье и с двумя косичками. Пройдя весь ад войны, она становится женщиной. Безусловно, у войны не женское лицо. Даже больше: оно у нее не человеческое, тут вряд ли есть гендерный фактор. Конечно, когда начинается война, сначала идут воевать мужчины, но затем женщины, а потом и дети, мы все это знаем и помним по истории, в том числе по истории Великой Отечественной. Так что если вообще говорить в таких категориях, то война — это страшное, безликое и бесчеловечное чудовище.».


 

«Батальонъ» Дмитрия Месхиева задумывался как духоподъемный блокбастер о доблести русского оружия. Так и вышло, но без упоения схваткой, обычно свойственного военным фильмам с героямимужчинами. Неудобный эпизод Первой мировой войны — женские военные команды, которые «поднимали боевой дух», — в картине вылился в человечное высказывание о бессмысленной жестокости бойни. Здесь нет романтики: приехав сражаться с «чужими» мужчинами, бритые наголо женщины в гимнастерках порой обороняются и от «своих». Ни в одном из трех фильмов нет и бодрого милитаризма: если бабы берутся за пулеметы, значит, дела обстоят хуже некуда.

Валерия Шкирандо, княгиня Вера Неклюдова в фильме «Батальонъ»

Я уверена в том, что женщина и война — вещи не просто несовместимые, а взаимоисключающие. И это даже не вопрос женственности, так как война — это смерть, а женщина должна давать жизнь. Съемки в фильме «Батальонъ» были крайне тяжелыми, как физически, так и психологически. Дались с трудом все эпизоды, особенно военные сцены. Все было очень реалистично, даже безжалостно. Все, что вы видите на экране, происходило на самом деле: мы действительно плакали, срывались, дрожали, мерзли, никто нам чай горячий не подносил. То, что происходило на съемочной площадке, было очень приближено к реальности. ».


 

«А зори здесь тихие…». С 30 апреля

Люди:
Валерия Шкирандо

Комментарии (0)

Купить журнал: