Кинооператор-постановщик, Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза кинематографистов РФ, лауреат профессиональных премий, снял трилогию о выдающихся скульпторах и художниках Екатеринбурга.
Первый фильм «Горожане: страницы жизни» стал экскурсом в жизнь Антонова, Метелева, Брусиловского, Воловича. Второй – «Миша и друзья» – ближе познакомил зрителей с Брусиловским, а в третий – «Хроники и мистерии Виталия Воловича» – включены воспоминания о детстве, семье и ярких событиях жизни известного графика.
На фото вы у композиции Андрея Антонова «Горожане. Разговор». Любите это место?
Оно мне по-своему дорого. Не всякий знает, что это не просто горожане, а известные, замечательные художники: Миша Брусиловский, Виталий Волович и Герман Метелев. С ними меня связывает многолетняя дружба. А начиналось все в 1970-е, когда я получил задание от редакции – сделать сюжет о художниках Мише Брусиловском и Геннадии Мосине, и об их картине «Октябрь 1918 год» – нашумевшее было событие. Так я познакомился с ними, а потом и с остальными.
Почему снимаете документальные, а не художественные фильмы?
Документальное кино – моя любовь. Я работал с грандиознейшим режиссером Борисом Галантером, потрясающий мастер был. Я повидал множество людей и, сознавая, с какими гениальными художниками познакомился, хотел, чтобы не только их картины, но и они сами остались во времени. Для себя во всем этом процессе я видел только одну роль: без фантазий и изысков запечатлеть этих людей. Начал писать заявки на съемки – не принимали. Наше «Госкино» всегда любило что-нибудь жареное: про бомжей, проституток. А художники в России... ну что это? В кино никто не любит «говорящие головы», а я уверяю: «смотря, какие головы, и что они говорят». Материал у меня был, но чтобы его смонтировать, нужны были деньги, а их никто не давал.
Сколько это продолжалось?
У меня был материал тридцати, двадцатилетней давности. И я уже начал отчаиваться, но нашелся человек, который помог. Коллекционер, ценитель живописи, знаток художников, их друг – Валерий Юрьевич Суворов, которому я очень благодарен. Познакомились мы на одном из аукционов, я ему рассказал про свою печаль – снимаю кино о замечательных людях, а они уходят, уходят. Действительно, за то время, что я снимал, в картине люди остались, но из жизни ушли. Андрей Антонов, Толя Калашников.
Андрей Антонов – автор скульптурной группы «Горожане»?
Да, мы с ним были знакомы, и я ему однажды сказал: «Давай, Андрей, я понаблюдаю за тобой». Он сразу согласился, хотя многие возражают. Для Мишы Брусиловского, например, творчество – интимное действо. С Андреем было проще, и я снимал весь процесс создания скульптуры. В общем, материала у меня собралось много. А Суворов – человек энергичный – организовал спонсоров, людей разного социального положения: и профессуру, и бизнесменов. Так я снял фильм «Горожане: страницы жизни».
Вы довольны премьерой?
Все прошло великолепно. Это не коммерческий проект, мы ничего на этом не заработали, диски продавались за копейки, но по своему духовному значению он был грандиозен. Меня до сих пор спрашивают, где можно этот фильм посмотреть или приобрести. И я рад, что мы довели это дело до конца, что люди увидели, узнали, пережили те же яркие эмоции, что и мы. Осознавая, с какими гениальными людьми и художниками познакомился, я понял: надо снимать фильм.
Текст: Татьяна Филиппова.
Фото: Татьяна Джемилева.
Комментарии (0)