18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Краткий курс русского сериала


ОГЛАВЛЕНИЕ

Российские сериалы — настоящий документ эпохи. Именно по сериалам, причем даже вне зависимости от их эстетических достоинств, потомки будут судить о нашем времени. Пафосно? Не верите? Давайте разберемся. Криминальные блокбастеры — от «Улиц разбитых фонарей» с их нищими добряками ментами до «Глухаря» с полицейскими, которые оказываются пострашнее бандитов, — дают четкое представление о том, куда двигались и во что превратились за последние двадцать лет органы и их сотрудники. Экранизации — от уводящих как можно дальше от реальности «Петербургских тайн» и «Королевы Марго» середины 1990-х до недавних жестких и даже жестоких «Жизни и судьбы» и «Белой гвардии» — показывают читательские вкусы в разное время и сами же эти вкусы формируют. Исторические сериалы — от «Империи под ударом» 2000-х с ее плохими революционерами и хорошими жандармами до выходящего в следующем телесезоне баойпика покорительницы Крыма Екатерины Второй — демонстрируют изменения в моде на тех или иных положительных героев. Точно так же появляющиеся подряд одна за другой телебиографии генсека Брежнева и его дочери Галины, Людмилы Зыкиной, Анны Герман или Екатерины Фурцевой социологически точно указывают на вдруг возникшую в определенный момент ностальгию по временам застойной стабильности. А ситкомы, прошедшие путь от адаптации американских первоисточников до выведения национального креатива? В этом добродушно-подтрунивающем юморе русский народ видит себя как в том самом зеркале, которое формирует коллективное бессознательное с застрявшими в нем навсегда гастарбайтерами Равшаном и Джамшутом и фрезеровщиком-геем Иваном Дулиным. Остается лишь заглянуть в планы продюсерских компаний, чтобы понять, кто мы и куда мы. Впереди нас ждут «Распутин», «Бесы» и в довершение всего «Обратная сторона Луны — 2», герой которой оказывается в недалеком будущем, где возродился Советский Союз. Ура, товарищи!


Кардиограмма жанра:

(в полный размер)

ИСТОРИЧЕСКИЙ СЕРИАЛ

Исторические сериалы и байопики — это гигантские инвестиции в воссоздание аутентичной материальной среды. После снятых на излете советской власти песенно-дуэльных «Гардемаринов» герои в кринолинах и париках долго не появлялись в сериалах: наступили безденежные времена. В 2000-е телевидение уже смогло позволить себе большие бюджеты, а технологии заметно ушли вперед: стали возможны пластический грим в «Вангелии» или преображенные компьютером до состояния «Я шагаю по Москве» улицы в «Оттепели». Жанр в наше время очевидно на взлете, и это не только следствие переизбытка наличности: нужно поспевать за мировыми тенденциями. Валерий Тодоровский не скрывал, что на создание «Оттепели» его вдохновил пример Mad Men, а продюсер «Екатерины Великой» Рубен Дишдишян в каждом интервью упоминает кровавых «Тюдоров». Постепенно стало понятно и другое: фильмы о советском прошлом зритель смотрит с наибольшей охотой. И эта ясность наглядней многих политических дискуссий о национальной идее.

Сериал «Оттепель» в лицах
Евгений Цыганов, Аня Чиповская, Михаил Ефремов, Виктория Исакова и Павел Деревянко рассказывают о лучшем российском сериале последних лет.

Интервью с Валерием Тодоровским

«Семнадцать мгновений весны», «Гардемарины»
и другие прародители жанра исторического сериала

Байопики
Топ-лоты: «Брежнев» (2005) и «Раскол» (2011)

Продюсер Рубен Дишдишян
рассказывает про масштабные телепроекты о Распутине и Екатерине II

Кардиограмма жанра:

(в полный размер)

СИТКОМ

Телевизионный ситком, как следует из названия (от английского situation comedy, то есть, в сущности, комедия положений), явление глубоко нерусское. Первыми ситкомами на наших экранах были американские опусы типа «Альфа» и «Друзей». Дебютной попыткой создать собственный ситком стал в 1996 году проект «Клубничка» с Галиной Польских, Натальей Крачковской и Александром Демьяненко — у тех, кто это видел, в душе родился плач. После ряда трэшевых потуг телеканалы предпочли адаптации западных проектов, зачастую настолько успешные («Моя прекрасная няня»), что они дали стимул национальному креативу. Снятые по западной лицензии «Счастливы вместе» напоминают длинный анекдот про тещу из подслушанного разговора нетрезвых мужиков, а «Наша Russia», взяв от первоисточника, по сути, лишь идею, заговорила со зрителем языком острословов из Comedy Club и проложила траншею к полнометражному лидеру бокс-офиса «Горько!».

«Кабачок “13 стульев”» и «Моя прекрасная няня»
Прародители и первый блокбастер нового времени

Прорыв ТНТ
Топ-лоты: «Наша Russia», «Интерны» и «Реальные пацаны»

Сергей Светлаков
рассказывает о создании «Наша Russia» и о новом фильме

Кардиограмма жанра:

(в полный размер)

КРИМИНАЛ / ДЕТЕКТИВ

Без криминально-детективного жанра не было бы российского сериала. «Улицы разбитых фонарей» — снятый за гроши первопроходец по мотивам прозы Андрея Кивинова — грудью преградили дорогу латиноамериканской «мыльной» продукции. Простые нищие парни — оперативники из этих житейских историй полюбились народу, как и сострадательные следовательши из «Каменской» и «Тайн следствия». Дальше вчерашние герои будут обрастать звездочками на погонах, теряя задор и зрительский интерес. В начале «нулевых» публика нашла положительных героев в человечных бандитах из «Бригады», а под конец десятилетия полюбила уже обаятельных ментов с замашками бандитов из «Глухаря». Время от времени жанр будет заигрывать с ретро, как в «Ликвидации», или дразнить футурологией, прикинувшейся современностью, как в «Следе»: «Зин, гляди, эти-то из телевизора опять убийцу по анализу наночастиц определили».

«Место встречи изменить нельзя»
Прародители и первый блокбастер

Петербург — столица криминальных сериалов
«Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Тайны следствия» и «Бандитский Петербург».

«Бригада» (2002) и «Ликвидация» (2007)

Интервью с Сергеем Урсуляком
Создатель сериала «Ликвидация» снова взялся за крупную форму. На этот раз за экранизацию романа «Тихий Дон», принесшего Михаилу Шолохову Нобелевскую премию.

Кардиограмма жанра:

(в полный размер)

ЭКРАНИЗАЦИЯ

Российское телевидение продолжает традицию еще советского времени с его любовью к ожившей литературе: 1990-е запомнились «Петербургскими тайнами» и «Королевой Марго» (двумя самыми крупными сериалами бедного на большие проекты времени), 2000-е — интерпретациями классики Владимира Бортко («Идиот», «Мастер и Маргарита»). Сейчас каждый телесезон поставляет нам несколько больших телевизионных версий классических произведений разного времени, диапазон — от «Братьев Карамазовых» до «Жизни и судьбы». Как и всегда, прочтения варьируются в зависимости от политических взглядов режиссера: скажем, «Дело о мертвых душах» Павла Лунгина было исполнено социальной сатиры, а будущие «Бесы» Владимира Хотиненко проникнуты охранительным пафосом.

«Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и другие
Прародители и первые блокбастеры нового времени

«Идиот» (2003) и «Жизнь и судьба» (2012)
Топ-лоты: лучшие представители жанра

Интервью с Владимиром Бортко
Режиссер «Собачьего сердца» и сериалов «Бандитский Петербург», «Идиот», «Мастер и Маргарита» уверен: настоящее кино в наше время можно увидеть именно на телеэкране.

Кардиограмма жанра:

(в полный размер)

СОЦИАЛЬНЫЙ

До недавнего времени сериальной «социалки» в России просто не существовало. Слово «сериал» ассоциировалось лишь с развлекательной продукцией. Жанр, напрямую обращающийся к обществу и его проблемам, предполагает широкую общественную дискуссию, как это было в случае со «Школой» Валерии Гай Германики, первым полноценным национальным образчиком такого формата. Дискуссии в наши дни все чаще перерастают в ожесточенные перепалки, так что ожидать режима особого благоприятствования жанру со стороны теленачальников в обозримом будущем не приходится.

Что было и что будет
Прародители и будущее социального жанра в России

«Школа» и «Краткий курс счастливой жизни»
Топ-лоты: лучшие представители жанра

Интервью с Павлом Бардиным
Автор псевдодокументальной картины о жизни скинхедов-неонацистов «Россия 88» и абсурдистской криминальной комедии «Гоп-стоп» снял сериал «Салам, Масква» — о буднях спецотдела полиции, занимающегося правонарушениями в среде мигрантов.


Текст: Василий Степанов, Виталий Котов, Андрей Пронин

Материал из номера:
Апрель 2014

Комментарии (2)

  • Соня Шишкина 25 апр., 2014
    Не думаю что телевидение задумывается о том, как же будут в будущем воспринимать наше время, судя по сериалам... Придумав фабулу сериала, первый сезон снимается осознано, дальше идет так: нам все равно как развивается сюжет, нам нужен сценарий во вторник!
    • Соня Шишкина 25 апр., 2014
      Телевидение интереснее, чем люди. Иначе в углах наших комнат стояли бы люди, а не телевизоры. Алан Корен

Купить журнал: