18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Что такое Skibidi Toilet? И с кем он сражается? Искусствоведческий разбор главного тренда YouTube в 2023 году

Эти вопросы — не признак безумия автора, искусствоведа и критика Спирулины Анненской. По просьбе «Собака.ru» она погрузилась в мир «скибистов», «камероменов», «спикерменов» и «твменов» — героев веб-сериала Skibidi Toilet, ставшего главным трендом YouTube на территории США в этом году. И  рассказывает, что ей удалось понять. 

коллаж "Собака.ru"

Skibidi Toilet — это виральный мультипликационный сериал на канале «DaFuq!?Boom!» в YouTube. Автор серии, Алексей Герасимов, выложил первое видео в феврале 2023 года. На нем голова, появляющаяся из унитаза, пела «Dom Dom Yes Yes» (вирусность сериалу обеспечил в том числе ремикс на «Give It To Me» Тимбалэнда, Нелли Фуртадо и Джастина Тимберлейка.— Прим. ред.). На тот момент не было ни планов по созданию сериала, ни тем более рефлексий по поводу мотивации персонажей и природы основного конфликта произведения. Но первый ролик приобрел бешеную популярность у пользователей и в результате получил объемное продолжение (на данный момент сериал насчитывает 69 эпизодов).

За год вселенная Skibidi Toilet значительно расширилась, но сюжетная канва с первых эпизодов сохраняется в рамках противостояния «скибиди туалетов» (унитазов, из которых высовываются различные человеческие головы) и «Альянса». Это три основных вида существ, выглядящих как человеческие фигуры в строгой деловой одежде с различными девайсами на месте голов (камеры у «камероменов», колонки у «спикерменов» и экраны у «твменов»).

Не будем подробно останавливаться на всех коллизиях весьма усложнившейся за год борьбы между все более технически совершенствующимися представителями двух рас (им посвящено значительное количество текстов в соответствующих разделах фэндом-вики). Вместо этого попробуем ответить на простой вопрос: почему вообще туалеты сражаются с «Альянсом»?

Большинство обзоров сериала гласит: раса злобных туалетов напала на Землю, начав обращать людей в себе подобных. На защиту человечества встали агенты-представители «Альянса». Нам однако представляется, что основной конфликт сериала — противостояние системы и ошибки в ней.

Начнем с того, что в первых сериях туалеты вполне мирно сосуществуют с людьми. В третьем эпизоде, правда, один из «марширующих» унитазов задавил бегущего человека, но это не показано самоцелью. Превращение людей в «скибидистов» мы наблюдаем, кажется, только один раз — в четвертом эпизоде, когда поющий туалет появляется в ресторане. Но посетители этого заведения уже сидели за своими столиками на унитазах и мало изменились после исполнения «Dom Dom Yes Yes». Само пение тоже не выглядит актом агрессии по отношению к людям, оно скорее адресовано «камерамену», от первого лица которого мы и видим происходящее.

В других эпизодах люди мирно танцуют рядом с туалетами, не превращаясь в них. Если некая экспансия со стороны унитазов по началу и присутствовала, то она скорее культурная (о чем мы еще скажем ниже). В более поздних роликах люди и вовсе исчезают из сериального повествования — не считая некоего «секретного агента», чья природа пока не ясна зрителям, а внешность подозрительно похожа на аватар с канала «DaFuq!?Boom!». Возможно именно он, а не камерамен-повествователь олицетворяет в произведении фигуру автора (не до конца умершего, несмотря на заветы Ролана Барта). 

Интенция по поводу изначальной агрессии туалетов, направленной на агентов, тоже не безупречна. До того, как один из «камероменов» смывает голову в унитаз, тем самым убивая его, агрессия туалетов проявляется разве что через слишком сильное приближение лица к камере. После этого ранние ролики заканчивались. Это не свидетельствует о смерти «камеромена» (как и не противоречит ей, ведь агенты заменимы, а запись можно увидеть с любого из них).

Движение, направленное в камеру, кажется, может объяснить первоначальную мотивацию туалетов. Они желают предъявить себя. Через девиантное поведение обозначить свое присутствие в конвенциональной культуре. При этом могут гибнуть случайно задавленные люди, противостоящие туалетам «камеромены» и сами «скибидисты» (во втором эпизоде писсуар с зеленоволосой головой превращается в череп после исполнения своей песни).

Основная поведенческая стратегия туалетов — петь свою песню везде, где это возможно. Магистральная цель — предъявление маргинальной (туалетной) культуры, ее пассионарное, экстенсивное распространение. Не зря в первых роликах рядом с унитазами висят фотографии с кричащей Кейт Буш, в то время как рядом с танцующими «камероменами» располагается изображение полуголого мужчины в состоянии неги (женский крик — устоявшийся символ борьбы против «классической», «высокой» «европейской» культуры).

скриншот эпизода сериала
скриншот эпизода сериала

Культурная экспансия туалетов может иметь конечной целью вполне тоталитарный характер — они создают свою полицию и церковь, стремясь получить все атрибуты государства. Но она все равно имеет маргинальную природу единичных ошибочных случаев борьбы против системы. Поэтому, несмотря на все старания освоить технологии «Альянса» и сверхспособности некоторых скибидистов, они рано или поздно терпят поражение.

Цель «Альянса» состоит не в защите людей (иначе «камерамены» начали бы уничтожать туалеты после гибели человека в третьем эпизоде), а в защите существующей в человеческом обществе системы, в том числе культурных ценностей. Так, активные действия агента против туалетов начинаются после эпизода, где те вместе с людьми танцуют на дискотеке и один из унитазов начинает исполнять их песню.

Одним из самых примечательных в этом смысле оказывается девятый эпизод: два туалета мирно любуются памятником себе, когда появляется «камерамен», смывает их головы и цензурирует изображение унитаза красным кругом с эмблемой камеры.

Агентов «Альянса» сложно не сравнить с агентами Смитами из «Матрицы». И здесь можно было бы объявить происходящее во вселенной Skibidi Toilet понятным и вторичным, но не тут-то было. Сюрреалистичность сериала заключается в том числе в выворачивании наизнанку привычных топосов. Симпатии автора оказываются на стороне системы. Мы видим происходящее от лица ее  представителя. В этом мире агент Смит прав, а туалеты — вирус, мешающий нормальному функционированию механизма и подлежащий уничтожению.

И здесь случается самое любопытное. Безликие, в отличие от туалетов, агенты, представители деиндивидуализирующей системы в этой парадигме оказываются наделены большим количеством личностных характеристик, чем их противники. В поздних эпизодах можно наблюдать достаточно сложные взаимоотношения, которые строятся у агентов друг с другом,  «твмены» способны с помощью символов отображать на экране свое эмоциональное состояние. Появляется даже влюбленный «камеромен».

Правда, все эти качества проявляются у агентов не сразу, так что тут возникает вопрос: становятся ли они более заметными по ходу усложнения повествования и погружения во вселенную Skibidi Toilet или это побочный эффект от взаимодействия представителей «Альянса» с туалетами, отчасти передавшийся им вирус?

Соблазнительно, конечно, было бы сделать на основе всего вышесказанного какие-то выводы о природе современного общества, отношениях личного и общественного в культурных перспективах, но удержимся от искушения, а автор вообще утверждает, что в сериале «нет четкой сюжетной линии, его основа — визуальные эффекты и отсылки к персонажам из игр Half-Life 2 и Counter-Strike: Source».

Хоть все явно и не так просто...

Текст: Спирулина Анненская (Анна Спирина)

18+

Комментарии (0)

Купить журнал: