Кирилл Бородин
Художник, Лауреат премии "Топ-50.Самые знаменитые люди Екатеринбурга - 2018" по версии журнала "Екб.Собака.ru"
В современном искусстве важен концепт, сама идея. Особенно с появлением китайских деревень, где могут «сделать» все – от кубизма до реализма. Для меня настоящее искусство – это творчество, которое вызывает эмоцию, – не важно, позитивную или нет, и внутренние ощущения. У каждого они свои. Один восхищается «Черным квадратом», другого эта картина ни капли не затрагивает. Мне всегда интереснее слушать про свои картины, чем самому рассказывать. Любопытно, как зритель на себя проецирует мои работы. Часто живопись бывает похлеще психолога – на такие эмоции вытаскивает!
Любовь Топоркова
Руководитель салона для детей и будущих мам «Кенгуру»
Имеет ли право зритель, находясь в контакте с произведением искусства, транслировать свой смысл произведения? Наверняка. Поскольку каждый подходит к этому контакту со своим багажом, будь то большой пласт энциклопедических, искусствоведческих знаний, или, напротив, незашоренность, чистота восприятия.
Кирилл: Да, и такой «непрофессиональный» зритель может сильнее чувствовать неосознанно заложенную идею художника.
Любовь: Буквально: «Рукой художника в момент, когда он входит в состояние творческого транса, водит всевышний». Мимо одних работ человек проходит спокойно, а у других останавливается от вдруг щемящего чувства. Иногда чувствуешь, как краски вибрируют. Возможно, это момент полного совпадения с автором картины в восприятии мира. Мне нравится связь искусства и моды. Люди стали наряжаться, отправляясь на выставку. Может быть, изначально ради селфи в инстаграм. Но нередко происходит «правильный» контакт – после просмотра выставки человек гуглит: что же за художник, о чем он пишет, чем вдохновляется. Кого-то надолго «зацепит». Плюс это своего рода эстетический нетворкинг.
Кирилл: Выставка – это определенно место для приятного знакомства. Что касается популярных нынче арт-мастер-классов для всех и каждого, у меня двоякое ощущение. Это явление немного путает публику подменой ценностей. Бывает, девушка, посетив мастер-класс, что-то изобразит, ее знакомые с деньгами купят это «произведение», и она уже ставит себя в один ряд с действительно художниками. Это крайность. Хотя я очень рад, что живу в эпоху, когда искусство – это модно. Никогда раньше не продавалось столько краски. Помню, в юности ездил за акварельной бумагой из родного Кургана в Екатеринбург. Сейчас все иначе – на каждом углу можно купить холст, кисти, краски. И образ нищего художника, который сидит и бухает в своей мастерской, неактуален. Современные авторы заботятся не только о чистоте и глубине творчества, но и о собственном имидже и стиле жизни. Художники всегда были особенной, элитарной прослойкой общества. И в моем понимании конкуренции в искусстве нет. Не может быть. Я сейчас занимаюсь молодыми художниками, и меня часто спрашивают: не страшно растить конкурентов? Конечно, нет. С одной стороны, радует роль наставника, с другой – рядом с молодыми, иначе мыслящими, хочется быть еще выше. Мощная мотивация. Когда я учился, мое творчество «контролировали» преподаватели. Но теперь меня, как и любого другого самостоятельного художника, окружают только друзья и враги, которые не могут дать адекватной оценки. Самое сложное для художника – не начать заигрывать со зрителем. Иногда это начинаешь делать, не осознавая. Когда хочешь «понравиться». Мастер должен ориентироваться на некие запросы, но сохраняя себя при этом. Действительно, не так просто выразить мысль посредством холста и масла, побудить зрителя задуматься о картине. Поэтому многие художники выезжают на хайпе, уходят в медиа-форматы. Инсталляция, видеоряд – художественных возможностей сегодня достаточно.
Любовь:Лично меня радует многообразие форматов для контакта с искусством. Многие люди, когда им нужна духовная поддержка, идут в храм, а современная молодёжь – в музей или галерею. Мы не говорим о замене. Просто искусство в наше время имеет невероятную силу и выполняет не только вдохновляющую, но и воспитательную роль. Так или иначе, большинство проводят внутреннюю работу до или после встречи с искусством
Скажем честно, одеваться стильно и со вкусом, – это эстетика и практика восприятия красоты
Кирилл: Недаром в дореволюционное время детей учили музыке и живописи. Не для того, чтобы они этим зарабатывали деньги. Но ради умения по-другому воспринимать мир, видеть красоту. У нас только недавно стали учить детей смотреть живопись. Да, это сложно. Но необходимо. Это же глубокое восприятие на остальные сферы жизни переносится.
Любовь: Ценить, понимать красоту мира надо с детства. Я люблю с подругами ходить на выставки с дочерью и подругами. Смотрим, переживаем, задаем друг другу вопросы. Бывает, на следующее утро приходят новые впечатления. Снова обсуждаем.Сейчас эпоха визуалов, и это торжество искусства и моды. Человек самовыражается через внешний образ. Составление луков – это, своего рода, заигрывание с миром, которое позволяет открываться изнутри, фантазировать. Быть автором самого себя. Скажем честно, и взрослый, и ребенок, одетый стильно и со вкусом, - это эстетика и практика восприятия красоты. Только в искусстве, как и в моде, важна искренность. Ее чувствуешь, ощущаешь. И коллаборации художников и модных брендов, и стрит-арт – тоже искусство.
Кирилл: Печать с хайповым принтом на футболке – это просто тренд. Другое дело, когда сама одежда превращается в искусство – есть же музеи моды, наконец. Многое из того, что мы видим – это художественная практика, творчество. Только время покажет, насколько то или иное произведение – настоящее искусство.
Фото: Евгения Улаз
Комментарии (0)