29 сентября в Екатеринбургском музее изобразительных искусств состоится открытие выставки русского авангарда «Ясновидцы грядущего». Жителям и гостям города живопись покажут графику, скульптуру, футуристическую книгу, плакаты, декоративно-прикладное искусство и дизайн из музеев Екатеринбурга, Москвы, Уфы, Перми, Омска, Нижнего Тагила, Нижнего Новгорода.
Русский художественный авангард «преподал урок» искусствам XX столетия и не перестает быть актуальным и в XXI. Как смогли именно русские художники провидчески разглядеть новые формы и пути мирового искусства — остается загадкой, которую пытается разгадать каждая выставочная экспозиция, демонстрирующая и интерпретирующая их творчество.
На выставки встретятся шедевры живописи и графики всех направлений русского авангарда из разных музейных собраний и артефакты культурной эпохи — афиши выставок, декларации и манифесты, фотографии художников, поэтов. Такой масштабный охват показа авангардного движения станет возможным благодаря участию основного партнера проекта — Государственного музея В.В. Маяковского.
Самое раннее из направлений авангарда — неопримитивизм — будет представлен полотнами Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Давида Бурлюка, творчеством художников объединений «Бубновый валет» и «Союз молодежи» — Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Роберта Фалька, Аристарха Лентулова и других новаторов. Кубофутуризм и футуризм продемонстрируют работы Владимира Маяковского, Надежды Удальцовой, Натана Певзнера, Веры Пестель, Любови Поповой, Петра Субботина-Пермяка.
Отдельный раздел выставки познакомит посетителей с произведениями одного из самых ярких и разносторонних художников послереволюционного авангарда Александра Родченко — станковые «Беспредметные композиции» из Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Пермской художественной галереи; обложки журналов и рекламные афиши (в соавторстве с Владимиром Маяковским) и, редкий случай, все одиннадцать иллюстраций, выполненных в технике фотомонтажа к первому московскому изданию поэмы Маяковского «Про это» (1923).
Один из экспозиционных залов будет посвящен «союзу поэзии и живописи» в уникальном явлении — «футуристической книге». Практику русского авангарда отличало взаимопроникновение различных искусств. Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Василий Каменский – обращались к графике и живописи, а художники — Ольга Розанова, Казимир Малевич, Михаил Ларионов и другие — становились поэтами, писателями и теоретиками.
На выставке можно будет увидеть графические портреты и архивные фотографии художников и поэтов русского авангарда. Всего в экспозиции будет показано более 200 экспонатов из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Государственного музея В.В. Маяковского, Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова, Пермской художественной галереи, Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Нижегородского художественного музея.
А с 29 сентября по 1 октября состоится открытая Дискуссионная платформа. Ее участники – ведущие специалисты в области авангарда. Подключиться к диалогу сможет любой желающий, поскольку формат встречи ориентирован не только на профессиональное, но и самое широкое культурное сообщество. Выставка будет сопровождаться обширной культурно-образовательной программой, куда войдут авторские экскурсии и лекции кураторов проекта и приглашенных исследователей.
Комментарии (0)