Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств провел четырехмесячный проект о творчестве Денисова-Уральского «...Болеее, чем художник», ставший финалистом конкурса «Интермузей», и устроил благотворительный аукцион «Рояль в цветах», средства от которого были направлены инвалидам.
Моя основная задача – чтобы музей стал машиной по производству качественного контента». |
Какую миссию вы выполняете в музее? Моя задача – не создание отдельных проектов, а системная работа, включающая все ниши – от детских мероприятий до прикладного искусства, фотографии и живописи. Мы стремимся к хорошему уровню, без взлетов и падений. И так как мы работаем на постоянную публику, а не на туристов, я горжусь, что при стабильном выставочном плане у нас регулярно обновляется постоянная экспозиция. Это главное достижение за последние три года.
За время работы в музее какая экспозиция запомнилась вам особенно? Выставка Роджера Баллена. Мне нравится что-то пограничное, балансирование на грани прекрасного-безобразного, понятного-непонятного, хаотичного-сложного. И Баллен меня привлекает тем, что он всегда говорит о главном. Он задает вопросы, которые мы боимся себе задавать: "Зачем нужна красота жизни?", "Откуда она берется?", "Зачем мы живем?" Баллен создает красивый кадр, наполненный тем материалом, который неизбежно подводит зрителя к недоумениям: "Почему в мире есть страдания, природная несправедливость, уродство?" Но это возникает не в режиме дешевой социалки, а лишь благодаря художественным решениям. Баллен не смакует безобразие, он большой философ. И я считаю, что эта выставка была полезной для посещения. Понимаю, что это некий эпатаж, но мне это даже приятно. Возможно, эта экспозиция немного аутсайдерская. И так как я сам установил систему приема решений не мной лично, а командой, мне стоило определенного труда эту выставку продвинуть. Честно, мы ожидали, что после Best of Russia она станет провальной, но оказалось, что по посещаемости экспозиции равнозначны. Это подарок лично мне. За время моей работы в музее прошло около двух сотен выставок, и ни одна из них, кроме Баллена, не имела настолько полярных отзывов, равнодушных не было совсем. Для нашего города такая реакция посетителей и СМИ – это, однозначно, успех.
Я была на открытии и видела выражение невероятного удовольствия на вашем лице, когда вы общались с Балленом по скайпу. Конечно. Я люблю определенную музыку, нетривиальных художников. Но я себя сдерживаю, потому что в таком музее постоянно устраивать подобные мероприятия невозможно. Публика разная, и мало кто способен получать истинное удовольствие от подобного. Чего не скажешь о наших более традиционных выставках. Из больших проектов, которые много значат для региона, запомнилась четырехмесячная выставка "Более, чем художник", посвященная Денисову-Уральскому. Эта экспозиция вышла в финал конкурса "Интермузей" в номинации "Музей – региональный центр притяжения".
Второй год подряд вы проводите «Фотолето» – проект, который полюбился городу еще в прошлом году. Многие музеи опасаются проводить фото-выставки, потому что не понимают, где там искусство, плюс к этому конкурс Best of Russia показывает, что фотографом сейчас может стать любой. Мы решили заниматься популяризацией фотографии и каждый год делаем серию крупных проектов, сопровождаем их лекциями, мастер-классами и общением. Это системный проект, который организует фотосообщество города. Мероприятие всегда проходит с аншлагами.
В мае по программе Госдепартамента США Management in museums вы посетили Америку. Захотелось что-то перенять у коллег? Прежде всего, меня поразила волонтерская служба в музеях, там это поставлено на высочайший уровень: на коллектив музея из двадцати человек приходится служба волонтеров в 200 человек. Это люди, которые хотят быть полезными и чувствуют в себе потребность к внутреннему росту и получению знаний. Мы начнем над этим работать со следующего года, хочется, чтобы и в нашем музее был такой ресурс, который несет и социальную пользу. Есть, например, преподаватели мировой художественной культуры с базой, опытом, интересом к теме, которые заканчивают работу в школе. С развитием волонтерской службы они будут чувствовать себя при деле, а у посетителей появится дополнительная опция при посещении музея – бесплатная экскурсия.
Второй момент, который я планирую внедрить – это создание попечительского совета, постоянное присутствие корпоративных партнеров, потому что бюджетного финансирования никогда не хватает. Сейчас посещаемость музея около 150 000 человек в год, и мы понимаем, что намного выше эта цифра не будет. У американских музеев государственное финансирование в процентном соотношении меньше, чем у нас, но они ведут постоянную работу с поиском грантов, попечителей, спонсоров.
И еще одно нововведение, которое мы запустим уже со следующего года – это полное или частичное членство в музее. Заплатив годовой взнос, человек может целый год приходить в музей, когда ему захочется.
После внедрения этих новшеств ваш музей можно будет считать эталонным? Главная беда наших региональных музеев в том, что у нас нет настоящей кураторской системы, когда каждый проект готовится два-три года, потом демонстрируется директору музея и после одобрения еще в течение года-полутора дорабатывается и становится выставкой. У нас не туристический город, мы часто показываем привозные выставки или выставки с минимальным участием нашей команды. Многие региональные музеи просто превратились в выставочные площадки. В идеальном для меня музее работа построена как в Метрополитен, и мы к этому уверенно идем, увеличивая число кураторских проектов год от года.
Фото: Татьяна Джемилева.
Текст: Екатерина Фионова.
Комментарии (0)