Новый год челябинская галерея современного искусства «ОкNо» начинает с проекта Людмилы Калиниченко.
Это осмысление культуры потребления мяса на новом уровне через «второе одомашнивание» ― теперь на клеточном уровне и без убийства животных. Что это научная фантастика или новая реальность? Ответы ищем вместе с уральской художницей.
До 26 февраля
Челябинск, ул. Сони Кривой, 79А
Вход — Pay What You Want от 200 руб.
Проект «Срок годности: неограничен»
Людмила Калиниченко
мультидисциплинарный художник, работающий с инсталляцией, видео, скульптурой, фотографией. Член Союза фотохудожников России
Как вы сами относитесь к тренду на «экологичное мясо»?
В целом мое личное отношение положительное. Однако, как и везде, каждому из нас стоит стремиться глубже разбираться в тех или иных вопросах самостоятельно, чтобы не идти на поводу у трендов. Эта проблема может саморегулироваться в ходе естественного рыночного развития в совокупности с нашей осознанностью и технологиями. В ходе работы над проектом мое отношение тоже менялось, но не к самой идее «чистого мяса из пробирки», а скорее к разным позициям и свободе выбора потребителей.
Главный парадокс в том, что это мясо и настоящее, и искусственное одновременно. Вы для себя ответили на этот вопрос, выбрали сторону?
Не уверена, что мы сейчас едим «настоящее мясо». В инсталляции есть макет инъекционной машины. С помощью таких аппаратов в мясо, птицу и рыбу вводят рассол. Если я буду есть мясо из пробирки, это хотя бы будет честно звучать. Не знаю, как можно будет проверять качество и безопасность нового продукта, ведь обычному пользователю и сейчас остается только доверять тем, кто контролирует и устанавливает критерии качества продукта.
Насколько мы сегодняшние далеки или близки к миру, где мясо выращивают в необходимых промышленных масштабах и убийство животных перестает быть актуальным? И, по-вашему, масштабирование этой идеи — больше вопрос этики или технологий?
Если кинуть камень в дерево, ему всегда нужно долететь еще половину до цели. Мы движемся в эту сторону, и я думаю нельзя отделять этику и технологию друг от друга, есть еще серьезный вопрос экономики.
Проект «Срок годности: неограничен» создавался Людмилой Калиниченко в рамках арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга» Фотографического музея «Дом Метенкова» в 2020 году. В прошлом году эти инсталляции и видео-арт уральской художницы гастролировали по стране: были показаны в самарской галерее Victoria Underground, на площадке Фонда поддержки современного искусства «Сфера» (фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, Москва), а также экспонировались в рамках выставки номинантов Премии «Инновация — 2020» в Нижнем Новгороде.
Проект посвящен изучению современной культуры потребления и производства мяса. Центральной идеей в ее исследовании стало «второе одомашнивание» на клеточном уровне, а ключевым образом — экологичный мясной продукт, для получения которого не потребовалось бы выращивание и дальнейшее убийство животных.
В инсталляции, включающей фотоколлажи, объекты из текстиля и элементы мультимедиа, художница демонстрирует парадокс созданного в пробирке мяса, об изобретении которого наперебой заявляют лаборатории по всему миру. С одной стороны, ученые подчеркивают натуральные качества такого продукта, выращенного из клеток животных, и его идентичность, например, обычному говяжьему стейку. С другой — подобное мясо все равно продолжает оставаться вариацией искусственного.
В проекте «Срок годности: неограничен» Людмила намеренно занимает позицию наивно-ироничного исследователя этого явления. Ее проект становится размышлением на тему границ между настоящим и искусственным и отражает неоднозначность съедобного изобретения.
Об авторе:
Людмила Калиниченко родилась и выросла в Миассе Челябинской области, живет в Екатеринбурге. В 2016 году выиграла конкурс «Молодые фотографы России». В 2017-2018 годах являлась стипендиатом «Союза фотохудожников России», победила в конкурсе грантов Музея современного искусства «Гараж» и участвовала в проекте СТАРТ. ВИНЗАВОД.Москва. В 2021 году вошла в шортлист конкурса Present Continuous Фонда V–A–C и Музея современного искусства в Антверпене и лонглист международного конкурса Foam Talent (проект «Срок годности: неограничен»), номинирована на премии «Инновация - 2020» и Московскую Арт-премию.
Ее работы были показаны в основном проекте 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства и в специальной программе 5-й Уральской биеннале, а также на групповых выставках России, Италии, Англии.
Текст: Светлана Шляпникова, Надежда Пулкина
Фото: Людмила Калиниченко
Комментарии (0)