18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Что такое Art&Science и почему в нем мало кто понимает? Отвечают куратор, ученый и художники

«Собака.ru» продолжает фиксировать самые обсуждаемые явления в современном искусстве прямо сейчас. Если вы уже разобрались с NFT, на очереди Art&Science. Три года в Университете ИТМО работает магистерская программа по этому направлению под руководством заведующего отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрия Озеркова, а в 2020-м открылась галерея технологического искусства AIR (Art.ITMO.Residency) — первое в Петербурге выставочное пространство для science art. Но есть проблема: широкая публика до сих пор плохо понимает, что это такое, а локальные художники путают карты — в их проектах наука и ироничный вымысел практически неотделимы. Куратор, сооснователь пространства «Стыд» и арт-обозреватель Александра Генералова провела круглый стол, чтобы наконец лучше во всем разобраться.

 

Дина Зотова, Bioarch

Дина Зотова, Bioarch


 

Круглый стол, участники:

Христина Отс — куратор галереи AIR (Art.ITMO.Residency). Изучала пост-интернет искусство, постгуманизм и его отражение в современном искусстве до того, как это стало мейнстримом на российской арт-сцене. В 2018 году сокурировала выставку «Future Unhuman Будущее не/человеческое» в пространстве QuartaRiata с работами Егора Крафта и бельгийской студии арт-игр Tale of Tales. Вместе с куратором Вероникой Никифоровой Христина разрушила миф про «петербургское бедное» — собрала в Центре им. Сергея Курехина проект молодых медиахудожников «Импульс».

Екатерина Скорб — директор НОЦ Инфохимии Университета ИТМО, ведущий профессор, к.х.н. Руководила научной группой в институте им. Макса Планка (Германия), являлась приглашенным профессором в Гарварде. Развивает направление инфохимии —  новая область науки на стыке химии, биологии и IT, изучающая возможность записи и передачи информации на молекулярном уровне. Сотрудничает с Центром Art&Science ИТМО в качестве научного консультанта.

Арт-группа BIOROBOTY 019 (Светлана Сидорова, Марта Михайлова, Виктория Романова, Алена Королева) — первую персональную выставку о сексуальности растений «Вегетативное порно» коллектив провел на 4 экранах галереи «24х24» в арке Бертгольд-центра, а затем попал с этим же проектом в онлайн-программу фестиваля Ars Electronica в 2020 году. Участники проекта NUNC куратора Елизаветы Климко, каждое событие которого проходит в одном из петербургских особняков.

Арт-группа ibiom (Тата Гориан, Анна Прилуцкая, Ольга Зубова, Евгения Золотникова) — группа образовалась в Лаборатории новых медиа на Новой сцене Александринского театра. ibiom притворяется биотех-стартапом и развивает эту историю в формате сериала: каждый эпизод — новый проект. Проекты ibiom показывали в «Манеже», Центре имени C. Курехина и галерее «Ходынка» в Москве.

Инсталляция «ЖК Рыбка», выставка Vivus/Domum

Инсталляция «ЖК Рыбка», выставка Vivus/Domum

«Чуткий сервис» ibiom на территории «Манежа» во время проведения выставки «Немосква не за горами»

«Чуткий сервис» ibiom на территории «Манежа» во время проведения выставки «Немосква не за горами»

Ibiom Box — сервис персонализированных расширений для смартфона и жизни на базе микробиома человека. Первый продукт компании Ibiom Inc.

Ibiom Box — сервис персонализированных расширений для смартфона и жизни на базе микробиома человека. Первый продукт компании Ibiom Inc.

Саша: Христина, что происходит в области science art интересного прямо сейчас?

Христина Отс: Самые важные и крупные проекты обычно возникают на базе научных лабораторий, например Массачусетского технологического университета. С 2016 года там даже работает Центр искусства, науки и технологий (MIT Center for Art, Science & Technology). В этом году меня впечатлил проект Шарлотты Джарвис по созданию «женской спермы» — женской формы семенной плазмы и сперматозоидов из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, полученных из клеток кожи и крови художницы. Она делает его совместно с профессором Университета Лейдена, они даже выиграли грант в 1,5 миллиона евро. Мне кажется, этот проект интересен с точки зрения общенаучных открытий — я не уверена, что ученые без художницы-феминистки могли вообразить, что такое возможно.

Саша: Со стороны звучит как полная дичь: приходят художники к ученым с безумной идеей, а ученые должны бросить все дела и помогать художникам женскую сперму разрабатывать? Зачем это ученым?

Екатерина Скорб: Ключевое: ученых никто не принуждает. Я 10 лет работала в Институте коллоидов и межфазных поверхностей Макса Планка в Потсдаме, и на его базе была создана отдельная школа для архитекторов. Меня всегда поражала разница в размере грантов для художников и для ученых — у ученых они побольше. Идеально, когда мы подаемся на грант вместе: ученые разрабатывают проблему с точки зрения науки, а художники думают о социуме. Расскажу на примере проекта с Лаурой Родригез. Она биолог и окончила магистратуру в Сколтехе. Ее проект Touchless посвящен коммуникации бактерий с помощью ионных потоков. В связи с пандемией лабораторные исследования пришлось приостановить, но если развивать этот проект, то на его основе можно написать научную статью. В выставочном пространстве Лаура смогла этот научный эксперимент представить в форме интерактивной инсталляции, в которой зрители направляли свет на колбы с синей комбучей, тем самым передавая электрический импульс человеку напротив. Фактически инсталляция была создана для двух людей, которые вставали на платформу. Когда один человек светил на колбу — второй ощущал вибрацию под ногами, и наоборот. Этот проект стал особенно актуальным во время пандемии, потому что представил альтернативную форму общения в период, когда прикосновения невозможны. Понимаете, люди искусства никогда ничего не навязывают, они обладают развитыми софт-скиллами — они, конечно, и провоцируют, но и рефлексируют: смотрят на реакцию, понимают, что можно и что нельзя. Мы открыты к коллаборациям, если находим в проекте интерес для себя и видим, что художник готов соблюдать правила и не будет лить себе на руки кислоту в лаборатории.

Тата, ibiom: Мне тоже кажется, что это симбиотический процесс — как у деревьев и грибов. Грибы помогают деревьям общаться, а взамен берут у них сахар и другие питательные вещества. Поэтому я за бартерный процесс. Например, ibiom сотрудничает с клеточным биологом Аллой Ревитцер на добровольных началах. Буквально недавно в Nature вышел материал о том, что ученые научились выращивать из кожи взрослого человека, по сути, десятидневные эмбрионы — это нужно для изучения раннего развития человека. С этой идеей мог реально прийти художник, решая свою художественную задачу.

Вика, BIOROBOTY 019: В объединении науки и искусства есть профит для обеих индустрий: и концептуальное искусство, и наука — закрытые для широкого круга сферы. Люди, которые ничего не смыслят в науке, через искусство узнают о новых технологиях. Те, кто занимался наукой, включаются в мир современного искусства. Если science-art-проект сделан с серьезными учеными, он помогает искоренять лженаучные направления.


Спекулятивный science art культивирует у зрителя интерес к научным новинкам

Саша: Просветительская функция этого симбиоза иногда неочевидна, ты сама рассказывала, что некоторые scienceart- художники спекулируют на научных данных и «подгоняют» их под художественный замысел. Это может навредить популяризации науки.

Христина Отс: Не знаю, может ли это навредить науке, наверное да, если эта спекулятивность сразу не считывается. «Биороботы» и ibiom презентуют свои работы на выставках в ироничном ключе, и зритель это видит.

Марта, BIOROBOTY 019: Мы как раз делаем спекулятивный science art и таким образом культивируем у зрителя интерес к научным новинкам. Многие люди не хотят погружаться в науку, передоверяют ученым абсолютно все. Знание заменяют верой. Задача нашей группировки — стимулировать мозговую активность зрителей, чтобы они раскрывали, какие смыслы мы вкладываем, какая возможна расшифровка у наших проектов.

Аня, ibiom: Я работала с Институтом физики Земли: меня провели по всем коридорам, все рассказали — ученые хотят совместной работы. В институте, где разрабатывают протезы, мне показали чулан — там пылятся экспонаты, которые никто не видит, потому что помещение музея отобрали. Коллаборация с современными художниками «открыла» бы все эти вещи для общества. Часто у ученых есть представление, что художники придут и проиллюстрируют науку, потому что у них для этого есть ремесленные инструменты. Люди не сразу понимают, что ты хочешь сделать, но обычно говорят: это странно, но давайте попробуем. Однажды я написала письмо одной лаборатории в Южной Корее, мол, интересно посмотреть на ваших роботов. Мне ответили — приезжай.


Настоящий science art — это коллаборация и развитие как науки, так и художественного направления

Саша: В галерее Art.ITMO.Residency прошла выставка, где были представлены работы суперзвезд. Например, Харм ван ден Дорпель — его работу впервые музей купил за криптовалюту в 2015 году. Но мне кажется, что с точки зрения зрителя неподготовленного выставка выглядит визуально не слишком привлекательно.

Христина Отс: Я постоянно наблюдаю за зрителями в галерее и могу сказать точно: вау-эффект достигается не от визуального впечатления, а от столкновения с научным знанием, от которого люди в значительной степени изолированы. К нам приходят бабушки с внуками, чтоб показать им, как наука работает: бактерии в колбах их больше привлекают, чем красивые видео на больших плазмах. Недавно к нам в галерею приезжала группа школьников, им настолько понравилась выставка биоарта, что они попросили директора им в школе организовать подобие art & science лаборатории. В рамках этого же проекта мы показывали коллаборацию студентов магистратуры Art & Science с лабораторией SCAMT (растворной химии передовых материалов и технологий), в которой ученые работают с пауками, вырабатывающими магнитную паутину. Коллектив художников задавался вопросом: можем ли мы отчуждать труд пауков, может ли марксистская идеология быть переложена на нечеловеческих существ. Зрителя же занимал сам вау-эффект: смотрите, пауки в лаборатории фигачат магнитную паутину из своих брюшек и она пульсирует.

Тата, ibiom: У проектов ibiom выработана своя корпоративная эстетика, мы всё упаковываем так, как это делают стартапы, выходя на рынок. Например, мы сделали микробиологический «тиндер» (подбор партнеров по микробиому, собранному с поверхности смартфонов) — и с точки зрения эмоций, людей торкает, например, возможность с помощью нашего «фейкового» продукта найти себе идеального партнера.

Саша: В одном чате художников смеялись над другими художниками, которые приходят в лаборатории и орут от восторга, делая ДНК-электрофорез, хотя это просто метод определения длины ДНК, «тупо как линейка». А потом эти художники делают как бы наполненные смыслом работы, хотя база их произведения — детский восторг от столкновения с простейшими научными методами.

Света, BIOROBOTY 019: У science art есть разные функции. Тот, кто хочет создать что-то новое, будет погружаться в тему и делать серьезные коллаборации. Есть проекты, которые художники создают на протяжении многих лет, как Labor Пола Вануза, в котором бактерии синтезировали человеческий пот. (Художник инкубировал в биореакторах уникальные виды бактерий кожи человека, ответственных за первичный запах потеющих тел. Проект отражает переход индустриального общества от человеческого и машинного труда к новым видам промышленной деятельности, основанным на эксплуатации жизненных процессов и коммодификации самой жизни.) Можно делать проекты попроще: они порадуют широкую публику, люди узнают что-то новое.

Алена, BIOROBOTY 019: Мы как раз к science art себя не относим, мы как бы рядышком. Чтобы сделать качественный проект, художнику нужно полностью погружаться в научное исследование, а не «я приду и воспользуюсь вашими исследованиями». Настоящий science art — это коллаборация и развитие как науки, так и художественного направления.

Саша: Курирование science-art-проектов кажется еще более тонким льдом, чем их создание.

Христина Отс: Мы вообще думаем о том, что нужна отдельная магистратура по кураторству art & science с базовыми естественно-научными дисциплинами. Сейчас мы делали выставку про вирус — этот феномен даже ученым не до конца понятен, и мне, гуманитарию, было тем более непросто разобраться в научной стороне вопроса, хотя, готовясь к выставке, я читала «популярные» книги по вирусологии. Поэтому я попросила биолога Наталью Зорину проверить научную точность текстов художников. Она периодически писала: этот процесс для вирусов не характерен, он происходит только в бактериях. Тогда мы тексты переписывали и переутверждали с художником. Иногда художник скидывает нам статью, которую он прочитал, а ученые говорят, что она антинаучная. Как только проект начинает отрываться от ученых, которые могут подтвердить факты, то мы рискуем свалиться либо в профанацию, либо в спекуляцию. Поэтому мне было важно, чтобы с точки зрения науки все было максимально четко.

Слева направо: Алена Королева — художник, Марта Михайлова — графический дизайнер, Виктория Романова — сотрудница галереи AIR, первое образование

Слева направо: Алена Королева — художник, Марта Михайлова — графический дизайнер, Виктория Романова — сотрудница галереи AIR, первое образование — Оптика, ИТМО, Светлана Сидорова — сотрудница MYTH Gallery, первое образование — Нефтегазовое дело, Горный университет

На Алене: клипсы и кулон Saint Laurent, блуза Bottega Veneta (все — ДЛТ). На Марте: топ Off-White, брюки Tom Ford, кольца Bottega Veneta (все — ДЛТ), серьги Parure. На Вике: очки Cutler & Gross, топ и брюки Alexander Wang (все — ДЛТ). На Свете: кепка Isabel Marant, жакет Versace, майка Off-White (все — ДЛТ)


 


BIOROBOTY 019

арт-группа

«Мы поступили в ИТМО на первый набор магистратуры Art & Science: программа только запускалась, многое было не определено. Поэтому мы сами начали искать дополнительные способы реализаци вне стен университета и выработали собственную позицию — будем делать то, что от нас хотят, но наполнять актуальным для коллектива содержанием. Мы профаны и идиоты от science art: хоть нас и занесло на это поле, но прикладных навыков часто не хватает. Наша роль — коллабораторы, которые привлекают и объединяют специалистов из разных областей для совместных проектов.

Для выставки Vivus/Domum в Особняке Трубецких-Нарышкиных мы создали инсталляцию “ЖК Рыбка” — это аквариум с карасями и окунями, выловленными из Невы у Финбана в коллаборации с местными рыбаками. Мы обустроили аквариум в соответствии с эталонными представлениями большинства людей об идеальном жилище: стильная мебель, плазма, приставка, комнатные растения. Это проект о неуемном желании человека навязывать свои нормы и правила, вторгаться и перекраивать по своим шаблонам, отыгрывая роль спасителя. Сразу встал вопрос: а не прибегут ли зоозащитники с обвинением в жестоком обращении с рыбками. Из-за перепада температур в выставочном зале одна рыбка действительно погибла — людей пришло слишком много, и они, грубо говоря, “надышали”. Было интересно наблюдать за реакцией посетителей, возмущающихся неэтичностью инсталляции. Люди ловят и едят рыбу, то есть разводят, содержат в минимально оптимальных условиях и убивают живые организмы. Этот процесс сознательно выталкивается из нашей повседневной этической повестки. Бытовое “отрицание” жестокости — то, что в “ЖК Рыбка” вытаскивается на поверхность, осмысляется и привлекает внимание. Мы определяем наш проект как активистский, ставящий под вопрос производственные отношения (часто экспансивные) между разными видами. Можем ли мы решать, что лучше для не-человека? Какой уровень эмпатии необходим для взаимодействия с другим организмом? Как этически определить одомашнивание? Что насчет этики научных экспериментов? Что такое нечеловеческая жертва во имя человека? Эти вопросы не снимают с нас ответственности за своевольную релокацию рыб и отсутствие более глубокого их изучения. Работа с живым — это ответственность, и следующий проект нужно будет делать намного более подготовленными. Задавать вопросы открыто и получать честные реакции мы не перестаем».

Платье, топ Maje,туфли Balenciaga (ДЛТ)

Платье, топ Maje,туфли Balenciaga (ДЛТ)


Христина Отс

Куратор галереи AIR (Art.ITMO.Residency). Галерея открылась в сентябре 2020 года на Биржевой линии, 16.

«Осенью 2020-го при магистратуре Art & Science ИТМО открылось новое гибридное пространство, которое совмещает в себе галерею, резиденцию и мастерскую. Меня позвали на позицию куратора в AIR, и, так как из-за пандемии запланированную резиденцию художников пришлось отложить, мы сделали акцент на выставочной деятельности. Нам важно показывать не только «взрослых» science-художников, но и работы студентов. Мы делаем это в рамках программы шоукейсов — непродолжительных выставок по результатам курсов. В Петербурге не было площадки для научно-технологического искусства, а мы за полгода показали 8 выставок. Ежедневно в галерее присутствует арт-медиатор — он помогает разобраться в сложных концепциях: мы не хотим, чтобы science art оставался «элитарной» областью. Наша галерея — точка входа в лаборатории ИТМО для science-art-художников, которые не учатся в университете, а значит, не имеют доступа к научному оборудованию и коллаборации с учеными. Любой художник может предложить Art.ITMO.Residency проект, а мы как фасилитаторы предложим его ученым и постараемся подготовить почву для совместной работы. Art & science проекты, особенно биоискусство, очень привязаны к лабораториям — их невозможно делать по “зуму”».

Слева направо: Тата Гориан, Анна Прилуцкая, Ольга Зубова, Евгения Золотникова Команда ibiom в своем новом экспериментальном офисе с безэховой камерой

Слева направо: Тата Гориан, Анна Прилуцкая, Ольга Зубова, Евгения Золотникова

Команда ibiom в своем новом экспериментальном офисе с безэховой камерой. В этом году айбиомовцы открывают образовательную программу «Слияние систем: вирусносоциальные исследования». Студенты смогут проводить в безэховой камере свои исследования и испытания.

На Тате: рубашка Ganni, лонгслив Bottega Veneta, брюки MGSM. На Анне: жакет Frankie Shop, джемпер Givenchy, кюлоты Bottega Veneta. На Ольге: платье-рубашка Givenchy. На Евгении: жакет, лонгслив и брюки Bottega Veneta (все — ДЛТ)


ibiom

арт-группа

«В Лаборатории новых медиа в Александринском театре художница и куратор, руководитель направления “Биоарт” магистратуры Art & Science Университета ИТМО Лаура Родригез предложила поэкспериментировать с бактериями: студентов разделили на группы, и мы выращивали бактерии в чашке Петри. Так стихийно возникла наша группа и идея стартапа ibiom box: человек собирает с поверхности смартфона бактерии, отправляет их нам, мы анализируем лабораторные данные микробиома и выдаем пользователям персонализированные решения для смартфона и жизни. Например, микробиологический “тиндер”.

Наука предлагает нам столько сервисов и решений, а люди доверяют всему и принимают на веру любое healthcare-приложение. Мы осознанно мимикрировали под технологический стартап и даже лендинг оформили по всем канонам продуктов Apple. Перед этим мы сделали ресерч и нашли еще несколько биотех-компаний с похожим названием. Самое смешное, что нам писали ученые-биологи, изучившие сайт ibiom Box, с вопросами о деталях лабораторных исследований — даже им сложно понять, где заканчивается реальность и начинается спекуляция. Недавно знакомые предложили нам принять участие в стартап-питчинге в Бостоне, чтобы рассказать о проекте и найти инвесторов — с большой долей вероятности мы бы их нашли. История со стартапом по анализу крови Theranos Элизабет Холмс, которая некогда попала на обложку Forbes, а теперь ее судят, — тому подтверждение.

На выставке “Немосква не за горами” в “Манеже” мы работали с пространством музея, предлагая наш “чуткий сервис”, — помогали зрителям “вливаться” в посткарантинные меры в выставочном зале. Когда человек входил в “Манеж”, в гардеробе его приветствовало голосовое сообщение, затем на экранах он видел обучающее игровое видео о соблюдении персональной гигиены, скамейки с разделителями для безопасного общения. Мало кто понял, что это арт-проект».

Текст: Александра Генералова

Фото: Алина Горбачева

Креативный продюсер: Лима Липа

Стилист: Эльмира Тулебаева, Лилия Давиденко

Ассистент стилиста: Виктор Кринкин, Анастасия Рязанова

Визаж и прическа: Оля Змеюка, Дарья Силлварис, Евгения Сомова

Свет: Skypoint

Координатор: Маргарита Саратова

Благодарим коворкинг Университета ИТМО за помощь в организации съемки.

Благодарим галерею Art.ITMO.Residency (Брижевая линия, 16) за помощь в организации и проведении съемки.

Благодарим Радиофизический комплекс Нового физтеха ИТМО за помощь в проведении съемки.

Материал из номера:
Апрель

Комментарии (0)

Купить журнал: