Денис Гардари, художник и искусствовер рассказывает о культуре не так, как учат в школах и вузах – ведет авторский блог с электронной подпиской, пишет посты в соцсети и выступает на паблик-токах. За новой порцией просветительской работы идем в декабре на цикл лекций «Homo culturalis. Человек культурный».
Как вы себя идентифицируете на данный момент: художник, искусствовед, блогер, бизнесмен?
Всё вместе и одновременно ничего из этого. Я - человек новой естественности! Это сто лет назад можно было абсолютно точно сказать: я - врач, я - строитель. И не потому, что я не знаю – кто я, а потому что не хочу ограничивать себя этими ярлыками. Речь не о банальной постмодернистской размытости, скорее, о свободе. Это достаточно трудно, потому что у меня нет той жесткой опоры, с которой я могу себя сверять, и к которой могу регулярно апеллировать. Когда роль одна, она и определяет центр человека, как, например, бизнесмена определяет прагматизм. А когда внутри всего много, то идентифицировать себя однозначно - трудно, и ты просто стараешься в этом поле функционировать.
Зачем вам еще и добровольная просветительская повинность?
Жизнь сейчас быстрая, насыщенная, и, как правило, люди касаются искусства лишь опционально. Я не осуждаю, просто констатирую факт. Есть такое слово, которое особенно часто говорят на Урале - «окультуриться». Оно меня ужасно бесит. Люди обычно не озадачиваются осмыслением этого. И у нас все знания такие, за исключением личных профессиональных интересов, да и то не всегда. И получается, что есть реальная жизнь, а есть искусство - где-то сбоку. Люди считают, что здорово сходить в театр, на оперу или балет, но в целом можно и без этого обойтись. Особая сила этого заблуждения в том, что… это правда. Люди могут прожить без искусства, многие годами никуда не выходят, причем, люди вполне достойные и интеллектуально развитые. Когда начинаешь глубоко погружаться, понимаешь, что мы к слову «культура» приравниваем только понятие «художественная культура», но это не так. Художественная культура - это лишь проекция, проявление обширной области. Понятие «культура» изначально появилось в древнегреческом языке, как некоторое противопоставление природе. Но мы, люди ХХI века, неосознанно воспринимаем даже природу как творение культуры, которая находится в оптике: в восприятии окружающего мира неосознанно всплывают образы картин Левитана, Айвазовского, Коровина, «Мороз и солнце…» Пушкина, рассказы Бианки, сказы Бажова и многое другое. Современные люди - тотальное порождение культуры. Человек по определению - существо культурное. Вот это понимание я хочу донести до людей… и до себя.
То есть задача новой программы лекций - расширение горизонта восприятия культуры и искусства?
По большому счёту, искусство я определяю, как идентичность человечества в целом. Когда начинаешь это понимать, то осознаешь, что перед тобой конкретный лайфхак, который можно использовать в любой своей деятельности. Исходя из этого посыла начали рождаться мои методические работы. Я подумал, что было бы здорово, чтобы по искусству были какие-то вводные материалы с адекватными источниками, по которым люди, не погруженные в искусство на сто процентов, смогут ориентироваться и легче принимать многообразие современных работ.
И каким образом во все это погружаться?
Пытаться заходить только через искусство - бесполезно. Закрытый вход в открытый храм. Если мы понимаем, что культура - это все, а искусство - точки доступа, то желательно иметь какое-то представление об этих процессах, чтобы понимать хотя бы базовый контекст. С этим багажом думающему и говорящему человеку гораздо проще и интереснее погружаться в искусство и не бояться выносить свое личное, субъективное, но обоснованное мнение на ту или иную тему. Цикл моих лекций-бесед - про вещи, которые определяют мировоззрение людей ХХI века во всех его плоскостях.
Кроме курса лекций вы опубликовали на своей странице в соцсети две большие методические работы, которые называете книгами. Что это? Новый, актуальный формат издания?
Да, думаю, так. Электронная книга - это как мобильный помощник, который всегда с тобой. Она сжата и лаконична. Решение делать книги в таком формате пришло стихийно, после прочтения случайно попавшегося на глаза руководства по пользованию Telegram. Я понял, что это очень удобный формат - ведь в наше время нет проблем, чтобы что-то узнать, есть проблема в том, чтобы понять, что именно нужно узнавать. Первая пдф–книга называется «Современное искусство. Как понять?». Она о том, из чего складывается особая оптика сегодняшнего дня и как найти свой собственный «угол зрения» на эту противоречивую реальность - современное искусство. Я не пытаюсь ничему учить, просто даю инструменты. Вторая книга - «Искусство. С чего начать?», она на 120 страниц, тоже адаптирована для смартфона. Состоит из трех частей: вводные мысли о ключевых сторонах искусства как явления, техники и методики культурного развития и собрание различных источников, которые я лично отсмотрел и отчитал за 15 лет. Я все структурировал по разделам и «вшил» ссылки на видео. Таким образом, книгу можно «читать вглубь», периодически возвращаясь к моим размышлениям… и снова к лекциям разных авторов. Годика так на полтора самостоятельной работы. В обычной печатной книге это невозможно.
Но в ближайших планах все-таки и бумажное издание книг.
Готовлю пару книг для известного издательства. В одной будут собраны разные смешные истории из моей жизни, а другая посвящена культуре и искусству. Обе уже в процессе.
ТЕКСТ: Саша Колесниченко ФОТО: Архив героя
Комментарии (0)